дек20
Загадка успешного учения
Продолжаем цикл статей на тему успешности школьного обучения для
учителей, воспитателей и родителей, в которых содержатся рекомендации,
игры, сценарии мероприятий и упражнения, нацеленные на предупреждение и
преодоление школьных трудностей учащихся.
В них мы охарактеризовали проблему школьной неуспешности,
которая гораздо шире проблемы школьной
(учебной, академической) неуспеваемости,
раскрыли суть этих понятий и показали их разницу. Также привели
некоторые способы решения изложенной проблемы. Нам хочется заострить на
ней ваше внимание в силу ее огромной значимости как для самих
школьников, так и для их учителей и родителей. Продолжая тему, раскроем
в этой статье загадку успешного учения.
В чем же она кроется?
Давайте сейчас из числа важнейших причин школьных трудностей учащихся, о которых мы подробно рассказывали в указанных статьях, выделим конкретно две: отсутствие учебной мотивации и низкий уровень развития мышления. А среди важнейших составляющих школьной успешности, о которых тоже сообщалось, выделим здоровье и творческую самореализацию. И давайте задумаемся, что же является "залогом успешности" выделенных вещей? Оказывается, далеко не последнюю роль здесь играет воображение. Слабое воображение очень сильно осложняет школьнику жизнь. Например, не позволяет комфортно себя чувствовать в атмосфере творчества и сотрудничества, которую постоянно создают на своих уроках учителя-профессионалы для лучшего усвоения учащимися учебного материала. В этих условиях такие ребята, как правило, замыкаются или ведут себя агрессивно. Они не могут достойно проявить себя, реализовать свои возможности и способности, творческий потенциал, как остальные участники учебного процесса. Постепенно у них формируется чувство неуверенности в своих способностях, падает самооценка, появляется нежелание общаться, снижается учебная мотивация, формируются страхи, даже ухудшается здоровье. А в результате – школьная неуспешность.
Напомним, что качество учения напрямую зависит от заинтересованности школьника учебой, а главным фактором, стимулирующим учебную мотивацию, является его успех в учении, удовлетворение учебной деятельностью. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» (об этом говорилось в статье Ситуация успеха).
В настоящее время результаты исследования воображения школьников показывают, что оно оставляет желать лучшего. Ребята стали мало фантазировать. А это приводит к недостаточной работе многих познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.). А чем это опасно? Слабое воображение не позволяет школьнику хорошо запоминать (не хватает образов), полноценно усваивать учебный материал, потому что подлинное усвоение – процесс творческий, проходящий в несколько этапов: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, запоминание, закрепление и применение. И на каждом этапе воображению отводится немалая роль. Хорошее здоровое воображение – залог не только позитивного мышления, творческих достижений, но и качественного запоминания, полноценного усвоения учебного материала, а в итоге – успешного обучения. Творческое усвоение повышает качество учения. Ведь усвоение новых знаний – творческое преобразование имеющихся знаний. Полученные знания помогают приобрести следующие – и так бесконечно. Это есть творческая деятельность. Воображение лежит в основе любой творческой деятельности.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От воображения напрямую зависит психологическое и психическое здоровье человека. Здоровое воображение «расковывает» человека, вырабатывает механизмы предупреждения неврозов, стрессов. Преодолеть эти критические ситуации, улучшить психическое состояние зачастую помогает чувство юмора, а хорошее чувство юмора невозможно без "работы" воображения. Если лишить человека воображения, то развитие остановится. Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека, одной из его движущих сил. Перси Биши Шелли, один из величайших английских поэтов, учит: "Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение – лучшее орудие нравственного совершенствования".
Воображение часто называют фантазией. Фантазирование – удивительный дар природы, важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусств. Дети не услышали бы сказок, сами не сочиняли бы всякие истории, не смогли бы играть во многие игры. Жизнь школьника обедняется без его постоянного стремления придумывать, искать новое, необычное, удивляться и удивлять, экспериментировать, изобретать, творить. Творчество для человека – это всегда праздник души. Но никакое творчество не обходится без воображения и фантазии.
Приучайте детей с самого малого возраста творить, просто фантазировать. Это нетрудно. И ничего страшного не произойдет, если у них "разыграется" воображение. Научите держать этот процесс под контролем, чтобы хозяин не стал бы игрушкой в руках своего "разыгравшегося" воображения. Научите школьника использовать собственное воображение в направлении прогрессивного саморазвития.
Дорогие друзья! В наших статьях
Приведем в пример еще одно интересное упражнение, которое является на наш взгляд подходящим для развития воображения (О.Холодова. Юным умникам и умницам. 1 класс. Рабочая тетрадь, 2 часть).
Задание. Догадайся, какие животные скрываются за этими "сказочными" именами.
Очень хорошо развивает воображение упражнение-игра "Загадочная клякса".
Задание.
а) На белый лист бумаги капни немного туши или чернил (лучше темного цвета). Возьми лист в руки и наклони его в разные стороны, чтобы клякса расползлась по бумаге. Дай высохнуть. Приглядись к интересному пятну и что-нибудь пририсуй к нему, чтобы получилось узнаваемое изображение животного, растения или какого-нибудь предмета.
б) На белом листе бумаги сделай несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложи лист пополам, а затем разверни его. Получившееся пятно может напоминать крылья бабочки или жука, и тогда нужно будет только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. А, может быть, и кое-что другое!
Здесь используется нетрадиционная техника рисования для создания выразительных образов, изученная и успешно апробированная в работе с детьми разного возраста.
Помогая школьнику развивать воображение, нельзя забывать о чтении. Именно книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами. А как сформировать у школьника интерес к чтению, привычку читать вдумчиво и получать от этого процесса удовольствие, вы узнаете в наших статьях в поддержку чтения.
Помните!
Развитие воображения – это средство повышения качества мыслительного процесса. «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать», – заметил Джанни Родари, известный итальянский детский писатель. "Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком" (Дени Дидро).
Давайте сейчас из числа важнейших причин школьных трудностей учащихся, о которых мы подробно рассказывали в указанных статьях, выделим конкретно две: отсутствие учебной мотивации и низкий уровень развития мышления. А среди важнейших составляющих школьной успешности, о которых тоже сообщалось, выделим здоровье и творческую самореализацию. И давайте задумаемся, что же является "залогом успешности" выделенных вещей? Оказывается, далеко не последнюю роль здесь играет воображение. Слабое воображение очень сильно осложняет школьнику жизнь. Например, не позволяет комфортно себя чувствовать в атмосфере творчества и сотрудничества, которую постоянно создают на своих уроках учителя-профессионалы для лучшего усвоения учащимися учебного материала. В этих условиях такие ребята, как правило, замыкаются или ведут себя агрессивно. Они не могут достойно проявить себя, реализовать свои возможности и способности, творческий потенциал, как остальные участники учебного процесса. Постепенно у них формируется чувство неуверенности в своих способностях, падает самооценка, появляется нежелание общаться, снижается учебная мотивация, формируются страхи, даже ухудшается здоровье. А в результате – школьная неуспешность.
Напомним, что качество учения напрямую зависит от заинтересованности школьника учебой, а главным фактором, стимулирующим учебную мотивацию, является его успех в учении, удовлетворение учебной деятельностью. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» (об этом говорилось в статье Ситуация успеха).
В настоящее время результаты исследования воображения школьников показывают, что оно оставляет желать лучшего. Ребята стали мало фантазировать. А это приводит к недостаточной работе многих познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и др.). А чем это опасно? Слабое воображение не позволяет школьнику хорошо запоминать (не хватает образов), полноценно усваивать учебный материал, потому что подлинное усвоение – процесс творческий, проходящий в несколько этапов: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, запоминание, закрепление и применение. И на каждом этапе воображению отводится немалая роль. Хорошее здоровое воображение – залог не только позитивного мышления, творческих достижений, но и качественного запоминания, полноценного усвоения учебного материала, а в итоге – успешного обучения. Творческое усвоение повышает качество учения. Ведь усвоение новых знаний – творческое преобразование имеющихся знаний. Полученные знания помогают приобрести следующие – и так бесконечно. Это есть творческая деятельность. Воображение лежит в основе любой творческой деятельности.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От воображения напрямую зависит психологическое и психическое здоровье человека. Здоровое воображение «расковывает» человека, вырабатывает механизмы предупреждения неврозов, стрессов. Преодолеть эти критические ситуации, улучшить психическое состояние зачастую помогает чувство юмора, а хорошее чувство юмора невозможно без "работы" воображения. Если лишить человека воображения, то развитие остановится. Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека, одной из его движущих сил. Перси Биши Шелли, один из величайших английских поэтов, учит: "Чтобы быть истинно добрым, человек должен обладать живым воображением, он должен уметь представить себя на месте другого. Воображение – лучшее орудие нравственного совершенствования".
Воображение часто называют фантазией. Фантазирование – удивительный дар природы, важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусств. Дети не услышали бы сказок, сами не сочиняли бы всякие истории, не смогли бы играть во многие игры. Жизнь школьника обедняется без его постоянного стремления придумывать, искать новое, необычное, удивляться и удивлять, экспериментировать, изобретать, творить. Творчество для человека – это всегда праздник души. Но никакое творчество не обходится без воображения и фантазии.
Приучайте детей с самого малого возраста творить, просто фантазировать. Это нетрудно. И ничего страшного не произойдет, если у них "разыграется" воображение. Научите держать этот процесс под контролем, чтобы хозяин не стал бы игрушкой в руках своего "разыгравшегося" воображения. Научите школьника использовать собственное воображение в направлении прогрессивного саморазвития.
Дорогие друзья! В наших статьях
- В поисках идеи – 1
- В поисках идеи – 2
- Используй, или потеряешь
- Другое измерение
- Игра воображения
- «Нет» косности мышления
- Необычные уроки
- Чувство удивления и новизны
- Испытай себя
- Плоды воображения
- Скрытые таланты
- Фантазеры и фантазерки
Приведем в пример еще одно интересное упражнение, которое является на наш взгляд подходящим для развития воображения (О.Холодова. Юным умникам и умницам. 1 класс. Рабочая тетрадь, 2 часть).
Задание. Догадайся, какие животные скрываются за этими "сказочными" именами.
Хобот Будильник Гавчик Дарюхвостка Двугорбик Длинношей Клешня Колючка Листоедка Медоноска Мяука |
Панцирка Порхайка Пучеглазка Сетькин Повторюшка Стукало Тельняшка Толстопуз Фонтан Берлогин Чирикин |
Очень хорошо развивает воображение упражнение-игра "Загадочная клякса".
Задание.
а) На белый лист бумаги капни немного туши или чернил (лучше темного цвета). Возьми лист в руки и наклони его в разные стороны, чтобы клякса расползлась по бумаге. Дай высохнуть. Приглядись к интересному пятну и что-нибудь пририсуй к нему, чтобы получилось узнаваемое изображение животного, растения или какого-нибудь предмета.
б) На белом листе бумаги сделай несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложи лист пополам, а затем разверни его. Получившееся пятно может напоминать крылья бабочки или жука, и тогда нужно будет только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. А, может быть, и кое-что другое!
Здесь используется нетрадиционная техника рисования для создания выразительных образов, изученная и успешно апробированная в работе с детьми разного возраста.
Помогая школьнику развивать воображение, нельзя забывать о чтении. Именно книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами. А как сформировать у школьника интерес к чтению, привычку читать вдумчиво и получать от этого процесса удовольствие, вы узнаете в наших статьях в поддержку чтения.
Помните!
Развитие воображения – это средство повышения качества мыслительного процесса. «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать», – заметил Джанни Родари, известный итальянский детский писатель. "Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком" (Дени Дидро).