Занимательная

педагогика

Вперед, к совершенству – 2

Вперед, к совершенству – 2
Продолжение.
Эта статья-размышление о влиянии логики на образовательный процесс и на профессиональную деятельность педагога, о ее месте в содержании обучения и в системе профессиональной подготовки учителя, преподавателя, воспитателя.

Какие еще знания и умения нужны современному педагогу для оптимизации образовательного процесса, для качественной профессиональной деятельности? Что же еще необходимо ему для собственного профессионального роста?

Предыдущая статья-размышление привела достаточно доводов, призывающих педагога к серьезной работе по повышению (формированию) своей психологической и валеологической компетентностей. Это можно сделать как самостоятельно, так и в учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Было бы желание, а возможности обязательно найдутся.
Но психолого-валеологических знаний еще недостаточно, чтобы способствовать формированию здоровой личности, максимально пригодной для жизни, наделенной ключевыми компетенциями.
Исходя из анализа существующих в образовании проблем, целей современной образовательной парадигмы, содержания обучения Государственного стандарта общего образования 2004 года можно сделать вывод, что для успешного функционирования воспитательного (в широком смысле этого слова) процесса в образовательном учреждении необходимо его участникам повышать свою логическую культуру.

Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий. В первую очередь – преподавателям, учителям, воспитателям, ибо они не смогут эффективно развивать мышление учащихся и многие личностные качества, не владея логикой. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому теоретическое и практическое значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинность суждений, вскрывать и опровергать их ложность. Она учит мыслить четко, лаконично, правильно, грамотно выражать свои мысли и эмоции, трезво и здраво воспринимать происходящее, рассуждать и действовать.
Современному педагогу знания основ логики, формальной и диалектической, просто необходимы и для формирования личности учащегося, и с целью оптимизации образовательного процесса, и для своего профессионального роста. Именно сегодня следует заняться воспитанием логической культуры как учащихся, так и своей собственной. И для этого имеется очень много причин. Но начнем с прояснения смысла понятий.

Под логикой будем понимать единство формальной и диалектической логик. Формальная логика – наука о законах и формах правильного мышления, о логических операциях мышления. В отличие от диалектической логики — учения о средствах познания объективного мира, о способах приобретения, формирования, развития знаний и использования их в практической деятельности – формальная логика направлена на прояснение структуры готового знания.
Предметом изучения формальной логики являются формы абстрактного мышления – понятие, суждение, умозаключение – и логические основы теории аргументации.

Под логическим мышлением понимается правильное мышление – мышление по законам логики, т.е. закону тождества, закону непротиворечия, закону исключенного третьего, закону достаточного основания. В соответствии с этими законами логическое мышление – это мышление последовательное, непротиворечивое, определенное, обоснованное.
Мыслить логически – значит уметь верно выстраивать умозаключения, доказательно рассуждать, устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями, разрешать противоречия и обнаруживать новые, находить наиболее благоприятные условия приобретения знаний и сообщения их другим, рациональные способы решения проблем и т.д.

Под развитием логического мышления понимается приобретение навыков практического владения логическими операциями мышления. Учеными установлено, что научить учащегося выделять главное, рассуждать, доказывать, делать выводы и т.п. невозможно, если он не владеет этими операциями. Без этого невозможно также научить устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями, осмысленно воспринимать и запоминать информацию, обнаруживать и разрешать противоречия и т.д. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение, классификация, конкретизация – это и основные мыслительные операции, среди которых большинство – логические, и важнейшие общеинтеллектуальные умения, а в философии некоторые из них являются методами познания.

Логическая культура характеризуется степенью развития логического мышления, знанием законов логики как формальной, так и диалектической. Воспитание логической культуры способствует эффективности преподавания учебного материала и продуктивности его усвоения.
К сожалению, работа по обучению учащихся навыкам практического владения логическими операциями мышления ведется очень часто неграмотно, что затрудняет и восприятие учебного материала, и его усвоение.
Усвоение – это процесс формирования понятий на базе всех операций мышления, при осознании смысла понятия посредством раскрытия его объема и содержания. Без этих знаний невозможно подлинное усвоение понятий. Пример формирования понятия можно найти в статье «Понятие о понятии» нашего сайта.

