авг30
Учение с развлечением
Как эффективно развивать познавательные способности школьника на факультативных занятиях, проводимых, например, за счет часов школьного компонента?
Содержание этой статьи является итогом многолетней работы учителей-предметников нашей образовательной группы, постоянно повышающих свою психологическую компетентность.
Вниманию читателей предлагается вариант факультативного занятия по развитию познавательных способностей школьников младшего подросткового возраста, рассчитанный, примерно, на два учебных часа. Это занятие можно адаптировать к школьникам любого возраста.
Вниманию читателей предлагается вариант факультативного занятия по развитию познавательных способностей школьников младшего подросткового возраста, рассчитанный, примерно, на два учебных часа. Это занятие можно адаптировать к школьникам любого возраста.
Небольшое вступление
Подлинное и радостное учение невозможно без хорошо сформированных познавательных способностей личности (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), которые лежат в основе культуры умственного труда — системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей, прежде всего, из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.
Исследования многих ученых подтвердили, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами умственной учебно-познавательной деятельности. Ими школьники, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (вроде зубрежки).
Исследования многих ученых подтвердили, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами умственной учебно-познавательной деятельности. Ими школьники, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (вроде зубрежки).
В условиях жесткого регламента учебы это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности учащихся, истощает их нервную систему.
На факультативных занятиях, проводимых, например, за счет часов школьного компонента, можно частично или полностью решить эту проблему. Такие занятия способствуют усилению (формированию) мотивации учения и воспитанию многих личностных качеств школьника, например, собранности,
терпения, внимательности, наблюдательности, креативности, рассудительности, самостоятельности, ответственности за свои слова и действия, коммуникативности и др.
Приоритетными направлениями развития познавательных способностей школьника являются развитие (формирование) логического мышления, совершенствование творческого мышления, способствующих осмысленному восприятию и продуктивному усвоению знаний.
Вариант факультативного занятия по развитию познавательных способностей школьников младшего подросткового возраста
Тема занятия «Установление связей и отношений между предметами, событиями, явлениями»
План занятия
- Организационный момент.
- Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти, умения применять правило восприятия информации на слух для дальнейшего запоминания.
- Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти, умения применять прием смыслового запоминания.
- Физкультминутка. Игра «Посмотри и запомни».
- Упражнения на развитие логического и творческого мышления. Задания на установление связей и отношений между предметами, событиями, явлениями.
- Физкультминутка. Игра «Послушай и запомни».
- Продолжение. Выполнение задания пятого пункта плана.
- Подведение итогов и рекомендации.
Цели
- Развитие внимания, восприятия, памяти, логического мышления, воображения, творческого мышления.
- Освоение приемов восприятия и запоминания.
- Формирование умений устанавливать связи между предметами, явлениями, событиями, разъяснение их роли в практической жизни.
- Воспитание собранности, внимательности, наблюдательности, коммуникативности, находчивости, сообразительности, самостоятельности, ответственности за свои слова и действия.
Задачи
- Организовать доброжелательную творческую обстановку, где ребята могут свободно выражать свои мысли, активно работать.
- Создать ситуацию «успеха», необходимые условия для самостоятельной работы учащихся.
Принципы: здоровьесберегающий, личностно-возвышающий, «педагогического оптимизма» и др.
Методы: демонстрация, иллюстрация, рассказ, эвристическая беседа, поисковая деятельность, групповая дискуссия, коллективное творчество и др.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая, коллективная (с правилами групповой и коллективной формами работы учащиеся знакомятся заранее).
Роль учителя: быть помощником, старшим другом, советчиком и соратником в поисках истины, в овладении способами деятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент. Разъяснить ребятам тему занятия, сформулировать цели и обсудить план, дать установку на отслеживание выполнения плана. Указать способы деятельности при выполнении упражнений. Пожелать удачи и заверить в успехе.
