Занимательная

педагогика

На пути к самообразованию

Уважаемые учителя, методисты, психологи и администраторы средних общеобразовательных учреждений!
В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение» (с методическими материалами), предназначенной для обучения старшеклассников.


Данная программа является одной из авторских разработок нашей психолого-педагогической группы Заниматика (информацию об этих разработках можно получить в разделе сотрудничество).

По вопросам сотрудничества, приобретения программы названного курса обращайтесь при помощи формы обратной связи.

Учебно-практический курс «Самообразование и личностное самоопределение», который является надпредметной и межпредметной дисциплиной и может быть включен в курс обучения за счет часов школьного компонента, имеет существенные особенности:

  • призван служить пропедевтикой и базой для изучения многих учебных дисциплин,
  • может быть адаптирован к обучению учащихся подросткового возраста,
  • в содержании обучения имеет обязательные практические занятия для выработки определенных умений и навыков.

Овладение учащимися методами самообразования является одним из основных показателей качества современного процесса обучения. Этот вывод сформировался в результате решения противоречия между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Приведенное противоречие заставило педагогическую теорию и практику перейти к максимальному развитию способностей человека, к самообразованию, потребность в котором и готовность к которому необходимо формировать уже в школьном возрасте.

Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни. Выпускнику школы, оказавшемуся один на один со взрослым миром, жизненно важно иметь навык самообразования.



Фрагменты программы (I - V)




Фрагмент I


Содержание программы


Предисловие


Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы формирования у старшеклассников культуры самообразования и психологической готовности к личностному самоопределению, предмет изучения дисциплины, основные цели и задачи
2. Предпосылки возникновения данного учебного курса и причины ориентации его на старшеклассников
3. Место настоящего курса в системе подготовки выпускников, междисциплинарных связях, его практическая значимость


Тематическое планирование


Содержание обучения


РАЗДЕЛ I. Формирование представления о ценностях и выборе, готовности к самопознанию, навыка самообучения

Тема №1. Роль самообразования в личностном самоопределении, в жизни человека. Предмет, задачи, место и значение настоящего курса. Диагностика степени сформированности умений самообучения
Тема №2. Познание. Основные характеристики процесса познания. Самопознание, ценности, выбор и ответственность.
Тема №3. Интересы и учебно-познавательная мотивация
Тема №4. Коммуникативные способности, учебно-коммуникативные знания и умения
Тема №5. Научная организация учебной деятельности, учебно-организационные и рефлексивные знания и умения
Тема №6. Основы, принципы и методы самообразования, учебно-информационные знания и умения.
Содержание практических занятий

Список литературы для учителя с упражнениями к практическим занятиям

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

Темы рефератов

Список литературы для учащихся


РАЗДЕЛ II. Формирование бережного отношения к здоровью

Тема №7. Основы здоровья, его роль в жизни человека, обучении, самообразовании и становлении личности. Диагностика степени сформированности бережного отношения к здоровью
Тема №8. Здоровьесберегающие принципы учебной работы
Тема №9. Основные направления формирования культуры здоровья
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

Темы рефератов

Список литературы


РАЗДЕЛ III. Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование учебно-познавательных знаний и умений

Тема №10. Способности, интеллект, познавательные процессы и способности; их роль в жизни, обучении, самообразовании, становлении личности. Диагностика степени сформированности познавательных и творческих способностей, учебно-познавательных умений
Тема №11. Внимание и способы самоорганизации внимания
Тема №12. Восприятие и способы осмысленного восприятия
Тема №13. Представление и воображение.
Тема №14. Память, способы смыслового запоминания, законы памяти, правила сохранения знаний и воспроизведения
Тема №15. Творческие процессы и способности, их роль в жизни, обучении, самообразовании, становлении личности

Содержание практических занятий

Список литературы для учителя с упражнениями к практическим занятиям

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

Темы рефератов

Список литературы для учащихся


РАЗДЕЛ IV. Совершенствование мыслительных операций и качеств мышления, развитие некоторых видов мышления

Тема №16. Мышление, его виды, качества, формы и функции. Предмет, задачи и значение мышления. Диагностика степени сформированности операций мышления
Тема №17. Операции и качества мышления, общемыслительные знания и умения
Тема №18. Пространственное воображение и пространственное мышление
Тема №19. Творческое воображение и творческое мышление. Критичность и диалектичность мышления.
Тема №20. Причинное мышление (причинно-следственное)
Тема №21. Эвристическое мышление и эвристическая деятельность
Содержание практических занятий

Список литературы для учителя с упражнениями к практическим занятиям

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

Темы рефератов

Список литературы для учащихся


РАЗДЕЛ V. Развитие логического мышления. Формирование общелогических знаний и умений

Тема №22. Предмет, задачи, место и значение логики как науки. Диагностика степени сформированности логического мышления
Тема №23. Понятие и логические операции с понятиями
Тема №24. Суждение и логические операции с суждениями
Тема №25. Законы логики и принципы правильного мышления
Тема №26. Умозаключение, его роль в познании и обучении
Тема №27. Логические основы теории аргументации
Содержание практических занятий

Список литературы для учителя с упражнениями к практическим занятиям

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

Темы рефератов

Список литературы для учащихся


РАЗДЕЛ VI. Формирование основ научного мышления

Тема №28. Логика научного познания. Универсальные методы научного познания. Научно-исследовательская деятельность
Тема №29. Логика эмпирического познания
Тема №30. Логика теоретического познания
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

Темы рефератов

Список литературы для учащихся


Специфика организации учебного процесса и рекомендации по методике преподавания настоящего курса, основные требования к занятию


Основные требования к уровню подготовки преподавателя данного курса, к результатам освоения содержания курса обучающимися


Анализ и оценка результативности, перспективы

Приложения к программе (1– 6)






Фрагмент II



Тема №2. Познание. Основные характеристики процесса познания. Самопознание, ценности, выбор и ответственность.


Картины мира как порождение каждой исторической эпохи, каждой человеческой культуры. Смена картин мира по мере развития человечества. Изменчивость как важнейшее свойство мира. Религиозная и научная картины мира.

Понятие действительности. Познание как процесс освоения действительности, как творческое отражение действительности. Сущность и смысл познания. Субъект и объект познания. Источники познания. Побудительные силы познания. Результат познания. Аспекты познания. Роль познания в жизни человека.

Ступени познания: ступень чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и ступень рационального познания или абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Особенности абстрактного мышления. Чувственное (непосредственное) познание. Чувственно воспринимаемые и чувственно не воспринимаемые материальные объекты. Материальные и идеальные объекты. Рациональное (опосредованное) познание как более высокая ступень познания. Эмпирический и теоретический уровни рациональной ступени познания. Их аналогия с рассудком и разумом.

Разум и рассудок. Рассудок как ступень, с которой начинается рациональное познание. Рассудок как мыслительная деятельность, направленная на систематизацию, регистрацию и описание результатов чувственного опыта. Разум как мыслительная деятельность, направленная на выделение сущностных характеристик предмета, явления, на обнаружение и объяснение противоречий.

Связь познания с практической деятельностью человека. Практика как основа познания. Общественно-историческая практика. Понятие факта. Чувственное восприятие фактов на основе практики (живое созерцание). Опыт как основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности, как процесс и результат практического воздействия человека на внешний мир.

Виды познания. Обыденное (стихийно-эмпирическое), художественное и научное познание. Соотношение общечеловеческого и личного опыта.

Проблема познаваемости мира. Неизбежность изменения (преломления) предмета в процессе его познания под воздействием органов чувств и мышления. Вера и ее виды. Соотношение знания и веры. Понятие истины. Проблема истины. Истина, ошибка, заблуждение и ложь. Практика как критерий истинности знания.

Общее представление о некоторых универсальных приемах и методах познавательной деятельности (наблюдении, анализе, синтезе, абстрагировании, сравнении, обобщении, дедукции и индукции, аналогии, моделировании, эксперименте и др.), об их практическом и теоретическом использовании в разных видах деятельности, в том числе учебной. Мысленный эксперимент как особый метод познания. Диалектический метод познания как метод исследования объективного мира в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности. Законы диалектики в жизни и обучении.

Самопознание. Приемы и методы самопознания. Рефлексия как деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Общее понятие рефлексии как способности личности сосредоточиться на самом себе, способности к самоанализу, самоизучению и самоопределению.

Самообучение как познавательная деятельность. Самообразование как познавательная деятельность. Роль познания в обучении и в процессе становлении личности. Особенности познавательной деятельности старшеклассника.





Фрагмент III



Содержание практического занятия на тему № 17 «Операции и качества мышления, общемыслительные знания и умения»


Упражнения на формирование умений:

проникать в сущность вещей и явлений; критически относиться к суждениям и событиям разного рода; применять обобщенное знание к конкретному отдельному случаю; самостоятельно выдвигать новые задачи и находить рациональные пути их решения; видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями; находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени; находить способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности; учитывать новые данные практики и науки, конкретные условия места и времени.


