апр17
Успех и неуспех
Причины неуспешности учащихся
Люди по-разному воспринимают и объясняют причины своих действий и поступков, своего поведения в целом. Особенности этой психологической причинности существенно влияют на различные характеристики поведения человека.
Психологическая причинность представляет собой постоянно действующий фактор, включенный практически во все виды целенаправленного поведения человека. Большую роль этот фактор играет в учебной деятельности, так как все внешние формы оценивания результатов учения учителем всегда дополняются внутренними процессами психологической причинности.
Допустим, по результатам контрольной работы учащийся получил низкую отметку. При этом внутреннее восприятие и объяснение этого результата самим учащимся может быть самым разным. Свой неуспех может быть отнесен за счет
Конечно, при объяснении того или иного результата могут использоваться и другие причины (усталость, плохое настроение, болезнь и т. д.). Однако, как показывают исследования психологов, именно четыре указанные выше причины — способности, усилия, трудность задачи и везение — наиболее типичные причинные объяснения человеком успешности или, напротив, неуспешности своих действий.
Причинные схемы — это не только рассудочные суждения и оценки. Они всегда связаны с эмоциональной жизнью учащихся, с эмоциональными переживаниями тех или иных результатов и достижений в учении. Успех, объясняемый внешними факторами (легкостью задачи, везением), вызывает, как правило, гораздо меньшее чувство удовлетворения и гордости достигнутым, чем успех, приписываемый действию внутренних факторов (способностям и усилиям).
При внешнем приписывании неуспеха эмоциональные переживания стыда и раскаяния уменьшаются, а при внутреннем приписывании, напротив, возрастают. Опытные учителя знают и, как правило, умело используют все эти особенности причинных схем в индивидуальной работе с учащимися для формирования у них оптимальной мотивации, адекватной самооценки, нормальных межличностных взаимоотношений в ученических коллективах.
Психологическая причинность представляет собой постоянно действующий фактор, включенный практически во все виды целенаправленного поведения человека. Большую роль этот фактор играет в учебной деятельности, так как все внешние формы оценивания результатов учения учителем всегда дополняются внутренними процессами психологической причинности.
Допустим, по результатам контрольной работы учащийся получил низкую отметку. При этом внутреннее восприятие и объяснение этого результата самим учащимся может быть самым разным. Свой неуспех может быть отнесен за счет
- либо недостатка способностей,
- либо недостаточности усилий,
- либо трудности контрольного задания,
- либо отсутствия везения.
Конечно, при объяснении того или иного результата могут использоваться и другие причины (усталость, плохое настроение, болезнь и т. д.). Однако, как показывают исследования психологов, именно четыре указанные выше причины — способности, усилия, трудность задачи и везение — наиболее типичные причинные объяснения человеком успешности или, напротив, неуспешности своих действий.
Причинные схемы — это не только рассудочные суждения и оценки. Они всегда связаны с эмоциональной жизнью учащихся, с эмоциональными переживаниями тех или иных результатов и достижений в учении. Успех, объясняемый внешними факторами (легкостью задачи, везением), вызывает, как правило, гораздо меньшее чувство удовлетворения и гордости достигнутым, чем успех, приписываемый действию внутренних факторов (способностям и усилиям).
При внешнем приписывании неуспеха эмоциональные переживания стыда и раскаяния уменьшаются, а при внутреннем приписывании, напротив, возрастают. Опытные учителя знают и, как правило, умело используют все эти особенности причинных схем в индивидуальной работе с учащимися для формирования у них оптимальной мотивации, адекватной самооценки, нормальных межличностных взаимоотношений в ученических коллективах.
Стоит задуматься?