фев24
"Горе от ума" – трагикомедия?
Является ли герой комедии "Горе от
ума" А.С.Грибоедова Чацкий положительным героем? Почему он "трагический
персонаж, попавший в комические обстоятельства", одновременно и
"передовой воин" и "всегда жертва"? И надо ли воспринимать как
поражение бегство Чацкого из Москвы? В этой статье представлено
сочинение-рассуждение на тему "Горе от ума" как обличительная комедия",
которое поможет ответить на эти и многие другие вопросы.
"Горе
от ума" как обличительная комедия
"И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший..."
(А. С. Грибоедов)
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший..."
(А. С. Грибоедов)
План
I. Вступление. Комедия А.С.
Грибоедова "Горе от ума" - "вечно острая, жгучая сатира".
II. Основная часть. "Горе от ума" как обличительная комедия, трагизм главного героя.
II. Основная часть. "Горе от ума" как обличительная комедия, трагизм главного героя.
1) Представители
реакционного фамусовского общества – выразители взглядов крепостников.
2) Пустое времяпрепровождение, чинопочитание, страх перед общественным мнением.
3) Преклонение перед всем иностранным, "рассудка нищета".
4) Стремление угодить, лицемерие, подобострастие, карьеризм, месть.
5) "Трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства."
2) Пустое времяпрепровождение, чинопочитание, страх перед общественным мнением.
3) Преклонение перед всем иностранным, "рассудка нищета".
4) Стремление угодить, лицемерие, подобострастие, карьеризм, месть.
5) "Трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства."
III. Заключение.
Общественно-политическое и литературное значение комедии.
"Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира". Огромная заслуга А.С. Грибоедова заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение. Недаром критики того времени утверждали, что "Горе от ума" – первая в русской литературе "комедия политическая". Грибоедов затронул вопрос о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью отвечающий исторической действительности. Все это находит свое отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня, наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.
Грибоедов в "Горе от ума" разоблачил широкий круг конкретных явлений общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря, два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия, обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету. Что Фамусов, что Хлестова, "властная барыня", – все они не признают в крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе "А судьи кто?...", гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.
В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе перед тем, "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна", когда вдруг ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть "тузом", "есть на серебре и золоте", "ездить цугом", "весь в орденах", "быть богатым и видеть детей богатыми", – и все это только потому, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, "чтоб множество не накоплялось их". Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: "Мне только бы досталось в генералы". А к этому, по его словам, ведут "многие каналы". Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он пойдет к строго намеченной цели.
В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к русскому языку, обличает "пустое, рабское, слепое подражанье". Чацкий восклицает: "Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.". Поклонникам всего иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки. Скалозуб, "олицетворение тупой аракчеевской военщины", с удовольствием говорит: "Ученостью меня не обморочишь". Хлестова так отзывается об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов, школ, лицеев...". Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и просвещении:
"Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира". Огромная заслуга А.С. Грибоедова заключается в том, что ему удалось создать широкую сатирическую картину жизни и деятельности реакционного дворянского общества. В своей комедии автор коснулся множества серьезных вопросов морали, быта и культуры общества, имевших в декабристскую эпоху самое злободневное значение. Недаром критики того времени утверждали, что "Горе от ума" – первая в русской литературе "комедия политическая". Грибоедов затронул вопрос о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о свободе и независимости человеческого общества, вопрос, полностью отвечающий исторической действительности. Все это находит свое отражение в пьесе, содержание которой – столкновение умного, передового человека с обществом дворян-крепостников. В своей комедии драматург рассказал о том, что произошло в фамусовском доме в течение одного дня, наложившего отпечаток на каждого героя пьесы.
Грибоедов в "Горе от ума" разоблачил широкий круг конкретных явлений общественного быта крепостнической России, противопоставил два лагеря, два мировоззрения. Все представители фамусовского общества – рьяные защитники самодержавно-крепостнических порядков, восхищающиеся этими порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Они борются с передовыми людьми, которые посягают на этот крепостнический строй, ибо этот строй является основой их благополучия, обезвреживают их любыми методами, не скупясь даже на гнусную клевету. Что Фамусов, что Хлестова, "властная барыня", – все они не признают в крепостных людях человеческого достоинства, очень грубо и фамильярно разговаривают с ними, не считаясь с возрастом человека, распоряжаются своими слугами, как им заблагорассудится. Против таких крепостников и направляет Чацкий свой удар в обличительном монологе "А судьи кто?...", гневно обрушиваясь на помещика, променявшего преданных ему слуг на борзых собак, хотя эти слуги спасали его жизнь и честь.