Упражнения на формирование навыков:

отличать свойства предмета от его признаков; выделять признаки предмета, анализировать; отличать существенные признаки предмета от несущественных; узнавать объект по ряду его признаков и описанию возможных действий с ним; сравнивать объекты; объединять предметы в одно множество по общим признакам; устанавливать все возможные связи и отношения объекта; выделять главное; четко формулировать задачу, проблему.

Тренинги развития активности, самостоятельности, целенаправленности, организованности мышления.





Фрагмент IV



Вопросы для внеаудиторной самостоятельной подготовки и темы рефератов к разделу «Формирование представления о ценностях и выборе, готовности к самопознанию, навыка самообучения»


Вопросы

  1. Особенности моей самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
  2. Мои рекомендации по усилению учебно-познавательной мотивации.
  3. Мои способы кодирования информации.
  4. Мои трудности при подготовке к контрольным работам, экзаменам, во время их проведения.
  5. Мои рекомендации по продуктивному конспектированию лекций.
  6. Мои рекомендации по формированию навыка быстрого осмысленного чтения.
  7. Мои рекомендации по осуществлению библиографического поиска информации.
  8. Мой план самообразования на ближайшее будущее.
  9. Мои рекомендации по формированию навыка самообразования.
  10. Какие способности я хочу в себе развить для непрерывного самообразования.

Темы рефератов

  1. Самообразование как условие рационального осуществления жизни.
  2. Роль общения в обучении и самообразовании.
  3. Стратегии понимании информации, способы оптимизации процесса понимания.
  4. Условия полноценного усвоения знаний. Способы оптимизации усвоения.
  5. Факторы, препятствующие и способствующие усилению мотивации учения.
  6. Факторы, препятствующие и способствующие эффективному слушанию.
  7. Способы оптимизации процесса эффективного слушания.
  8. Виды и структура доклада, организация работы над докладом.
  9. Виды и структура реферата, организация работы над рефератом.
  10. Виды учебной литературы и технология ее изучения.
  11. Законы диалектики в жизни и обучении.
  12. Информационная «агрессия». Методы ориентации в потоке информации.
  13. Конспект: цели, виды, формы, правила и значение конспектирования.
  14. Способы эффективного конспектирования. Система условных сокращений, применяемых при конспектировании.
  15. Работа с текстом. Приемы логической переработки текста. Метод поэтапного осмысления текста. Ключевые слова и их использование.
  16. Организация учебной работы в классе и дома.
  17. Самообучение: цели, задачи, условия успешного осуществления, место в самообразовании.
  18. Самообучение на классных занятиях.
  19. Специфика и основное содержание учебной деятельности старшеклассника.
  20. Организация работы по подготовке к экзаменам и работы во время экзамена.
  21. Принципы и методы построения режима своей жизнедеятельности для успешного обучения.





Фрагмент V



Приложение к теме №23 «Понятие и логические операции с понятиями»

Отношения между понятиями, представленные в виде кругов Эйлера.


A – государство Круги Эйлера
B – республика
C – федеративная республика
D – демократическая республика
E – федеративная демократическая республика
F – буржуазно-демократическая республика
G – федеративная буржуазно-демократическая республика


Предметом изучения данной дисциплины являются закономерности процессов и явлений, способы действий, приемы методы, правила, способствующие подлинному самообразованию и личностному самоопределению.

Целью
настоящей программы является выработка у школьников культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.

В процессе обучения старшеклассников данной дисциплине основной акцент делается на развитие мышления, в первую очередь, понятийного мышления в системе мыследеятельностной педагогики, на выработку установки на освоение общих способов действий и организацию рефлексии (осознание выбранного или созданного способа решения предметных задач, проблемных ситуаций и т.п.).

Для эффективности усвоения программного материала данный курс предлагается к изучению в объеме 136 учебных часов в течение двух лет обучения в старшем звене среднего общеобразовательного учреждения за счет часов школьного компонента.





Полностью данная программа уже опубликована на страницах нашего сайта. Вы можете найти ее в разделе "Для учителей" в категории "Бесценная копилка". Начинается она статьей "Самообразование и личностное самоопределение - 1".
Публикация данной программы на других интернет-сайтах возможна только с указанием активной ссылки первоисточника.

Комментарии   

+1 #2 admin 06.11.2009 22:33
Эта работа уже полностью доступна на нашем сайте в разделе "Для учителей". Ее использование возможно только с указанием ссылки на первоисточник.
+3 #1 Анна22 06.11.2009 09:20
Как можно скачать эту работу?

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100