март27
Полезное с приятным – 3
Продолжение.
В этой статье речь пойдет о рекомендациях и упражнениях, которые помогут родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по чтению в незабываемую увлекательную игру.
В этой статье речь пойдет о рекомендациях и упражнениях, которые помогут родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по чтению в незабываемую увлекательную игру.
Многие папы и мамы хотели бы на
каникулах помочь собственному ребенку научиться читать бегло, понимать
смысл прочитанного, да и вообще сделать чтение интересным и необходимым
занятием всей его дальнейшей жизни. Только некоторые из них могут с
этим справиться без наставлений, психологического давления и ущемления
интересов школьника.
Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют не только выработать у школьника желание бегло и осознанно читать, но и стимулировать интерес к чтению, грамотно строить свою речь, постоянно совершенствовать собственные литературные навыки. Это – универсальное учебное задание по чтению для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить учение на каникулах в полезное и приятное занятие. А понравившиеся упражнения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьника, любого детского праздника, даже на свежем воздухе.
Конкретные рекомендации по выстраиванию общения с ребенком во время занятий и режима работы приведены в статье Полезное с приятным – 5. Успехов!
Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют не только выработать у школьника желание бегло и осознанно читать, но и стимулировать интерес к чтению, грамотно строить свою речь, постоянно совершенствовать собственные литературные навыки. Это – универсальное учебное задание по чтению для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить учение на каникулах в полезное и приятное занятие. А понравившиеся упражнения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьника, любого детского праздника, даже на свежем воздухе.
Конкретные рекомендации по выстраиванию общения с ребенком во время занятий и режима работы приведены в статье Полезное с приятным – 5. Успехов!
Чтение и речь
I. Занимательные
вопросы
1. В какой сказке у "бабушки" были длинные уши и большие зубы? (Красная Шапочка)
2. Какой сказочный персонаж владеет тремя языками? (Змей Горыныч)
3. Герои каких сказок совершили путешествие благодаря перелетным птицам? ( Нильс с дикими гусями, Лягушка-путешественница с утками)
4. У кого к зиме был готов и стол, и дом? (Муравей)
5. Кто говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс!? (Буратино)
6. Кто увидел свой образ в зеркале? (Обезьяна)
7. Как звали самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Степа)
8. Назовите героиню сказки Андерсена, превратившуюся в морскую пену? (Русалочка)
9. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (у него была только одна нога)
10. Кто остался без завтрака благодаря своей глупости? (Ворона)
11. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? (Огниво)
12. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"? (Кукушка)
13. В какой сказке есть домик, вместивший большое количество жильцов? (Теремок)
14. В какой сказке роль волшебной палочки выполняет цветок? (Цветик-семицветик)
15. Невеста какого героя жила на болоте? (Ивана Царевича)
•••
16. В каком государстве копали траншею полтора землекопа:
* Королевство кривых зеркал
* Страна невыученных уроков
* Страна дураков
* Тридевятое царство?
17. В честь какого дня недели Робинзон Крузо назвал найденного на острове друга:
* второго
* третьего
* пятого
* шестого?
18. Кто не входил в состав бременских музыкантов:
* кот
* петух
* лошадь
* собака?
19. С какой жалобой пришел к Айболиту Барбос:
* я несчастный, больной старый пес
* меня курица клюнула в нос
* я свой хвост отморозил в мороз
* меня кашель замучил до слез?
20. Что выронила из клюва Ворона, поддавшись на уговоры Лисы спеть:
* кольцо
* колбасу
* палочку
* сыр?
21. Какая часть Чеширского кота исчезала последней:
* хитрый взгляд
* широкая улыбка
* правое ушко
* кончик хвоста?
22. Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста:
* звезды
* солнце
* ветер
* месяц?
II. Упражнения на
развитие мыслительных операций, навыков чтения и
речи, литературных способностей
1. Назовите какие-нибудь три признака пословицы, стихотворения, повести.
2. Чем схожи и чем отличаются поэт и прозаик?
3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками:
книга (очки, чтение, оглавление, печать, учебник, текст). (чтение, текст)
4. Расположите последовательно в порядке возрастания слова:
часть, строка, роман, абзац, глава. (строка, абзац, глава, часть, роман)
5. Исключите лишнее слово:
повесть, рассказ, поэма, новелла. (поэма)
6. Назовите группу слов:
Буратино, Карлсон, Незнайка, Кай, Чиполлино. (персонажи литературных сказок)
7. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).
