март24
Полезное с приятным – 2
Продолжение.
Другие статьи этого цикла на нашем сайте:
Полезное с приятным – 1 Полезное с приятным – 3 Полезное с приятным – 4 Полезное с приятным – 5
В этой статье речь пойдет о приемах,
которые помогут родителям младших
школьников превратить каникулярные занятия с ребенком по русскому языку
в незабываемую увлекательную игру.
Здесь, дорогие родители, вашему
вниманию предлагаются отличные упражнения, которые позволят вашему
ребенку и способности к русскому языку развить, и грамотно писать
научиться, и удовольствие от игры получить. Если вы искренне
заинтересуетесь предстоящей работой и сумеете увлечь ребенка, успех не
заставит себя долго ждать.
Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют выработать у школьника не только желание изучать русский язык, грамотно говорить и писать, но и потребность постоянно совершенствовать свои умения и навыки. Это – универсальное учебное задание по русскому языку для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить каникулярное обучение в полезное и приятное занятие.
Конкретные рекомендации по выстраиванию общения с ребенком во время занятий и режима работы приведены в статье Полезное с приятным – 5. Успехов!
1. У коровы две, у собаки одна, у кошки одна. Сколько у носорога? (3, это буквы «о»)
2. Поменяйте местами «запутавшиеся» буквы:
3. У коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха? (8, это количество букв: ку-ка-ре-ку)
4. Поставьте перед каждым словом одну букв так, чтобы получилось новое слово, например, город – огород: рубка, дар, клад, роль, усы, ход, ель, уран, беда, роза. (трубка, удар, склад, кроль, бусы, вход, мель, буран, ябеда, гроза)
5. У коровы шесть, у козы четыре, у курицы шесть. Сколько у кошки? (5, это количество букв)
6. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово, например, стон – сон: банк, пруд, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран, горсть. (бак, пуд, власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран, гость)
7. Исправьте ошибки:
8. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв), например, вок(…)ив – зал, потому что эти слова – вокзал и залив: бал(…)еда, у(…)ова, вам(…)амида, ме(…)олад, пе(…)ол, беге(…)ор. (бес, гол, пир, шок, сок, мот)
9. Из двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина: сила + пень, кожа + ворон; липа + нота; вал + иго; мир + дно + оса; око+ножка+сор). (апельсин, жаворонок, антилопа, иволга, смородина, сороконожка)
10. Составьте грамотное предложение, включающее в себя только эти слова: до, весеннем, над, жаворонков, в, природным, сумерек, воздухе, голоса, самых, звенят, утра, ковром, с, ярким (в весеннем воздухе над ярким природным ковром с утра до самых сумерек звенят голоса жаворонков)
1. Назовите какие-нибудь три признака имени существительного, имени прилагательного, глагола.
2. Чем схожи и чем отличаются имя существительное и имя прилагательное?
3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: алфавит (слог, строка, буква, 33, порядок). (буква, порядок)
4. Расположите последовательно в порядке возрастания слова: предложение, буква, слово, слог, текст, абзац. (буква, слог, слово, предложение, абзац, текст)
5. Исключите лишнее слово:
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень. (предлог)
6. Назовите группу слов: запятая, точка, двоеточие, тире. (знаки препинания)
7. Найдите три предложения, спрятанные в тексте: где и прячутся; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; уже вполне сформировавшиеся кенгурята; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; ядовитая змея кусает человека только тогда. (уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке, где и прячутся; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают, где Балтийское море; ядовитая змея кусает человека только тогда, когда защищается)
8. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).
9. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: рукописная заглавная буква; буква; заглавная буква; знак; рукописная заглавная буква . (рукописная заглавная буква , рукописная заглавная буква, заглавная буква, буква, знак)
10. Вставьте пропущенные буквы в слова:
б)
Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют выработать у школьника не только желание изучать русский язык, грамотно говорить и писать, но и потребность постоянно совершенствовать свои умения и навыки. Это – универсальное учебное задание по русскому языку для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить каникулярное обучение в полезное и приятное занятие.
Конкретные рекомендации по выстраиванию общения с ребенком во время занятий и режима работы приведены в статье Полезное с приятным – 5. Успехов!
Русский язык
I. Занимательные
вопросы
1. У коровы две, у собаки одна, у кошки одна. Сколько у носорога? (3, это буквы «о»)
2. Поменяйте местами «запутавшиеся» буквы:
- Без пруда не вытащишь и рыбку из труда. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
- Скоро скаска сказывается, да не зкоро дело делается. (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)
- Посмешишь, людей наспешишь. (Поспешишь, людей насмешишь)
- Сашу маклом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)
- С хорошиг другом горы свернёшь, с плохим - моря хлебнёшь. (С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь)
3. У коровы две, у кошки три, у собаки три. Сколько их у петуха? (8, это количество букв: ку-ка-ре-ку)
4. Поставьте перед каждым словом одну букв так, чтобы получилось новое слово, например, город – огород: рубка, дар, клад, роль, усы, ход, ель, уран, беда, роза. (трубка, удар, склад, кроль, бусы, вход, мель, буран, ябеда, гроза)
5. У коровы шесть, у козы четыре, у курицы шесть. Сколько у кошки? (5, это количество букв)
6. Уберите по одной букве из каждого слова так, чтобы получилось новое слово, например, стон – сон: банк, пруд, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран, горсть. (бак, пуд, власть, каска, слон, пол, тело, еда, кран, гость)
7. Исправьте ошибки:
- Я одела красивое платье и пошла гулять. (надела)
- На дороге стоял пожилой дуб. (На дороге стоял старый дуб)
- Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (Столяр сделал из сосны тумбочку с четырьмя ножками)
8. Подберите слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго (количество точек равно количеству букв), например, вок(…)ив – зал, потому что эти слова – вокзал и залив: бал(…)еда, у(…)ова, вам(…)амида, ме(…)олад, пе(…)ол, беге(…)ор. (бес, гол, пир, шок, сок, мот)
9. Из двух (трех) слов составьте одно, например, кит + рана = картина: сила + пень, кожа + ворон; липа + нота; вал + иго; мир + дно + оса; око+ножка+сор). (апельсин, жаворонок, антилопа, иволга, смородина, сороконожка)
10. Составьте грамотное предложение, включающее в себя только эти слова: до, весеннем, над, жаворонков, в, природным, сумерек, воздухе, голоса, самых, звенят, утра, ковром, с, ярким (в весеннем воздухе над ярким природным ковром с утра до самых сумерек звенят голоса жаворонков)
II.
Упражнения на развитие мыслительных операций
1. Назовите какие-нибудь три признака имени существительного, имени прилагательного, глагола.
2. Чем схожи и чем отличаются имя существительное и имя прилагательное?
3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками: алфавит (слог, строка, буква, 33, порядок). (буква, порядок)
4. Расположите последовательно в порядке возрастания слова: предложение, буква, слово, слог, текст, абзац. (буква, слог, слово, предложение, абзац, текст)
5. Исключите лишнее слово:
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень. (предлог)
6. Назовите группу слов: запятая, точка, двоеточие, тире. (знаки препинания)
7. Найдите три предложения, спрятанные в тексте: где и прячутся; при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; уже вполне сформировавшиеся кенгурята; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают; ядовитая змея кусает человека только тогда. (уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке, где и прячутся; плывущие по Ледовитому океану гагары хорошо знают, где Балтийское море; ядовитая змея кусает человека только тогда, когда защищается)
8. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).
- Существительное – предмет; глагол – ? (действие, состояние)
- Кресло – мебель; имя прилагательное – ? (часть речи)
- Ноготь – палец; буква – ? (слово)
9. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: рукописная заглавная буква; буква; заглавная буква; знак; рукописная заглавная буква . (рукописная заглавная буква , рукописная заглавная буква, заглавная буква, буква, знак)
10. Вставьте пропущенные буквы в слова:
а)
к |
р |
н |
д |
||||
б |
л |
к |
а |
||||
с |
у |
т | |||||
п |
н |
а |
|||||
р |
е |
(карандаш, обложка, суббота, пенал, река)
б)
О |
Р |
О |
|||
О | Р | О | |||
О | Р | О | |||
О | Р | О | |||
О | Р | О | |||
О | Р | О |
(борона, ворона,
корова, корона, сорока, порода)
III. Упражнения для работы со словами, трудными в написании, в статьях:
Другие статьи этого цикла на нашем сайте:
Полезное с приятным – 1 Полезное с приятным – 3 Полезное с приятным – 4 Полезное с приятным – 5