окт07
Техника совершенствования орфографического навыка
Продолжаем цикл статей под общим названием «Все на защиту русского языка!». Сегодня мы предлагаем учителям-словесникам технику совершенствования орфографического навыка с играми и упражнениями, формирующую у школьников интерес к русскому языку и повышающую качество усвоения правописания как словарных слов, так и любых других, трудных в написании.
В предыдущей статье Мой
вклад в поддержку русского языка мы рассказывали о методе,
позволяющем учителю не только сформировать интерес учащихся к
русскому языку, но и вызвать желание изучить его, чтобы стать
грамотными людьми. Конечно же, одного воззвания недостаточно. Для
формирования стойкой мотивации учения необходимы разные приемы и
методы. Особенно трудно бывает заинтересовать ребят работой над
словами, трудными в написании, которая без творческого подхода к ней
превратится в механическую и неэффективную. Это очень сложная работа и
разнообразить ее непросто. О некоторых способах повышения качества
усвоения правописания словарных слов мы уже писали на страницах нашего
сайта в статье Логика
в помощь усвоению и правописанию. Здесь же мы представим аналогичную
работу над словами, трудными в написании, и покажем другие игры,
способствующие эффективному усвоению орфографии слов.
Ученые, занимающиеся усвоением как категорией педагогической психологии (например, В.А.Крутецкий) особое внимание уделяют мотивации учения, формированию мыслительных операций учащихся, т.е. тем компонентам, которые обеспечивают не механическое, а активное, сознательное, творческое усвоение. Только так полученные сведения перерабатываются в сознании, выстраиваются в определенную систему и могут быть применены на практике. И усвоение орфографии слов – не исключение. Подлинному, полноценному усвоению правописания слов способствуют специальные техники совершенствования орфографического навыка, заставляющие «работать» множество операций мышления и стимулирующие интерес школьников к непростой деятельности. Со словами нужно «поиграть», включая их во всевозможные связи и отношения, и ребята делают это с удовольствием. При использовании этих средств повышается уровень самостоятельности и активности учащихся и, как следствие, уровень грамотности.
Работа по усвоению орфографии слов должна проводиться в несколько этапов. Покажем это на примере. Возьмем слова, трудные в написании, из учебника 3-го класса:
вестник, восток, горизонт, горячий, готовить, грамм, группа, запад, коллектив, коллекция, лестница, окрестность, пассажир, потом, праздник, рассказ, расстояние, север, чувство, юг.
На первом этапе необходимо провести работу по прояснению смысла этих слов (имеется специальный прием, описанный в статье Логика в помощь усвоению и правописанию).
На втором этапе целесообразно выполнить упражнение на выделение признаков.
1. В каждой группе слов выделить признак, объединяющий все четыре слова. Этот признак в каждой конкретной группе может быть не единственным. Но ребята называют, как правило, именно те, которые были задуманы учителем (удвоенная согласная, стороны света, непроизносимая согласная, непроверяемая первая (безударная) гласная О, парные согласные в конце слова, первая буква - согласная).
2. В каждой группе слов исключить по определенному признаку лишнее слово. И здесь признак в каждой конкретной группе может быть не единственным. Например, в четвертом столбце можно исключить и слово горячий, потому что в остальных словах по две О, и слово потом, потому что в остальных словах по три слога. И даже одно и то же слово можно исключить по разным признакам. Например, в последнем столбце слово праздник может быть лишним потому, что остальные слова имеют удвоенную согласную, или потому, что в остальных словах отсутствует непроизносимая согласная. Но ребята, как правило, исключают те слова, которые задумывались учителем. В нашей таблице выделены и лишнее слово, и признак, объединяющий остальные три слова. Учащимся нужно обязательно показать многообразие решений, если они сами до этого не додумаются.
Ученые, занимающиеся усвоением как категорией педагогической психологии (например, В.А.Крутецкий) особое внимание уделяют мотивации учения, формированию мыслительных операций учащихся, т.е. тем компонентам, которые обеспечивают не механическое, а активное, сознательное, творческое усвоение. Только так полученные сведения перерабатываются в сознании, выстраиваются в определенную систему и могут быть применены на практике. И усвоение орфографии слов – не исключение. Подлинному, полноценному усвоению правописания слов способствуют специальные техники совершенствования орфографического навыка, заставляющие «работать» множество операций мышления и стимулирующие интерес школьников к непростой деятельности. Со словами нужно «поиграть», включая их во всевозможные связи и отношения, и ребята делают это с удовольствием. При использовании этих средств повышается уровень самостоятельности и активности учащихся и, как следствие, уровень грамотности.
Работа по усвоению орфографии слов должна проводиться в несколько этапов. Покажем это на примере. Возьмем слова, трудные в написании, из учебника 3-го класса:
вестник, восток, горизонт, горячий, готовить, грамм, группа, запад, коллектив, коллекция, лестница, окрестность, пассажир, потом, праздник, рассказ, расстояние, север, чувство, юг.
На первом этапе необходимо провести работу по прояснению смысла этих слов (имеется специальный прием, описанный в статье Логика в помощь усвоению и правописанию).
На втором этапе целесообразно выполнить упражнение на выделение признаков.
1. В каждой группе слов выделить признак, объединяющий все четыре слова. Этот признак в каждой конкретной группе может быть не единственным. Но ребята называют, как правило, именно те, которые были задуманы учителем (удвоенная согласная, стороны света, непроизносимая согласная, непроверяемая первая (безударная) гласная О, парные согласные в конце слова, первая буква - согласная).
2. В каждой группе слов исключить по определенному признаку лишнее слово. И здесь признак в каждой конкретной группе может быть не единственным. Например, в четвертом столбце можно исключить и слово горячий, потому что в остальных словах по две О, и слово потом, потому что в остальных словах по три слога. И даже одно и то же слово можно исключить по разным признакам. Например, в последнем столбце слово праздник может быть лишним потому, что остальные слова имеют удвоенную согласную, или потому, что в остальных словах отсутствует непроизносимая согласная. Но ребята, как правило, исключают те слова, которые задумывались учителем. В нашей таблице выделены и лишнее слово, и признак, объединяющий остальные три слова. Учащимся нужно обязательно показать многообразие решений, если они сами до этого не додумаются.
Рассказ Грамм Пассажир Расстояние |
Север Восток Юг Запад |
Вестник Окрестность Лестница Чувство |
Горячий Потом Горизонт Готовить |
Юг Рассказ Коллектив Запад |
Коллекция Группа Праздник Коллектив |
На следующем этапе выполняется
упражнение на расстановку пропущенных букв и решение анаграмм (слов, в
которых буквы только меняются местами) с опорой на образец. В некоторых
анаграммах специально допущены ошибки, чтобы ребята в словах проверили
каждую букву. Ошибки в анаграммах подчеркиваются. В правой колонке
напротив каждой анаграммы ставится номер того слова, которому она
соответствует. Слова с пропущенными буквами даны в произвольном
порядке. Одной пропущенной букве соответствует одна черточка, двум –
две (черточка подлиннее). В обоих заданиях выполненная работа
сравнивается с образцом. Это непременное условие хорошо способствует
формированию самоконтроля.
1 |
зап__ |
вестник |
риячойг |
|
2 |
гру_па |
восток |
прупаг |
|
3 |
к_л_екц_я |
горизонт |
станилец |
|
4 |
_крес_нос_ь |
горячий |
адипаз |
|
5 |
лес_н_ца |
готовить |
оптом |
|
6 |
п_с__ж_р |
грамм |
синаорясет |
|
7 |
в_сто_ |
группа |
сазракс |
|
8 |
вес_н_к |
запад |
гюн |
|
9 |
ра_ст_яние |
коллектив |
жасапирс |
|
10 |
г_р_зонт |
коллекция |
вувточс |
|
11 |
г_товит_ |
лестница |
есрев |
|
12 |
г_ря_ий |
окрестность |
нрадпикз |
|
13 |
грам_ |
пассажир |
олклецияк |
|
14 |
чу_с_во |
потом |
оргитонз |
|
15 |
ю_ |
праздник |
нествик |
|
16 |
сев_р |
рассказ |
стоков |
|
17 |
к__лектив |
расстояние |
летивклок |
|
18 |
рас_ка_ |
север |
рестьконост |
|
19 |
п_том |
чувство |
мрамг |
|
20 |
пра__н_к |
юг |
тогвиоть |
Затем необходимо выполнить упражнение
на воссоединение слов по их составным частям (всего две части).
вос |
сажир |
гото |
пад |
лектив |
м |
окрест |
||||||
по |
сказ |
ница |
г |
ник |
ность |
|||||||
зонт |
лекция |
чув |
чий |
|||||||||
вест |
рас |
груп |
вить |
се |
ство | |||||||
лест |
горя |
ю |
празд |
кол |
||||||||
пас |
кол |
ник |
за |
па |
||||||||
рас |
ток |
грам |
вер |
стояние |
том |
гори |
Остальные упражнения на формирование
интереса к изучению русского языка и повышение уровня грамотности можно
найти на страницах нашего сайта в статьях: Ищем
ошибки, Великий
Русский язык, В
ответе за свои слова, Выход
найден!, Разгадывание
анаграмм, Учебная
мотивация и других.
Дорогие друзья! Ваше мнение для нас представляет большой интерес. Будем рады, если у вас возникнет желание им поделиться. Оставляйте в статье свои комментарии или пишите нам через форму обратной связи, которая расположена в меню на главной странице.
Дорогие друзья! Ваше мнение для нас представляет большой интерес. Будем рады, если у вас возникнет желание им поделиться. Оставляйте в статье свои комментарии или пишите нам через форму обратной связи, которая расположена в меню на главной странице.
Успехов!