Суть проблемы формирования логической культуры учащихся заключается в необходимости выработки у них основных мыслительных операций, а как это осуществить неподготовленному учителю – непонятно. Школьникам нужно показывать «работу» каждой мыслительной операции в отдельности и их единство в процессе познания, вооружать правилами и законами логики, – а это могут обеспечить только логически грамотные педагоги. Такой учитель имеет возможность работать со школьниками не только в плане содержания усваиваемых знаний, но и обратить их внимание на способы получения знаний, тщательный отбор средств усвоения, выявление интеллектуальных действий, которые обеспечивают усвоение, лучшее понимание формального языка каждого учебного предмета. Такой учитель способен дать учащимся приемы и методы познания, помочь провести разного рода исследования, построить схемы трансляции изучаемого материала из одной знаковой формы в другую, например, кругов Эйлера (пример можно найти в конце статьи «На пути к самообразованию»), обучить способам получения знаний, тщательному отбору средств усвоения, выявлению интеллектуальных действий, обеспечивающих продуктивное усвоение и т.д.
Формы обучения с учетом «логических знаний» позволяют не только развивать природные способности каждого школьника, но и создавать условия для их проявления, пробуждения познавательного интереса. Такие технологии обучения являются здоровьесберегающими, поскольку они уменьшают время и энергозатраты участников учебно-воспитательного процесса.

Изучение основ логики – это важнейшее условие становления педагога-профессионала. Пренебрежительное отношение к Ее Величеству Логике чревато серьезными последствиями. Почему?
Исследования многих ученых – педагогов, психологов, логиков – показали, что к хронической неуспеваемости учащихся приводят неграмотное изложение (с точки зрения логики) учителями учебного материала и их затруднения по развитию мышления школьников, в частности, логического. Учащимся на уроках логически неграмотных педагогов сложно получать образование в полном объеме. Это происходит потому, что они заучивают по каждому предмету массу определений, очень часто при этом совершая логические ошибки и не усваивая большинство из этих определений, выполняют на каждом шагу операцию деления, совершенно не имея представления о том, какую роль играют эти операции мышления в приобретении знаний и как их построить логически правильно.
Не зная правил деления понятия, не умея выделить основание деления, учителя и учащиеся допускают ошибки в классификации понятий. Например: звуки бывают гласными и согласными, звонкими и глухими. Из такого одноступенчатого деления понятия «звук» можно сделать вывод, что все эти звуки друг от друга не зависят, хотя звонкий и глухой звуки являются разновидностью согласного звука. Значит: звуки бывают гласные и согласные. А согласные звуки – звонкие и глухие.
Много похожих примеров можно найти на страницах нашего сайта, в частности, – схему классификации понятия, например, «треугольник» (статья «Пока я мыслю, я существую»).

Огромные трудности в установлении отношений между понятиями, причинно-следственных зависимостей между событиями и явлениями возникают не только у школьников, но и учителей. Например, без установления отношений подчинения между понятиями невозможно грамотно сформулировать определение понятия. Для этого необходимо различать родовые и видовые признаки и уметь устанавливать связи между ними. Например, просьба к учащимся назвать несколько видовых и родовых понятий для понятия «треугольник», т.е более узких и более широких понятий, вызывает у них огромное затруднение. А между тем, логическая операция обобщение лежит в основе формирования и усвоения понятий. Для продуктивности усвоения понятий очень важно понимать разницу между сравнимыми понятиями и совместимыми. Часто сами учителя сравнивают несравнимое. Это распространяется не только на преподавание учебного материала, но и на формирование личности учащегося. Например, сравнивая результаты одного школьника с достижениями другого, а не с его собственными, не учитывая при этом индивидуальные особенности ребенка, педагог ущемляет его права, нанося огромный вред психике.

Многие учителя и школьники постоянно употребляют слова «система», «понятие», «суждение», «признак», «свойство», «отношение» и т.п., не зная их сути. Поэтому для ребят эти слова пустой звук, и они их часто путают. Слепое употребление» разных слов ведет к формированию бесконтрольности и безответственности. Математик-педагог В.М.Брадис утверждал, что для воспитания логического мышления надо обеспечивать ясное понимание учащимися каждого употребляемого термина, раскрывая содержание соответствующего понятия путем правильного построения определения. Для этого нужно знать не только правила дефиниции, но виды логических ошибок, встречающихся при дефиниции. Эти знания дает только логика. Она раскрывает логические ошибки при определении понятий (например, круг в определении, широкое и узкое определение и т.д.), логические ошибки при построении умозаключений, в доказательстве. И т.д.

Без установления причинно-следственных зависимостей невозможно доказать теорему, обосновать факт. Связи и отношения между явлениями, понятиями нужны и для смыслового запоминания информации. Предлагая учащимся рекомендации для смыслового запоминания, необходимо показать им разные ассоциации – связи, возникающие при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями, – обучить умению выделять главное. Подменяя понятия «последовательность», «очередность», «противоположность» и «противоречие», учителя, в лучшем случае, вводят школьников в заблуждение, а в худшем – формируют неправильное представление о явлениях окружающей действительности.
А чтобы, например, обучить учащихся методам познания (в том числе научного), педагогу самому необходимо не просто их знать, но и уметь применять на практике.
Даже развивая творческое мышление, учитель должен помочь учащимся в выработке таких его качеств, как гибкость, стройность, последовательность, систематичность, прогностичность, диалектичность, критичность (ее позитивное воздействие), дивергентность и др.

Чтобы, например, сформировать навыки критического мышления учащихся, педагогу необходимо научить их
  • проводить отличие между фактическими сведениями и оценочными суждениями;
  • находить различия между фактами и предположениями;
  • выделять причинно – следственные связи;
  • определять ошибки в рассуждениях;
  • отличать существенные доводы от доводов, не относящихся к делу;
  • проводить разграничение между обоснованными и необоснованными оценками;
  • формулировать собственные заключения, указывая на их предпосылки.

Обучая школьников приемам развернутого ответа, учителю следует научить их понимать разницу между суждением и утверждением, противоречием и противоположностью, знать методы доказательства. Тогда ребята смогут грамотно использовать рекомендации к развернутому ответу, а именно:
  • перед началом выступления сообщить план ответа;
  • выделить главную мысль;
  • представить несколько точек зрения на обсуждаемый вопрос;
  • прокомментировать истинность или ложность высказанного суждения, подтвердить его право на существование;
  • на протяжении всего выступления не подменять одну мысль другой, не подменять понятие, тезис, не высказывать противоречащих суждений;
  • не рассуждать категорично, однозначно;
  • назвать источники информации, рассказать о способах ее получения, степени доверия ей;
  • охарактеризовать методы доказательства;
  • подвести итог выступления, сделать выводы.

Мыслить – значит выявлять суть явлений. Учащимся трудно, не зная сути, усваивать учебный материал. Учитель математики или физики, вводя понятие транзитивности, должен раскрыть школьникам суть логического закона транзитивности и показать, как этот закон работает в измененных обстоятельствах (в жизни).
Возникают трудности в обучении учащихся по составлению правильного в логическом отношении плана сочинения и у преподавателей литературы. Некоторым не хватает знаний элементарной логики, чтобы научить учащихся писать сочинения типа рассуждения.

Подобных примеров можно привести достаточно.
Итак, проблема приводит к постановке очень серьезного вопроса: как можно научить учащихся видеть мир целостным и ориентироваться в нем, развить мыслительные операции, научить анализировать, обобщать, выработать определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность мышления, не зная основ логики (формальной и диалектической). В связи с этим возникает необходимость практического овладения учителями основами логики, что способствовало бы решению многих проблем.
Без знаний основ логики учителю трудно планировать урок и анализировать его с учетом мыслительных способностей учащихся и закономерностей мышления (на основе рекомендаций по психологическому анализу урока и учебно-познавательной деятельности учащихся доктора психологических наук В.Д. Шадрикова).

Известно, что один из ключевых, внутренних факторов, определяющих душевное состояние людей, – их способность к разумному, трезвому анализу происходящего, зависящая от уровня развития логического мышления. Следовательно, мотивация человеческих поступков и сами эти поступки, уровень развития рефлексивного мышления человека зависят от его склонности к логическому мышлению, от того, как человек умеет:
  • объективно и критически оценивать окружающую действительность;
  • отделять главное от второстепенного;
  • формировать мысль и выражать ее в ясной, отчетливой форме, грамотно строить вопросы и формулировать ответы;
  • предельно точно определять цель и правильно выстраивать задачи на пути ее достижения;
  • устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями;
  • совершать логический анализ любых явлений и процессов, предварять свои действия анализом их возможных последствий;
  • образовывать понятия и формулировать их определения;
  • наблюдать, осмысленно воспринимать, понимать, запоминать и продуктивно усваивать материал с помощью логических приемов;
  • избегать суждений «с двойным смыслом» и «двойственных ситуаций»;  
  • обнаруживать противоречия в суждениях и умозаключениях, убеждать собеседника при помощи стройной и действенной системы аргументов;
  • уметь осуществлять осознанный выбор, грамотно делать выводы;
  • контролировать свои слова, поступки и нести ответственность за свою жизнедеятельность.

Все перечисленные выше способности в большей степени формирует формальная логика. Диалектическая же логика – логика здравого смысла – учит обнаруживать и устанавливать закономерности процессов, явлений, обнаруживать и решать жизненные противоречия; находить рациональный и достойный выход из проблемных ситуации и т.д. Например, без такого качества творческого мышления как диалектичность, которая способствует подлинному пониманию сущности вещей и явлений, выяснению причины происхождения предмета, явления и «проводит» их через все возможные этапы трансформаций и превращений, невозможно настоящее творчество.

Чему же может обучить учащихся педагог, владеющий знаниями основ логики и умеющий применять их на практике, постоянно совершенствующий свою логическую культуру? И какие качества личности поможет сформировать учащемуся?

В ходе учебно-воспитательного процесса такой педагог способен:
  • обеспечить систематичность знаний и умений учащихся, необходимых для дальнейшего самообразования;
  • подготовить их к пониманию и осознанию того факта, что знание является не самоцелью, а только средством развития и познания, к освоению творческого и философского подхода к окружающей действительности;
  • создать условия для творчества, самовыражения, развития мыслительных операций и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность, критичность, диалектичность, нетрадиционность, оперативность, последовательность и т.п.;
  • содействовать формированию навыков целеполагания и целеосуществления, контроля и самоконтроля собственных действий;
  • способствовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой сферы личности учащегося, таких его качеств как внутренняя свобода, рефлексивность, самооценка, ответственность;
  • воспитать многие личностные качества, такие как собранность, внимательность, рассудительность, воля, трудолюбие и многие другие.

Анализируя вышеизложенное, зададим себе вопрос: «Не эти ли умения должны характеризовать субъекта учения и хозяина собственной жизнедеятельности, т.е. человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач, умеющего самостоятельно ставить цели, делать выбор, имеющего потребность в самопознании и саморазвитии, способного правильного воспринимать меру свободы и ответственности – нравственно успешного современного человека? И кто, если не Логика (формальная и диалектическая), поможет воспитать такую личность? Не логике ли надо обучать подрастающее поколение, чтобы сформировать у него ключевые компетенции, предписанные новой образовательной парадигмой? Известно, что «...логическая культура не представляет врожденное качество личности. Она формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении методов и приемов доказательного рассуждения... способность к самостоятельному логическому анализу, к доказательному рассуждению нужно развивать...» (Гетманова А.Д. Логика. Москва. 2000).

Можно привести еще немало примеров, рассказывающих о «заслугах» Ее Величества Логики и доказывающих факт повышения качества усвоения школьниками программного материала любой учебной дисциплины в результате применения рекомендаций Логики.
На страницах нашего сайта показана роль логики в образовании, становлении личности, много внимания уделено развитию логического мышления. Например, в статье «Без логики никуда» показана «работа» логических приемов мышления на разных уроках, а в статье «Нужно ли изучать логику?» приведены приемы развития правильного мышления.

В наше время много говорится о здоровьесберегающих технологиях,    мыследеятельностной педагогике, методах опосредованного воспитания,  оптимизирующих образовательный процесс. Но, если разобраться, то основой и психолого-педагогических технологий в обучении, и принципов мыследеятельностной педагогики, и методов опосредованного воспитания, и системы здорового образа жизни, и всего-всего-всего являются законы как формальной, так и диалектической логики. Например:
  • способы изложения и усвоения учебного материала с помощью его трансляции из одной знаковой системы в другую осуществляются в виде логических схем, устанавливающих определенные отношения между понятиями, суждениями;
  • приемы поиска, понимания, анализа средств собственной учебно-познавательной деятельности и сотворения новых способов учебной работы, создания и решения проблемных ситуаций, побуждающих «работу» мышления, лежат в основе мыследеятельностной педагогики и опираются на логические операции мышления;
  • главный метод проблемного обучения и опосредованного воспитания, метод Сократа, основан на законах диалектической логики и направлен на обнаружение истины путем установления противоречий посредством правильно подобранных вопросов;
  • технология формирования грамотного отношения к здоровью, реализующая принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий, основана на диалектическом единстве и борьбе противоположностей.

Таким образом, логика способна помочь учителю рационально и эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, обучить учащихся анализу информации и приемам самостоятельной учебной деятельности, развить многие виды мышления, раскрыть закономерности мышления и разъяснить его функции.
Формы обучения с учетом логических знаний позволяют осознанно, творчески и прочно усваивать любую информацию, переведенную на язык Логики, не только развивать природные способности каждого ребенка, но и создавать условия для их проявления, пробуждения познавательного интереса учащихся.

По мнению ученых: К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, М.В.Ломоносова, нашей современницы А.Д.Гетмановой и многих-многих других - воспитание логической культуры личности является важнейшим условием становления ее общей культуры.

Главная проблема современной системы образования заключается в ограниченной способности человека освоить тот постоянно увеличивающийся поток информации, который предлагает ему современная действительность. Это закономерно заставляет учащегося самостоятельно приобретать знания в той области, которая представляет для него интерес, т.е. стремиться к самообразованию и саморазвитию. Поэтому только доступная, грамотная, эффективная технология усвоения знаний на основе «работы» логических операций позволяет достичь намеченных результатов. Усвоение - формирование понятий на основе обобщений.

Проблемы развития мышления и формирования понятий являются стержневыми проблемами дидактики, а педагогика в рамках собственной науки и собственной проблематики не разработает учения о сущности мышления и понятия. Дидактика опирается на достижение собственной мысли. Поэтому логика как философская наука (только ее основы) должна обязательно изучаться, потому что очень велика ее роль в обучении, воспитании, в становлении личности как учащегося, так и педагога.

Знакомство с логикой в наши дни существенно выходит по своему значению за рамки усвоения какой-либо полезной информации и повышения интеллекта. Осмысленное изучение логики педагогами и учащимися позволит успешно решать различного рода проблемы, поможет становлению самосознания, интеллектуальному развитию, формированию научного мировоззрения, воспитанию многих личностных качеств. По мнению педагога, философа, преподавателя логики А.Д.Гетмановой повышение логической культуры – необходимый компонент духовно-нравственного воспитания.

Отсутствие предмета логики в планах учебных заведений по подготовке педагогов во многих высших учебных заведениях, в учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогических работников создает трудности в их дальнейшей работе.
Как развивать логическое, творческое мышление учащихся педагогу, не изучавшему логику ни самостоятельно, ни в каком-либо учебном заведении?
Изучение логики должно служить пропедевтикой и базой для изучения всех учебных дисциплин. Логика, по глубокому убеждению ученого и педагога К.Д.Ушинского, вообще должна стоять в преддверии всех наук. Логика – это начало начал, основа основ. И логику как обязательный предмет следует включить в учебные планы всех педагогических учебных заведений и учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических работников для формирования логической культуры педагогов, а с их помощью – учащихся.

Повышение логической компетентности педагога и формирование логической культуры учащихся – главное условие в системе мер по оптимизации образовательного процесса.
В итоге можно сделать вывод: одна из стратегических задач педагога-профессионала – способствовать повышению качества образования при помощи изучения основ логики и пропаганды этих знаний среди участников образовательного пространства.

Стоит задуматься?

Комментарии   

0 #2 admin 27.08.2010 18:57
Мы не занимаемся рассылкой методик, а размещаем их на нашем сайте. Публикация диагностических методик по указанной теме в наших планах.
0 #1 boldiolga 27.08.2010 07:35
Спасибо за размышления!
:roll:
Возможно ли получить пакет методик для диагностики качеств профессиональности?

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100