2. Упражнение на развитие
- концентрации, устойчивости и объема внимания,
- слуховой и оперативной памяти,
- умения применять правило восприятия информации на слух для дальнейшего запоминания.
Ученики дают разные ответы. Учитель подводит ребят к такому: «Для этого необходимо:
- дать установку на запоминание услышанного,
- повторить услышанное, пытаясь при этом представить сведения в виде образов в своем воображении,
- выделить опорные пункты воспринимаемой информации».
Зачитываются следующие предложения данного задания.
«Злой кабан сидел на ветке. Пароход
ходил по клетке.
Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила.
Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины.
Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил.
Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре».
Далее учитель заканчивает: «Здесь приказывают нам все расставить по
местам!».Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила.
Буратино шил себе штаны. Портной все поел блины.
Еж накрыт к обеду был. Чиж усами шевелил.
Рак летал под облаками. Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе. Мальчик булькал на костре».
Ребята вспоминают и называют главные слова или словосочетания: злой кабан, пароход, соловей, дикобраз, кошка, Маша, Буратино, портной, еж, чиж, рак, стол, чайник, мальчик.
Затем учитель зачитывает стихотворение еще раз и задает вопросы: «Что делал злой кабан?» и т.д. по очереди. Школьники отвечают на вопросы, все расставляя по местам.
После каждого вопроса учителя результат оценивается, работа поощряется. Изредка допускается работа учащихся «хором» по определенному сигналу учителя.
После ответов зачитывается стихотворение в грамотном виде и подводятся итоги.
3. Упражнение на развитие
- способности к переключению и распределению внимания,
- зрительной и оперативной памяти,
- умения применять прием смыслового запоминания.
Ребятам 1 секунду показывается картинка с яркими предметами и убирается.
Все картинки в этой статье можно напечатать. Для этого щелкните левой кнопкой мыши по выбранной картинке и в меню "Файл" вашего интернет-браузера выберите пункт "Печать".
Затем задается вопрос : «Как можно запомнить то, что увидел?».
Ученики дают разные ответы. Учитель подводит ребят к такому: «Для этого необходимо:
- дать установку на запоминание увиденного,
- охватить все количество предметов, стараясь их сосчитать,
- разбить эти предметы на смысловые группы, придумав название каждой из групп (обобщающее слово),
- представить расположения каждой группы предметов в виде каких-либо фигур,
- прикинуть, чтобы общее количество предметов во всех группах после подсчета совпало с количеством всех предметов».
Техника выполнения задания:
- в тетради заранее готовится таблица (5х3), куда впоследствии будут вписываться названия предметов в порядке их расположения на картинке,
- второй раз показывается картинка с яркими предметами (20 секунд). Эти предметы называются и опосредованно запоминаются (распределяются по смысловым группам),
- затем картинка убирается дается команда занести в таблицу названия предметов по придуманным группам в том же расположении, что и на картинке,
- работа выполняется самостоятельно, затем ученики меняются тетрадями и карандашами исправляют друг у друга ошибки,
- после этого показывается картинка, и хозяин тетради ручкой исправляет свои ошибки.
Далее учителем подводятся итоги и даются рекомендации.
4. Физкультминутка. Игра «Посмотри и запомни».
Акцент делается на развитие внимания и зрительной памяти
Перед началом игры учитель просит школьников занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а потом их повторить.
Учитель медленно показывает несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), при этом четко их считая. Ребята внимательно смотрят и запоминают.
Цель упражнения — по команде учителя воспроизвести его действия. Например: учитель говорит «раз» и делает шаг в сторону, командует «два» и прогибается назад, «три» - и занимает исходное положение, «четыре» - руки вперед и т.д.
Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята повторяют эти упражнения (запрещается смотреть друг на друга).
5. Упражнения на развитие логического и творческого мышления. Задания на установление связей и отношений между предметами, явлениями.
Первое задание.
