На пути к самообразованию
Уважаемые учителя, методисты, психологи и администраторы средних общеобразовательных учреждений!
В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение» (с методическими материалами), предназначенной для обучения старшеклассников.
Данная программа является одной из авторских разработок нашей
психолого-педагогической группы Заниматика
(информацию об этих разработках можно получить в разделе сотрудничество).
По вопросам сотрудничества, приобретения программы названного курса
обращайтесь при помощи формы обратной связи.
Учебно-практический курс «Самообразование и личностное самоопределение», который является
надпредметной и межпредметной дисциплиной и может быть включен в курс обучения за счет часов
школьного компонента, имеет существенные особенности:
- призван служить пропедевтикой и базой для изучения многих учебных дисциплин,
- может быть адаптирован к обучению учащихся подросткового возраста,
- в содержании обучения имеет обязательные практические занятия для выработки определенных умений и навыков.
Овладение учащимися методами самообразования является одним из основных показателей качества современного процесса обучения. Этот вывод сформировался в результате решения противоречия между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Приведенное противоречие заставило педагогическую теорию и практику перейти к максимальному развитию способностей человека, к самообразованию, потребность в котором и готовность к которому необходимо формировать уже в школьном возрасте.
Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни. Выпускнику школы, оказавшемуся один на один со взрослым миром, жизненно важно иметь навык самообразования.
Фрагменты программы (I - V)
Фрагмент I
Содержание программы
Предисловие |
|
Пояснительная записка | |
1. Актуальность проблемы формирования у старшеклассников культуры самообразования и психологической готовности к личностному самоопределению, предмет изучения дисциплины, основные цели и задачи | |
2. Предпосылки возникновения данного учебного курса и причины ориентации его на старшеклассников | |
3. Место настоящего курса в
системе подготовки выпускников, междисциплинарных связях, его
практическая значимость
|
|
Тематическое планирование
|
|
Содержание обучения |
|
РАЗДЕЛ I. Формирование представления о ценностях и выборе, готовности к самопознанию, навыка самообучения |
|
Тема №1. Роль самообразования в личностном самоопределении, в жизни человека. Предмет, задачи, место и значение настоящего курса. Диагностика степени сформированности умений самообучения | |
Тема №2. Познание. Основные характеристики процесса познания. Самопознание, ценности, выбор и ответственность. | |
Тема №3. Интересы и учебно-познавательная мотивация | |
Тема №4. Коммуникативные способности, учебно-коммуникативные знания и умения | |
Тема №5. Научная организация учебной деятельности, учебно-организационные и рефлексивные знания и умения | |
Тема №6. Основы, принципы и методы самообразования, учебно-информационные знания и умения. | |
Содержание практических занятий
|
|
Список литературы для учителя с упражнениями к практическим занятиям
|
|
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
|
|
Темы рефератов
|
|
Список литературы для учащихся
|
|
РАЗДЕЛ II. Формирование бережного отношения к здоровью |
|
Тема №7. Основы здоровья, его роль в жизни человека, обучении, самообразовании и становлении личности. Диагностика степени сформированности бережного отношения к здоровью | |
Тема №8. Здоровьесберегающие принципы учебной работы | |
Тема №9. Основные направления формирования культуры здоровья | |
Вопросы для внеаудиторной
самостоятельной работы
|
|
Темы рефератов
|
|
Список литературы
|
|
РАЗДЕЛ III. Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование учебно-познавательных знаний и умений |
|
Тема №10. Способности, интеллект, познавательные процессы и способности; их роль в жизни, обучении, самообразовании, становлении личности. Диагностика степени сформированности познавательных и творческих способностей, учебно-познавательных умений | |
Тема №11. Внимание и способы самоорганизации внимания | |
Тема №12. Восприятие и способы осмысленного восприятия | |
Тема №13. Представление и воображение. | |
Тема №14. Память, способы смыслового запоминания, законы памяти, правила сохранения знаний и воспроизведения | |
Тема №15. Творческие
процессы и способности, их роль в жизни, обучении,
самообразовании, становлении личности |
|
Содержание практических занятий
|
|
Список литературы для учителя с упражнениями
к практическим занятиям
|
|
Вопросы для внеаудиторной
самостоятельной работы
|
|
Темы рефератов
|
|
Список литературы для учащихся
|
|
РАЗДЕЛ IV. Совершенствование мыслительных операций и качеств мышления, развитие некоторых видов мышления |
|
Тема №16. Мышление, его виды, качества, формы и функции. Предмет, задачи и значение мышления. Диагностика степени сформированности операций мышления | |
Тема №17. Операции и качества мышления, общемыслительные знания и умения | |
Тема №18. Пространственное воображение и пространственное мышление | |
