авг31
Увлекательное обучение технике чтения
Содержание материала
Страница 2 из 3
Урок II
Тема "Выработка навыка составления и чтения
слога на основе принципа слогообразования и чтения слога"
План урока
- Организационный момент — 2 мин.
- Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти — 7 мин.
- Упражнение на повторение — 5 мин.
- Новая тема. Задание 1 — 10 мин.
- Физкультминутка — 5 мин.
- Новая тема. Задание 2 — 6 мин.
- Подведение итогов и рекомендации — 5 мин.
Ход урока
1. Организационный
момент — 2 мин. (см.введение)
2.
Упражнение на развитие способности к переключению и распределению
внимания, зрительной и оперативной памяти — 7 мин.
Детям заранее раздаются листы с таблицей 5х3 и карандаши красного, зеленого и черного цветов.
На доске расположена таблица, где буква А представлена красным цветом, буква М — зеленым, а буква Т — черным.
M |
T |
M |
||
T |
A |
|||
M |
A |
T |
Учитель обращает внимание первоклассников на их таблицы, затем на доску, где располагается такая же таблица, как и у них, только увеличенная и заполненная разноцветными буквами.
Далее учитель излагает цель задания: по его команде расположить эти буквы в своих таблицах в том же порядке и окрасить в тот же цвет.
Техника выполнения задания:
- Сначала дети вместе с учителем читают букво-звуки, изображенные на картинке.
- Учитель просит ребят внимательно посмотреть на буквы, запомнить их расположение и цвет. Напоминает, что карандаши можно брать только по его команде.
- На запоминание отводится одна минута.
- Затем картинка закрывается или убирается и дается команда приступить к выполнению задания.
Рекомендация! Пока не стоит рассказывать детям о рациональных способах запоминания и показывать им специальны приемы.
3. Упражнение на повторение — 5 мин.
Работа по карточке. Цель задания — составить слоги и проговорить получившиеся буквосочетания.
Дополнительный материал
4. Новая тема. Задание 1 — 10 мин.
Формирование умения чтения слога на
основе принципа чтения слога
Работа по карточке. Цель задания — составление и чтение слога при наличии одной из составляющих.
Углубляется понятие состава слога. Кроме того, начинает формироваться зависимость образованного слога от места положения основной буквы.
Дополнительный материал
Далее ребятам показывается принцип чтения слога (буква, стоящая на письме на первом месте, должна читаться в первую очередь, слитность звуков и т.д). Вместе с учителем ребята по своим заполненным карточкам читают слоги.
Очень важно научить детей делать акцент на зависимости звучания слога от места положения составляющих его букво-звуков. Научившись сливать буквы в слоги, дети часто с трудом избегают одинакового прочтения слогов типа -АВ- — -ВА-; -УР- — -РУ- и т.п. вследствие отсутствия дифференциального подхода к слогам этого типа.
Этих ошибок можно избежать с помощью многих упражнений, одно из которых заключается в перестановке карточек с буквами, например, Р и У. Учитель на доске (с помощья магнитиков) соединяет и перекладывает карточки так, чтобы получились слоги РУ и УР.
Целесообразно это упражнение постепенно проделать со всеми гласными и согласными.
Рекомендация! Стоит следить за тем, чтобы у детей постоянно присутствовало внутреннее прочтение слогов.
5. Физкультминутка — 5 мин.
Игра «Посмотри и запомни»
Акцент делается на развитие внимания и
зрительной памяти
Перед началом игры учитель просит детей занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а затем их повторить.
Учитель медленно показывает несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), при этом четко их считая. Ребята внимательно смотрят и запоминают.
Цель упражнения — по команде учителя воспроизвести его действия.
Например: учитель говорит «раз» и делает шаг в сторону, командует «два» и прогибается назад, «три» - и занимает исходное положение, «четыре» - руки вперед и т.д.
Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята повторяют эти упражнения (запрещается смотреть друг на друга).
6. Новая тема. Задание 2 — 6 мин.
Самостоятельное слогообразование
Работа по карточке. Цель задания — составление слога без составляющих и его прочтение.
Окончательный вариант цикла заданий на слогообразование. Ребенку даны составляющие и полная свобода действий. Слог образуется и записывается самостоятельно.
Поисковая деятельность данного цикла задач невелика, но задания носят формирующий характер.
Чтение каждого слога производится сначала самостоятельно, а затем вместе с учителем.
Дополнительный материал
Рекомендация! В свободное время (в классе, дома) необходимо решить все задачи этих циклов (составления слогов с каждой буквой алфавита) с обязательным прочтением слогов, чтобы ребенок четко усвоил принцип слогообразования и чтения слога. Тогда он получит возможность укрепиться в успешности своих операций со слогами.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи