Занимательная

педагогика

Полезное с приятным – 3

Полезное с приятным – 3
Продолжение.
В этой статье речь пойдет о рекомендациях и упражнениях, которые помогут родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по чтению в незабываемую увлекательную игру.

Многие папы и мамы хотели бы на каникулах помочь собственному ребенку научиться читать бегло, понимать смысл прочитанного, да и вообще сделать чтение интересным и необходимым занятием всей его дальнейшей жизни. Только некоторые из них могут с этим справиться без наставлений, психологического давления и ущемления интересов школьника.

Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют не только выработать у школьника желание бегло и осознанно читать, но и стимулировать интерес к чтению, грамотно строить свою речь, постоянно совершенствовать собственные литературные навыки. Это – универсальное учебное задание по чтению для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить учение на каникулах в полезное и приятное занятие. А понравившиеся упражнения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьника, любого детского праздника, даже на свежем воздухе.

Конкретные рекомендации по выстраиванию общения с ребенком во время занятий и режима работы приведены в статье Полезное с приятным – 5. Успехов!


Чтение и речь


I. Занимательные вопросы

1. В какой сказке у "бабушки" были длинные уши и большие зубы? (Красная Шапочка)

2.
Какой сказочный персонаж владеет тремя языками? (Змей Горыныч)

3.
Герои каких сказок совершили путешествие благодаря перелетным птицам? ( Нильс с дикими гусями, Лягушка-путешественница с утками)

4.
У кого к зиме был готов и стол, и дом? (Муравей)

5.
Кто говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс!? (Буратино)

6.
Кто увидел свой образ в зеркале? (Обезьяна)

7.
Как звали самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Степа)

8.
Назовите героиню сказки Андерсена, превратившуюся в морскую пену? (Русалочка)

9.
Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (у него была только одна нога)

10.
Кто остался без завтрака благодаря своей глупости? (Ворона)

11.
В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? (Огниво)

12.
Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"? (Кукушка)

13.
В какой сказке есть домик, вместивший большое количество жильцов? (Теремок)

14.
В какой сказке роль волшебной палочки выполняет цветок? (Цветик-семицветик)

15.
Невеста какого героя жила на болоте? (Ивана Царевича)

•••

16. В каком государстве копали траншею полтора землекопа:
    * Королевство кривых зеркал
    * Страна невыученных уроков
    * Страна дураков
    * Тридевятое царство?

17.
В честь какого дня недели Робинзон Крузо назвал найденного на острове друга:
    * второго
    * третьего
    * пятого
    * шестого?

18.
Кто не входил в состав бременских музыкантов:
    * кот
    * петух
    * лошадь
    * собака?

19.
С какой жалобой пришел к Айболиту Барбос:
    * я несчастный, больной старый пес
    * меня курица клюнула в нос
    * я свой хвост отморозил в мороз
    * меня кашель замучил до слез?

20.
Что выронила из клюва Ворона, поддавшись на уговоры Лисы спеть:
    * кольцо
    * колбасу
    * палочку
    * сыр?

21.
Какая часть Чеширского кота исчезала последней:
    * хитрый взгляд
    * широкая улыбка
    * правое ушко
    * кончик хвоста?

22.
Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста:
    * звезды
    * солнце
    * ветер
    * месяц?

II. Упражнения на развитие мыслительных операций, навыков чтения и речи, литературных способностей

1. Назовите какие-нибудь три признака пословицы, стихотворения, повести.

2.
Чем схожи и чем отличаются поэт и прозаик?

3.
Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками:
книга (очки, чтение, оглавление, печать, учебник, текст). (чтение, текст)

4.
Расположите последовательно в порядке возрастания слова:
часть, строка, роман, абзац, глава. (строка, абзац, глава, часть, роман)

5.
Исключите лишнее слово:
повесть, рассказ, поэма, новелла. (поэма)

6.
Назовите группу слов:
Буратино, Карлсон, Незнайка, Кай, Чиполлино. (персонажи литературных сказок)

7.
Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).
  • Глава – повесть; строфа – ? (стихотворение)
  • Баба-яга – сказка; Илья Муромец – ? (былина)
  • Повесть – прозаик; поэма – ? (поэт)
  • Добро – зло; пролог – ? (эпилог)
  • Рассказ – проза; стихотворение – ? (поэзия)
8. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: фольклорная сказка, произведение устного народного творчества, "Морозко", русская народная сказка, русская народная сказка для детей. ( "Морозко", русская народная сказка для детей, русская народная сказка, фольклорная сказка, произведение устного народного творчества)

9.
Вставьте пропущенные слова в предложение: "Сказка – ..., да в ней ..., ... молодцам ...". ("Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

10.
Восстановите предложение: и, словами, комнату, подзатыльника, , , С, Незнайка, этими, взмахнул, Шпунтик, и, Шпунтику, такого, кулаком, что, завертелся, всю, волчком, полетел, сильного, дал, через. (С этими словами Незнайка взмахнул кулаком и дал Шпунтику такого сильного подзатыльника, что Шпунтик завертелся волчком и полетел через всю комнату)

11.
Восстановите текст:
  • и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей.
  • и худо было, если такие очки надевали для того,
  • Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы,
  • и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда.
  • чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
  • Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце,
  • Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки,
(Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах)

12.
Прочтите зеркально отображенные слова:





13. Расшифруйте анаграммы:

    а) гаир, тепь, учкар, юруис, овцетк, ваторищ, лефотен. (игра, петь, ручка, рисую, цветок, товарищ, телефон)

Интересная книга

    б) аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.
(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).