Тема №19. Творческое воображение и творческое мышление. Критичность и диалектичность мышления. | |
Тема №20. Причинное мышление (причинно-следственное) | |
Тема №21. Эвристическое мышление и эвристическая деятельность | |
Содержание практических занятий
|
|
Список литературы для учителя с упражнениями
к практическим занятиям
|
|
Вопросы для внеаудиторной
самостоятельной работы
|
|
Темы рефератов
|
|
Список литературы для учащихся
|
|
РАЗДЕЛ V. Развитие логического мышления. Формирование общелогических знаний и умений |
|
Тема №22. Предмет, задачи, место и значение логики как науки. Диагностика степени сформированности логического мышления | |
Тема №23. Понятие и логические операции с понятиями | |
Тема №24. Суждение и логические операции с суждениями | |
Тема №25. Законы логики и принципы правильного мышления | |
Тема №26. Умозаключение, его роль в познании и обучении | |
Тема №27. Логические основы теории аргументации | |
Содержание практических занятий
|
|
Список литературы для учителя с упражнениями
к практическим занятиям
|
|
Вопросы для внеаудиторной
самостоятельной работы
|
|
Темы рефератов
|
|
Список литературы для учащихся
|
|
РАЗДЕЛ VI. Формирование основ научного мышления |
|
Тема №28. Логика научного познания. Универсальные методы научного познания. Научно-исследовательская деятельность | |
Тема №29. Логика эмпирического познания | |
Тема №30. Логика теоретического познания | |
Вопросы для внеаудиторной
самостоятельной работы
|
|
Темы рефератов
|
|
Список литературы для учащихся
|
|
Специфика организации учебного процесса и рекомендации по
методике
преподавания настоящего курса, основные требования к занятию |
|
Основные требования к уровню подготовки преподавателя данного
курса, к результатам освоения содержания курса обучающимися |
|
Анализ и оценка результативности, перспективы |
|
Приложения к программе (1– 6) |
Фрагмент II
Тема №2. Познание. Основные характеристики процесса познания. Самопознание, ценности, выбор и ответственность.
Картины мира как порождение каждой исторической эпохи, каждой человеческой культуры. Смена картин мира по мере развития человечества. Изменчивость как важнейшее свойство мира. Религиозная и научная картины мира.
Понятие действительности. Познание как процесс освоения действительности, как творческое отражение действительности. Сущность и смысл познания. Субъект и объект познания. Источники познания. Побудительные силы познания. Результат познания. Аспекты познания. Роль познания в жизни человека.
Ступени познания: ступень чувственного познания (ощущение, восприятие, представление) и ступень рационального познания или абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Взаимосвязь чувственного и рационального познания. Особенности абстрактного мышления. Чувственное (непосредственное) познание. Чувственно воспринимаемые и чувственно не воспринимаемые материальные объекты. Материальные и идеальные объекты. Рациональное (опосредованное) познание как более высокая ступень познания. Эмпирический и теоретический уровни рациональной ступени познания. Их аналогия с рассудком и разумом.
Разум и рассудок. Рассудок как ступень, с которой начинается рациональное познание. Рассудок как мыслительная деятельность, направленная на систематизацию, регистрацию и описание результатов чувственного опыта. Разум как мыслительная деятельность, направленная на выделение сущностных характеристик предмета, явления, на обнаружение и объяснение противоречий.
Связь познания с практической деятельностью человека. Практика как основа познания. Общественно-историческая практика. Понятие факта. Чувственное восприятие фактов на основе практики (живое созерцание). Опыт как основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности, как процесс и результат практического воздействия человека на внешний мир.
Виды познания. Обыденное (стихийно-эмпирическое), художественное и научное познание. Соотношение общечеловеческого и личного опыта.
Проблема познаваемости мира. Неизбежность изменения (преломления) предмета в процессе его познания под воздействием органов чувств и мышления. Вера и ее виды. Соотношение знания и веры. Понятие истины. Проблема истины. Истина, ошибка, заблуждение и ложь. Практика как критерий истинности знания.
Общее представление о некоторых универсальных приемах и методах познавательной деятельности (наблюдении, анализе, синтезе, абстрагировании, сравнении, обобщении, дедукции и индукции, аналогии, моделировании, эксперименте и др.), об их практическом и теоретическом использовании в разных видах деятельности, в том числе учебной. Мысленный эксперимент как особый метод познания. Диалектический метод познания как метод исследования объективного мира в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности. Законы диалектики в жизни и обучении.
Самопознание. Приемы и методы самопознания. Рефлексия как деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Общее понятие рефлексии как способности личности сосредоточиться на самом себе, способности к самоанализу, самоизучению и самоопределению.