Условие задания. Составить последовательный, связный, не лишенный смысла рассказ из двух предложений, используя следующие словосочетания: стая птиц, мальчик с мячом, яркий фонарь, листья на земле.
Окончания слов должны оставаться неизменными. Например. На закате дня по небу красиво летела стая птиц, и мальчик с мячом оставил игру, залюбовавшись ими. Когда рядом зажегся яркий фонарь, мальчику бросились в глаза разноцветные листья на земле.
Желающие зачитывают свои рассказы, а остальные высказывают собственные мнения. Ребята внимательно следят за тем, чтобы были выполнены все пункты задания:
- наличие только двух предложений,
- использование всех четырех словосочетаний с неизменными окончаниями,
- осмысленность, последовательность, связность и плавность сюжета.
Оцениваются выступления всех учащихся.
Второе задание.
Условие задания. Установить связи между предметами, явлениями, событиями.
Спросить у ребят, как бы они ответили на следующие вопросы, с которыми часто сталкиваются на уроках по разным предметам:
- Какая связь между отрезком и прямой?
- Какая связь между высоким предметом и низким предметом?
- Какая связь между столетием и веком?
- Какая связь между креслом и мебелью?
- Какая связь между жаждой и жарой?
- Какая связь между весной и зимой?
- отрезок является частью прямой,
- высокий предмет и низкий предмет имеют противоположный смысл,
- столетие и век одинаковые по смыслу,
- кресло – предмет мебели, разновидность мебели,
- жажда появляется в результате пребывания на жаре,
- весна следует за зимой.
Далее учитель объясняет, что благодаря установлению этих связей ребята запоминают информацию, формулируют определения понятий (привести элементарный пример определения понятия, используя связь «вид – род»). Разъясняет, что с помощью этих связей школьники рассуждают, делают выводы, решают проблемные ситуации.
Рассказывая о том, что рассмотрение или изучение нового материала по любому предмету происходит в результате выявления причинно-следственных связей, приводит конкретные примеры из практики:
- чтобы все расставить по местам в шуточном упражнении данного занятия, необходимо было найти связи между предметами и соответствующими признаками,
- чтобы запомнить предметы на картинке, также необходимо было выявить связи между некоторыми предметами и объединить данные предметы в группы,
- чтобы составить предложение с заданными словосочетаниями, нужно было установить связи между абсолютно разными объектами, выраженными этими словосочетаниями в данном условии задания.
6. Физкультминутка. Игра «Послушай и запомни».
Акцент делается на развитие внимания и слуховой памяти
Перед началом игры учитель просит школьников занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а затем их повторить.
Учитель медленно, четко считая: раз, два, три и т.д., называет несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), которые детям предстоит выполнить. Ребята внимательно слушают и запоминают.
Цель упражнения — воспроизвести в своих действиях устные команды учителя.
Например, учитель говорит: на счет «раз» - наклон вперед, на счет «два» - исходное положение, на счет «три» - шаг вперед с правой ноги, на счет «четыре» - исходное положение и т.д.
Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята повторяют эти команды (запрещается смотреть друг на друга).
7. Продолжение. Выполнение задания пятого пункта плана (два упражнения).
Первое упражнение.
Условие задания. По установлению логических связей между предметами на картинке подобрать логическую пару к выделенному рисунку (целесообразно на каждую парту положить по одному экземпляру).
Ребята делятся на группы и, учитывая правила групповой работы, все вместе письменно выполняют упражнение. Затем всеми заслушивается и оценивается мнение каждой группы.
Второе упражнение.
Условие задания. Необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово. Каждый школьник самостоятельно пытается выполнить задание. Заслушиваются мнения ребят и оглашаются правильные ответы.
Содержание упражнения:
Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ?
Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ?
Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ?
Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ?
Возможные ответы учащихся: апрель, горячо, мебель, произведение, жажда, еда, слух, засуха.
Вместе с учителем ребята вспоминают названия используемых видов связей.