    в) Разгадайте имена сказочных героев.
  • ймокачюоДв (Дюймовочка)
  • инкаМторстоК (Кот Матроскин)
  • кялкопШа (Шапокляк)
  • никечП (Печкин)
  • срКаная окчаШпа (Красная Шапочка)
14. Назовите имя персонажа или название сказки с его участием. А поможет в этом изображение предмета, имеющего отношение к тому или иному сказочному герою.
  • ступа с метлой (Баба-Яга)
  • горошина (Принцесса на горошине)
  • золотое перо (Жар-Птица)
  • невод (Сказка о Золотой рыбке)
  • золотое яичко (Курочка Ряба)
  • русская печь (Емеля)
  • веретено (Спящая Царевна)
  • золотой ключик (Буратино)
15. Быстро прочтите скороговорки
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь да не перевыскороговоришь.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  • Шел Егорка по пригорку и учил скороговорку.
    Он учил скороговорку про Егорку и про горку.
    А когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.
    И теперь в скороговорке нет ни горки, ни Егорки.
16. Закончите четверостишие:
  • Что болтунья Лида, мол,
    Это Вовка выдумал.
    А болтать-то мне когда?
    Мне болтать-то ... (некогда, "Болтунья" А. Барто)
  • Почему сегодня Петя
    Просыпался десять раз?
    Потому что он сегодня
    Поступает ... (в первый класс, "В школу" А. Барто)
  • Я однажды ненароком
    Задремала за уроком.
    Мне уютно и приятно,
    Я на лодочке плыву,
    И одно мне непонятно,
    Что во сне, ... (что наяву, "Чудо на уроке" А. Барто)
  • Пошел Сережа в первый класс.
    С Сережкой не шути!
    Считать умеет он у нас
    Почти ... (до десяти,"Два и три" Б.Заходер)
  • — Вам знакомы Вова с Петей?
    Не знакомы? Вот так раз!
    Нас же знают все на свете,
    Знает нас весь ... (пятый класс, "Познакомимся" Б.Заходер)
  • "Перемена, перемена!" -
    Заливается звонок.
    Первым Вова непременно
    Вылетает ... (за порог "Перемена" Б.Заходер)
  • Милый, милый Бармалей,
    Смилуйся над нами,
    Отпусти нас поскорей
    К нашей ... (милой маме, "Айболит" К.Чуковского)
  • Только вдруг из-за кусточка,
    Из-за синего лесочка,
    Из далеких из полей
    Прилетает ... (воробей, "Тараканище" К.Чуковского)
  • Приходили к Мухе блошки,
    Приносили ей сапожки,
    А сапожки не простые –
    В них застежки ... (золотые, "Муха Цокотуха" К.Чуковского)
  • Наступила темнота,
    Не ходи за ворота:
    Кто на улицу попал –
    Заблудился и ... (пропал, "Краденое солнце" К.Чуковского)
  • Я за свечку,
    Свечка - в печку!
    Я за книжку,
    Та – бежать
    И вприпрыжку
    Под ... (кровать, "Мойдодыр" К.Чуковского)
  • А за нею вилки,
    Рюмки да бутылки,
    Чашки да ложки
    Скачут по ... (дорожке, "Федорино горе" К.Чуковского)
17. Вставьте пропущенные буквы в горизонтальные слова и прочтите названия героев разных литературных произведений (и и й одна – буква). А какое выделенное слово лежит на вертикали?

а

ё
н

ш

а

т
р

к
о
з

о

е
з
ь
я

а
и
в


у
ш
к
а
б

р
а

и

о
в
а
с

л

с


р
о
к

д
и
л
б
о
г

т

р
ь

ответ

а
л
ё
н
у
ш
к
а
с
т
р
е
к
о
з
а
о
б
е
з
ь
я
н
а
и
в
а
н
у
ш
к
а
б
у
р
а
т
и
н
о
в
а
с
и(й)
л
и
с
а
к
р
о
к
о
д
и
л
б
о
г
а
т
ы
р
ь


III. Упражнения на развитие интереса к чтению, выработку навыка техники чтения и умения понимать смысл прочитанного в статьях:

Тэги: В поддержку чтения

Комментарии   

0 #2 admin 17.04.2011 12:03
Добро пожаловать!
Следите за продолжением темы.
0 #1 Катюша 14.04.2011 12:21
Спасибо, за такую занятную информацию:-*

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100