В комедии непрестанно звучит осуждение безделья и пустого времяпрепровождения московских дворян-реакционеров, ведущих праздный образ жизни, чинопочитания. Больше всего эти помещики боятся общественного мнения. Так, например, смешон Фамусов в паническом страхе перед тем, "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна", когда вдруг ей станет известно о событиях, происшедших в доме Фамусова. Из разговора Софьи с Лизой выясняется, что Фамусов ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит, что хочет быть "тузом", "есть на серебре и золоте", "ездить цугом", "весь в орденах", "быть богатым и видеть детей богатыми", – и все это только потому, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, "чтоб множество не накоплялось их". Скалозуб стремится к чинам. Он говорит: "Мне только бы досталось в генералы". А к этому, по его словам, ведут "многие каналы". Даже если путь его будет усеян трупами его же товарищей, все равно он пойдет к строго намеченной цели.
В своей комедии Грибоедов устами Чацкого резко критикует воспитание молодежи в духе презрения к национальной культуре русского народа, к русскому языку, обличает "пустое, рабское, слепое подражанье". Чацкий восклицает: "Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, добрый наш народ. Хотя по языку нас не считал за немцев.". Поклонникам всего иностранного чуждо просвещение, они – ярые враги защитников науки. Скалозуб, "олицетворение тупой аракчеевской военщины", с удовольствием говорит: "Ученостью меня не обморочишь". Хлестова так отзывается об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов, школ, лицеев...". Фамусов причину сумасшествия Чацкого видит в науке и просвещении:
"Ученье - вот
чума,
Ученость - вот причина..."
Ученость - вот причина..."
В пьесе постоянно чувствуется стремление Грибоедова высмеять таких, как Молчалин, которые льстят при каждом удобном случае, льстят всем, кто сможет когда-нибудь быть полезным, и лестью, лицемерием, угодничеством они многого достигают. Молчалин непременно достигнет "степеней известных". Он определил для себя тактику, которая принесла ему свои плоды. Вот в чем она выражается: "Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была". При разговоре со скалозубом у Фамусова в его речи появляются вкрадчивость, подобострастие. Открывается неприглядно нравственное лицо Молчалина, когда обнаруживается его лицемерие по отношении к Софье. Он униженно ползает перед ней на коленях потому, что может пострадать его карьера, а "любовника он принял вид в угодность дочери такого человека". В этом обществе ничего не стоит человека втоптать в грязь, возвести на него гнусную клевету. Софья случайно, а потом и намеренно, пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в обществе. Когда к Чацкому приходит окончательное прозрение и разочарование, он произносит обличительный монолог, свои последние слова, не щадя ни Фамусова, ни ему подобных, ни себя, ни Софью. В этот монолог он собрал воедино все изъяны, все пороки этого ненавистного ему общества реакционеров-крепостников. Чацкий с болью и горестью произносит последние слова:
"Безумным вы меня
прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет."
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет."
Первоначально "Горе от ума" было названо автором "сценической поэмой", затем "драматической картиной", и окончательно – комедией. В произведениях этого жанра было принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные пороки. Однако в пьесе "Горе от ума" сильны драматические мотивы, а главный герой – лицо не комическое, а трагическое. Чацкий переживает общественную трагедию и личную драму. Поэтому в произведении происходит органическое слияние комических, драматических и трагических направлений. И именно поэтому исследователи творчества А.С.Грибоедова называют пьесу "Горе от ума" трагикомедией. В финале поведение главного героя комично, но сам он при этом испытывает подлинные душевные страдания, "мильон терзаний". Чацкий – "трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства". Он не является безусловно "положительным" персонажем, хотя смело и яростно обличает общественные пороки. Он выражает авторскую позицию, авторский взгляд на русское общество. Однако Чацкий стал обличителем в силу обстоятельств. Он приехал в Москву, в дом старого друга отца не для того, чтобы произносить пламенные речи и бороться со злом. Причиной его чрезвычайной взволнованности стала любовь к Софье. Он с нетерпением спешил встретиться с ней, о чем свидетельствует следующая реплика героя: "И день и ночь по снеговой пустыне, Спешу к вам, голову сломя".
"Необыкновенный успех комедии определили острый политический ее характер, злободневность в сочетании с блестящей художественной формой". А.С. Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но роль его комедии столь значительна, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Высокое драматургическое мастерство Грибоедова проявилось в умелом слиянии истории любви главного героя пьесы и истории его конфликта с московским дворянством, которые, тесно переплетаясь, соединяются в линию сюжета пьесы. В противоречиях жизни Грибоедов находит скрытую трагическую сущность. Комическое в произведении соединяется с трагическим. В финале пьесы все основные персонажи напоминают героев трагедии. Софья и Чацкий испытывают сильнейшие потрясения. Их страдания дополнены "маленькими" трагедиями Молчалина и Фамусова. Молчалин ждет наказания от хозяина, а Фамусов – возмездия от злонравной княгини Марьи Алексеевны. Грибоедов не только высмеивает фамусовский мир, но и показывает, что эти жалкие и убогие люди – несчастные жертвы, у них нет ума, нет Человеческого. В какой-то степени это трагические фигуры, потому что ущербны. Таким образом, драматургическое новаторство Грибоедова проявилось в создании нового жанра – трагикомедии.