- Глава – повесть; строфа – ? (стихотворение)
- Баба-яга – сказка; Илья Муромец – ? (былина)
- Повесть – прозаик; поэма – ? (поэт)
- Добро – зло; пролог – ? (эпилог)
- Рассказ – проза; стихотворение – ? (поэзия)
9. Вставьте пропущенные слова в предложение: "Сказка – ..., да в ней ..., ... молодцам ...". ("Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
10. Восстановите предложение: и, словами, комнату, подзатыльника, , , С, Незнайка, этими, взмахнул, Шпунтик, и, Шпунтику, такого, кулаком, что, завертелся, всю, волчком, полетел, сильного, дал, через. (С этими словами Незнайка взмахнул кулаком и дал Шпунтику такого сильного подзатыльника, что Шпунтик завертелся волчком и полетел через всю комнату)
11. Восстановите текст:
- и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей.
- и худо было, если такие очки надевали для того,
- Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы,
- и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда.
- чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
- Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце,
- Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки,
12. Прочтите зеркально отображенные слова:
13. Расшифруйте анаграммы:
а) гаир, тепь, учкар, юруис, овцетк, ваторищ, лефотен. (игра, петь, ручка, рисую, цветок, товарищ, телефон)
Интересная
книга
б) аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.
(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).
в) Разгадайте имена сказочных героев.
- ймокачюоДв (Дюймовочка)
- инкаМторстоК (Кот Матроскин)
- кялкопШа (Шапокляк)
- никечП (Печкин)
- срКаная окчаШпа (Красная Шапочка)
- ступа с метлой (Баба-Яга)
- горошина (Принцесса на горошине)
- золотое перо (Жар-Птица)
- невод (Сказка о Золотой рыбке)
- золотое яичко (Курочка Ряба)
- русская печь (Емеля)
- веретено (Спящая Царевна)
- золотой ключик (Буратино)
- От топота копыт пыль по полю летит.
- У пеньков опять пять опят.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
- Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
- Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
- Всех скороговорок не перескороговоришь да не перевыскороговоришь.
- Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
- Шел Егорка по пригорку и учил скороговорку.
Он учил скороговорку про Егорку и про горку.
А когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.
И теперь в скороговорке нет ни горки, ни Егорки.
- Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то ... (некогда, "Болтунья" А. Барто) - Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает ... (в первый класс, "В школу" А. Барто) - Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, ... (что наяву, "Чудо на уроке" А. Барто) - Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать умеет он у нас
Почти ... (до десяти,"Два и три" Б.Заходер) - — Вам знакомы Вова с Петей?
Не знакомы? Вот так раз!
Нас же знают все на свете,
Знает нас весь ... (пятый класс, "Познакомимся" Б.Заходер) - "Перемена, перемена!" -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает ... (за порог "Перемена" Б.Заходер) - Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей ... (милой маме, "Айболит" К.Чуковского) - Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ... (воробей, "Тараканище" К.Чуковского) - Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ... (золотые, "Муха Цокотуха" К.Чуковского) - Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и ... (пропал, "Краденое солнце" К.Чуковского) - Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под ... (кровать, "Мойдодыр" К.Чуковского) - А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по ... (дорожке, "Федорино горе" К.Чуковского)
а |
ё |
н |
ш |
а |
|||
т |
р |
к |
о |
з |
|||
о |
е |
з |
ь |
я |
а |
||
и |
в |
у |
ш |
к |
а |
||
б |
р |
а |
и |
о |
|||
в |
а |
с |
л |
с |
|||
р |
о |
к |
д |
и |
л |
||
б |
о |
г |
т |
р |
ь |
ответ
а |
л |
ё |
н |
у |
ш |
к |
а |
с |
т |
р |
е |
к |
о |
з |
а |
о |
б |
е |
з |
ь |
я |
н |
а |
и |
в |
а |
н |
у |
ш |
к |
а |
б |
у |
р |
а |
т |
и |
н |
о |
в |
а |
с |
и(й) |
л |
и |
с |
а |
к |
р |
о |
к |
о |
д |
и |
л |
б |
о |
г |
а |
т |
ы |
р |
ь |
III. Упражнения на
развитие интереса к чтению, выработку навыка техники
чтения и умения понимать смысл прочитанного в статьях:
- Читаю играя
- Играю читая
- Читать бегло и (или) осознанно?
- Необычный сюрприз
- Ищем ошибки
- Разгадывание анаграмм
- Увлекательное обучение технике чтения
- Прерванный рассказ
- Я – писатель
Другие статьи этого цикла на нашем сайте:
Полезное с приятным – 1 Полезное с приятным – 2 Полезное с приятным – 4 Полезное с приятным – 5
Комментарии
Следите за продолжением темы.
RSS лента комментариев этой записи