апр17
Уроки творчества
Пожелания учителям на пути "творчества"
Уроки творчества формируют умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Такие занятия развивают образное восприятие, очень важное для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии.
На таких занятиях особенно важно учитывать и раскрывать индивидуальные особенности личности. Очень легко навредить растущему организму незнанием закономерностей этого процесса.
Следует понимать такое поведение учащиеся, когда они, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось», «Я лучше не буду сдавать работу — у меня, наверное, все неправильно». Иногда эти слова соответствуют сделанной работе. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но своими словами он снижает впечатление от работы, надеясь, что учитель все равно заметит, обратит внимание и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это — ложная посылка и ложное восприятие.
Нужно уже на первых творческих уроках объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от подобных формулировок на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так...» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.
Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. На начальном этапе должно превалировать бережное отношение к тому, что создается детьми. Стоит на первых творческих уроках полностью отказаться от критики, выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся отношения доверия и открытости между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Но не стоит забывать о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать в учащемся неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Дети, обладающие способностью к творческим проявлениям, всегда немного непредсказуемы.
Недопустимо сравнивать детей. Можно лишь сравнивать настоящие достижения ребенка с его прошлыми.
Таким образом, деятельность педагога на творческом уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самореализации через различные виды творчества.
Для педагогов, вставших на «путь творчества», есть несколько рекомендаций-пожеланий :
Успехов!
Такие занятия развивают образное восприятие, очень важное для мышления. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии.
На таких занятиях особенно важно учитывать и раскрывать индивидуальные особенности личности. Очень легко навредить растущему организму незнанием закономерностей этого процесса.
Следует понимать такое поведение учащиеся, когда они, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось», «Я лучше не буду сдавать работу — у меня, наверное, все неправильно». Иногда эти слова соответствуют сделанной работе. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но своими словами он снижает впечатление от работы, надеясь, что учитель все равно заметит, обратит внимание и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это — ложная посылка и ложное восприятие.
Нужно уже на первых творческих уроках объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от подобных формулировок на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так...» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.
Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. На начальном этапе должно превалировать бережное отношение к тому, что создается детьми. Стоит на первых творческих уроках полностью отказаться от критики, выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся отношения доверия и открытости между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Но не стоит забывать о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать в учащемся неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Дети, обладающие способностью к творческим проявлениям, всегда немного непредсказуемы.
Недопустимо сравнивать детей. Можно лишь сравнивать настоящие достижения ребенка с его прошлыми.
Таким образом, деятельность педагога на творческом уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самореализации через различные виды творчества.
Для педагогов, вставших на «путь творчества», есть несколько рекомендаций-пожеланий :
- будьте терпеливы. Не ждите «быстрых» результатов от детей, они обязательно будут, но не торопите события;
- не забывайте о доброжелательности. Оценивание творческих работ детей — «инструмент» очень тонкий, деликатный;
- не бойтесь движения и шума на занятиях. Начинайте уроки с небольших физических разминок, чтобы «разогреть» детей;
- помните о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение;
- творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Успехов!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи