Занимательная

педагогика

Рассказ в картинках

Методика диагностики детской лжи


Чтобы выявить и понять истинные причины тех или иных отклонений в поведении ребенка, целесообразно воспользоваться методикой "Рассказ в картинках". Многие дети более склонны выражать себя в рисунках, нежели в словах.

Данная диагностическая техника поможет вскрыть причины детской лжи. Для этого необходимо в эмоционально-благоприятной обстановке предложить ребенку нарисовать "следующий сюжет".

Представь, что на свете живет человек очень похожий на тебя. У него такое же имя, такая же одежда, такой же дом, игрушки. Все очень-очень похожее.
Однажды случилось так, что он солгал.
Закрой глаза и подумай, какая это могла бы быть история?
Возьми листы бумаги, карандаши или фломастеры и нарисуй "Историю одной лжи в картинках".

Желательно создать серию рисунков, из которых было бы видно, как поступил мальчик (девочка), почему это произошло, какова была реакция взрослых, что думал и чувствовал "автор " событий.
Попросить ребенка на последнем рисунке изобразить, как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится.

Можно дополнительно разъяснить, почему необходимо нарисовать серию картинок, отражающих цепочку событий (чтобы создать своеобразный мультфильм). Объяснить, что эстетические достоинства рисунка не имеют значения. Важно отразить свои чувства, мысли, переживания, постараться объяснить, почему человек лгал, и что из этого получилось.

Лист бумаги выбирается любого размера. К тому же самостоятельный выбор ребенком подходящего формата рисунков может рассматриваться как дополнительный диагностический показатель. Ребенок вправе изображать события на нескольких листах бумаги (А4) или работать на одном листе, предварительно расчертив его на нужное количество прямоугольников. Изобразительные средства также выбираются по желанию ребенка.

Эта методика заметно повышает уровень открытости, ослабляет ситуативную тревожность, связанную с содержанием задания. Некоторым детям рисунки помогают освободиться от "страшных секретов".

Создавая серию рисунков, ребенок-автор невольно анализирует "историю собственной лжи". При этом он как бы смотрит на произошедшее со стороны, воспринимает себя глазами другого человека.

Известно, что последний рисунок всей серии работ является наиболее ценным как обобщенный результат проживания какой-либо тревожащей ребенка проблемы. Поэтому для заключительного рисунка предложите прогностическое задание: "Как будет вести себя этот человек, если ситуация повторится?"

Удачи!

Комментарии   

0 #2 admin 20.06.2011 21:28
Эта методика была опубликована в № 09/2001 газеты "Школьный психолог".
+4 #1 Алиса 20.06.2011 20:48
Скажите пожалуйста, а у этой методики "История в картинках" есть автор?
Если есть, то где можно рассмотреть содержание методики более подробно?

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100