Самообучение как познавательная деятельность. Самообразование как познавательная деятельность. Роль познания в обучении и в процессе становлении личности. Особенности познавательной деятельности старшеклассника.
Фрагмент III
Содержание практического занятия на тему № 17 «Операции и качества мышления, общемыслительные знания и умения»
Упражнения на формирование умений:
проникать в сущность вещей и явлений; критически относиться к суждениям и событиям разного рода; применять обобщенное знание к конкретному отдельному случаю; самостоятельно выдвигать новые задачи и находить рациональные пути их решения; видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями; находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени; находить способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности; учитывать новые данные практики и науки, конкретные условия места и времени.
Упражнения на формирование навыков:
отличать свойства предмета от его признаков; выделять признаки предмета, анализировать; отличать существенные признаки предмета от несущественных; узнавать объект по ряду его признаков и описанию возможных действий с ним; сравнивать объекты; объединять предметы в одно множество по общим признакам; устанавливать все возможные связи и отношения объекта; выделять главное; четко формулировать задачу, проблему.
Тренинги развития активности, самостоятельности, целенаправленности, организованности мышления.
Фрагмент IV
Вопросы для внеаудиторной самостоятельной подготовки и темы рефератов к разделу «Формирование представления о ценностях и выборе, готовности к самопознанию, навыка самообучения»
- Особенности моей самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
- Мои рекомендации по усилению учебно-познавательной мотивации.
- Мои способы кодирования информации.
- Мои трудности при подготовке к контрольным работам, экзаменам, во время их проведения.
- Мои рекомендации по продуктивному конспектированию лекций.
- Мои рекомендации по формированию навыка быстрого осмысленного чтения.
- Мои рекомендации по осуществлению библиографического поиска информации.
- Мой план самообразования на ближайшее будущее.
- Мои рекомендации по формированию навыка самообразования.
- Какие способности я хочу в себе развить для непрерывного самообразования.
- Самообразование как условие рационального осуществления жизни.
- Роль общения в обучении и самообразовании.
- Стратегии понимании информации, способы оптимизации процесса понимания.
- Условия полноценного усвоения знаний. Способы оптимизации усвоения.
- Факторы, препятствующие и способствующие усилению мотивации учения.
- Факторы, препятствующие и способствующие эффективному слушанию.
- Способы оптимизации процесса эффективного слушания.
- Виды и структура доклада, организация работы над докладом.
- Виды и структура реферата, организация работы над рефератом.
- Виды учебной литературы и технология ее изучения.
- Законы диалектики в жизни и обучении.
- Информационная «агрессия». Методы ориентации в потоке информации.
- Конспект: цели, виды, формы, правила и значение конспектирования.
- Способы эффективного конспектирования. Система условных сокращений, применяемых при конспектировании.
- Работа с текстом. Приемы логической переработки текста. Метод поэтапного осмысления текста. Ключевые слова и их использование.
- Организация учебной работы в классе и дома.
- Самообучение: цели, задачи, условия успешного осуществления, место в самообразовании.
- Самообучение на классных занятиях.
- Специфика и основное содержание учебной деятельности старшеклассника.
- Организация работы по подготовке к экзаменам и работы во время экзамена.
- Принципы и методы построения режима своей жизнедеятельности для успешного обучения.
Фрагмент V
Приложение к теме №23 «Понятие и логические операции с понятиями»
A – государство | |
B – республика | |
C – федеративная республика | |
D – демократическая республика | |
E – федеративная демократическая республика | |
F – буржуазно-демократическая республика | |
G – федеративная буржуазно-демократическая республика |
Предметом изучения данной дисциплины являются закономерности процессов и явлений, способы действий, приемы методы, правила, способствующие подлинному самообразованию и личностному самоопределению.
Целью настоящей программы является выработка у школьников культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
В процессе обучения старшеклассников данной дисциплине основной акцент делается на развитие мышления, в первую очередь, понятийного мышления в системе мыследеятельностной педагогики, на выработку установки на освоение общих способов действий и организацию рефлексии (осознание выбранного или созданного способа решения предметных задач, проблемных ситуаций и т.п.).
Для эффективности усвоения программного материала данный курс предлагается к изучению в объеме 136 учебных часов в течение двух лет обучения в старшем звене среднего общеобразовательного учреждения за счет часов школьного компонента.
Полностью данная программа уже опубликована на страницах нашего сайта. Вы можете найти ее в разделе "Для учителей" в категории "Бесценная копилка". Начинается она статьей "Самообразование и личностное самоопределение - 1".
Публикация данной программы на других интернет-сайтах возможна только с указанием активной ссылки первоисточника.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи