Занимательная

педагогика

Самообразование и личностное самоопределение - 9

Развитие логического мышления
Продолжение. В этой статье представлена технология развития у школьников логического мышления и формирования общелогических знаний и умений, реализующая содержание раздела №5 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.


РАЗДЕЛ V. Развитие логического мышления. Формирование общелогических знаний и умений.


Тема №22. Предмет, задачи, место и значение логики как науки.

Науки, изучающие мышление. Различные аспекты мышления. Существенные различия в подходах к анализу мышления.  Логика как наука, изучающая законы, методы и формы осуществления мыслительно-познавательной деятельности. Предмет логики как исторически сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результатов познания. Задачи логики как науки.

Термин «логика» и его три основные значения.  Логика как всякая необходимая закономерность во взаимосвязи объективных явлений (например, логика вещей). Логика как закономерность в связях и в развитии мыслей (например, логика рассуждения). Логика как философская наука (определенная система знаний, рассматривающая логику мышления).

Разделы логики: формальная логика (наука, изучающая законы, принципы и формы правильного мышления), логическая семиотика (общая теория исследования языка как средства познания), методология (учение об общенаучных методах и приемах познания).
Формальная правильность мысли. Правильное мышление как предмет изучения формальной логики. Правильное мышление как мышление последовательное, непротиворечивое, определенное, обоснованное, т.е. мышление, осуществляющееся по законам и принципам формальной логики. Правильное мышление как жизненная необходимость каждого человека, как жизненная позиция, как профилактика стрессов в результате непродуманности последствий каких-либо действий или событий.

Способность мыслить логически как способность: ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; подчиняться законам логики, строить свою деятельность в соответствии с ними; производить логические операции, осознанно их аргументируя; строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок, ответственно относиться к высказываниям и т.п.

Понятие логической формы и логического содержания мысли. Требования и нормы, предъявляемые к мыслительным процедурам. Понятие истинности как центральное понятие логики. Анализ понятия истинности как предмет логики.  Описательный и нормативный (предписывающий) характер логики.

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Логика как теория рассуждений. Логика как одна из древнейших наук. Понятийная логика. Основные этапы развития логики. Современная логика и критическое мышление.

Диалектическая логика и диалектическое мышление. Предмет, задачи, значение  диалектической логики, ее место в жизни и познании. Диалектическое мышление, условия и критерии его проявления. Способы развития диалектического мышления. Соотношение формальной и диалектической логик.

Эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое мышление как мышление, базирующееся на правилах формальной логики. Теоретическое мышление как мышление, базирующееся на законах диалектической логики.

Роль логики в совершенствовании культуры мышления. Логика как рациональная основа процесса обучения. Логика как пропедевтика всех учебных дисциплин, как «начало начал», как «основа основ». Роль логики в познании, обучении и  самообразовании. Теоретическое и практическое значение логики в жизни, науке и технике.
Диагностика степени сформированности логического мышления.

Тема №23. Понятие и логические операции с понятиями.

Понятие предмета в логике. Предмет мысли. Способы мысленного выделения предметов. Возможные характеристики предметов. Соотношение понятий: свойство, отношение, признак. Простые и сложные признаки.

Понятие как форма мышления, в которой отражены существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Объем и содержание понятия как основные логические характеристики понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Языковые формы выражения понятий. Общая характеристика понятия. Виды понятий: общие, единичные и пустые; конкретные и абстрактные; относительные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несобирательные. Сравнимые понятия (совместимые и несовместимые) и несравнимые понятия. Понятие как результат сложной мыслительной деятельности.  Приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, познавательное обобщение. Виды абстрагирования. Виды обобщения: познавательное и логическое (поиск ближайшего родового понятия).

Операции с понятиями как способы познания. Обобщение и ограничение понятий как логические операции с понятиями. Обобщение как переход от видового понятия к родовому.  Ограничение как переход от родового понятия к видовому.  Их роль в формировании научных понятий и в обучении.

Круги Эйлера. Отношения между понятиями. Отношения между совместимыми понятиями: отношения подчинения (вид-род), тождественности и пересечения. Отношения между несовместимыми понятиями: отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Связь между понятиями «часть – целое». Нахождение целого по его части и части по целому. Конкретизация понятия как установление всех возможных отношений и связей объекта, как рассмотрение его конкретных признаков.

Деление и его разновидность классификация как логические операции с понятиями, как способы познания. Деление понятия. Виды деления: деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Правила деления понятий и возможные ошибки в делении. Классы. Элемент класса.  Классификация как многоступенчатое разветвленное деление логического объема понятия. Основание классификации. Классификация по существенным признакам (естественная) и несущественным признакам (вспомогательная). Использование естественных классификаций в науке и обучении.

Определение понятия (дефиниция) как логическая операция. Виды определения. Явное (определение через род и видовое отличие, генетическое определение) и неявное определение. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Приемы, сходные с определением понятия: описание, характеристика и т.п. Роль определения понятия в познании и науке, в усвоении информации, в обучении и самообразовании.
Способы совершенствования логических операций с понятиями.

Тема №24.  Суждение и логические операции с суждениями.

Суждение как форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности или об их признаках, взаимосвязях и т.д. Суждение как некоторый результат познания.  Общая характеристика суждения. Суждение и утверждение. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Простое суждение и его логическая структура: субъект, предикат, связка, кванторное слово. Виды простого суждения: атрибутивное, суждение с отношениями, суждение существования. Категорические суждения и их деление по количеству и качеству. Объединенная классификация категорических суждений.  Распределенность терминов в категорических суждениях. Выделяющие и исключающие суждения. Истинность и ложность простых суждений.

Сравнимые и несравнимые суждения. Совместимые и несовместимые суждения. Отношения между совместимыми суждениями: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение. Отношения между несовместимыми суждениями: отношения противоположности и отношения противоречия. Установление отношений между суждениями по значениям истинности с помощью «логического квадрата».

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Таблицы истинности сложных суждений. Понятие тождественно истинной формулы. Условия истинности сложных суждений.

Неопределенные суждения. Суждения с «двойным смыслом». Модальные суждения. Деление суждений по модальности: суждения действительности, суждения возможности, суждения необходимости.

Роль суждения в познании, в обучении и самообразовании. Способы развития умений оперировать  суждениями, определять простые суждения на истинность, устанавливать отношения между простыми суждениями.

Тема №25. Законы логики  и принципы правильного мышления.

Логическая форма и логическое содержание мысли. Понятие логического закона. Логический закон как необходимая связь между мыслями. Логический закон как выражение, содержащее только логические константы и переменные величины и являющееся истинным в любой предметной области.  Законы логики. Основные характеристики (принципы) правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность (обоснованность).

Основные законы логики: закон тождества, закон запрета противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.  Понятие неопределенности. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии неопределенности в познании. Некоторые законы логики, использующиеся в жизни и обучении.

Усвоение законов логики и принципов правильного мышления как средство избавления личности от ее склонности к поспешным выводам, к безответственному отношению к своим словам и поступкам, к противоречивости в суждениях и действиях, к необоснованным заявлениям, к неграмотному разрешению противоречий, проблемных ситуаций и др. Использование логических законов и принципов правильного мышления в жизни и обучении.

Последствия несоблюдения принципов правильного мышления и нарушения законов логики. Логические ошибки в рассуждениях. Софизмы и паралогизмы. Математические софизмы. Парадоксы и парадоксальные ситуации. Некоторые рекомендации к своевременному распознаванию разных форм и видов логических ошибок. Способы профилактики логических ошибок.

Роль законов логики и принципов правильного мышления в общении, в процессе становления личности.  Способы развития правильного мышления.

Тема №26. Умозаключение, его роль в познании и обучении.

Умозаключение (вывод) как форма мышления, как результат познания.  Умозаключение как процесс и результат мышления. Общее понятие умозаключения. Структура умозаключения: посылки, заключение, вывод (логическая связь между посылками и заключением). Умозаключение интуитивного и формально-логического характера. Построение умозаключений.

Понятие логического следования. Правильные и неправильные умозаключения. Дедуктивное и индуктивное отношение логического следования. Демонстративные (достоверные) и правдоподобные (проблематичные) умозаключения. Виды умозаключения: дедуктивное и недедуктивное.   Недедуктивное умозаключение – индуктивное и по аналогии.

Достоверный вывод (дедуктивное умозаключение) как теоретический способ познания. Виды дедуктивного умозаключения. Виды непосредственного дедуктивного умозаключения: вывод по «логическому квадрату», обращение, превращение, противопоставление субъекту, противопоставление предикату.

Категорические силлогизмы. Простой категорический силлогизм:  состав, термины, фигуры, общие правила и правила фигур, модусы, средства проверки правильности умозаключения (с помощью круговых схем категорических суждений). Значение простого категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

Условные умозаключения. Условно-категорический силлогизм и его виды. Условно-разделительные умозаключения. Дилемма, ее виды и значение.

Правдоподобные выводы (аналогия, индукция) как переходные формы от эмпирического к теоретическому познанию. Понятие индуктивного следования. Индуктивное умозаключение, его виды и характеристика. Вероятностность индуктивных умозаключений.  Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная индукции. Индукция как способ получения общего знания, как способ познания.  Индукция как способ мышления.

Умозаключение по аналогии как разновидность индуктивного умозаключения. Виды умозаключения по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Функции аналогии: гносеологическая, эвристическая, объясняющая, доказательная. Аналогия как способ познания.

Использование дедукции, индукции, аналогий в познании, обучении и самообразовании. Способы развития способности строить умозаключения.

Тема №27.  Логические основы теории аргументации.

Истинность утверждения Способы установления и обоснования истины утверждения или теории. Доказательность и убедительность в рассуждении. Психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Аргументация как логический фактор убеждающего воздействия. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации: подтверждение, доказательство, критика тезиса и опровержение.

Частичное и полное обоснование утверждения. Подтверждение как частичное обоснование утверждения об истинности какого-либо высказывания. Доказательство как полное обоснование утверждения об истинности какого-либо высказывания. Задача доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументация, форма доказательства (демонстрация). Виды доказательств по характеру тезиса и по форме. Понятие прямого доказательства. Непрямое (косвенное) доказательство и его разновидности: доказательство «от противного», разделительное доказательство  (методом исключения) и др.

Роль доказательств в учебных курсах. Правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису, и ошибки относительно доказываемого тезиса. Правила по отношению к аргументам и ошибки в аргументах доказательства. Правила, относящиеся к форме обоснования тезиса, и ошибки в форме доказательства.

Критика тезиса как частичное обоснование утверждения о ложности какого-либо высказывания. Опровержение как полное обоснование утверждения о ложности какого-либо высказывания. Структура опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические ошибки, встречающиеся в опровержениях.  Логические требования к научной критике.

Спор как разновидность аргументации.  Виды спора: дискуссия, полемика, эклектика и софистика. Корректные и некорректные аргументы (доводы). Стратегия и тактика спора. Научный спор как форма познавательной деятельности. Дискуссия как форма коллективного научного поиска. Роль доказательства в дискуссии.  Правила ведения дискуссии.  Приемы и уловки, применяемые в споре. Их виды и  способы нейтрализации.

Роль аргументации в общении, обучении и самообразовании. Способы развития способности к аргументации.

Содержание практических занятий (16ч)


Тема №23.  Понятие и логические операции с понятиями (4ч).

Упражнения на формирование умений:
выделять признаки и существенные признаки понятия; различать понятия: «признак», «свойство», «отношение»; определять виды, содержание и объем понятия: сравнивать содержания понятий, их объемы; образовывать, обобщать и ограничивать понятия; находить ближайшее родовое понятие; различать сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые; устанавливать отношения по объему между совместимыми понятиями, между несовместимыми понятиями с помощью кругов Эйлера; применять схемы отношений понятий в обучении.

Тренинги совершенствования операций мышления.

Упражнения на формирование умений:
конкретизировать понятие, делить понятие по определенному признаку; классифицировать понятие и выделять основание классификации; выявлять возможные ошибки при делении и классификации; относить определение понятия к соответствующему виду; определять понятие; выявлять возможные ошибки в определении; использовать правила деления и определения понятий в обучении.

Тема №24.  Суждение и логические операции с суждениями (4ч).

Упражнения на формирование умений:
определять виды суждений; отличать простые истинные суждения от ложных; распознавать неопределенные суждения, суждения с «двойным смыслом», модальные суждения; выявлять логическую структуру суждения; развернуто обосновывать суждение; делить категорические суждения по количеству и качеству, распределять термины; применять эти знания на практике.

Тренинги формирования умений определять простое суждение на истинность.

Упражнения на формирование умений:
устанавливать отношения между совместимыми категорическими суждениями,  между несовместимыми категорическими суждениями с помощью «логического квадрата»; образовывать сложные суждения из простых с помощью логических связок; определять истинность сложных суждений с помощью таблиц истинности; применять эти знания на практике.

Тема №25.  Законы логики и принципы правильного мышления (2ч).

Упражнения на формирование умений:
формировать мысль и грамотно выражать ее в ясной отчетливой форме; последовательно, непротиворечиво, определенно обоснованно рассуждать; распознавать логические ошибки в своих и чужих рассуждениях; выявлять нарушение законов логики; решать софизмы и паралогизмы; распознавать парадоксы; практически использовать законы логики и принципы мышления.

Тема №26.  Умозаключение, его роль в познании и обучении (2ч).

Упражнения на формирование умений:
определять виды и правильность дедуктивных и индуктивных умозаключений,  умозаключений по аналогии; выводить следствие из категорических суждений посредством их преобразования; определять виды, структуру, термины, фигуры  простого категорического силлогизма; выявлять причину появления ложного заключения из истинных посылок; грамотно строить дедуктивные и недедуктивные умозаключения; использовать дедукции, индукции, аналогии в обучении.

Тема №27.  Логические основы теории аргументации (4ч).

Упражнения на формирование умений:
устанавливать и обосновывать истину утверждения; определять структуру доказательства; распознавать и применять на практике прямое и косвенное доказательства; определять структуру опровержения; выявлять логические ошибки в доказательствах и опровержениях; грамотно строить вопросы и ответы.

Тренинги развития последовательного, непротиворечивого, определенного, обоснованного мышления.

Упражнения на формирование умений:
различать виды спора, корректные и некорректные аргументы; вовремя распознавать логические уловки в спорах и применять способы их нейтрализации; использовать правила и приемы аргументации в жизни и обучении.

Список литературы с упражнениями к практическим занятиям для учителя
  • Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М., 2001.
  • Гетманова А.Д.Логика. М., 2000.
  • Гетманова А.Д.Логика. Словарь и задачник. М., 1998.
  • Жалдак Н.Н. Составление заданий для целенаправленного формирования логичности мышления. Белгород, 2002.
  • Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.
  • Ивин А.А. Элементарная логика. М., 1994.
  • Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.
  • Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М., 1996.
  • Кэрролл Л. История с узелками. М., 1973.
  • Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
  • Мельников В.Н. Логические задачи. Киев, Одесса, 1989.
  • Основные законы и формы мышления. Логический практикум / Под ред. М.Ю. Казаринова. Спб., 1997.
  • Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
  • Сарычев Е.В. Современная логика и основы речевого общения. Учебное пособие для студентов всех специальностей. М., 1995.
  • Сборник упражнений по логике.  Минск, 1990.
  • Семенов В.М. Парадоксы нашей жизни. М., 2005.
  • Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике. Спб., 1995.
  • Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.
  • Яшин Б.Л. Логика. Вопросы и ответы для подготовки к экзаменам.  М., 2004.
  • Яшин Б.Л. Логика. Учебник. М., 2004.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
  • Какой смысл я вкладываю в понятия «логическое мышление»,  «правильное мышление».
  • Согласен ли я с мнением, что правильное мышление – жизненная необходимость каждого человека, его жизненная позиция, профилактика стрессов (в результате непродуманности последствий каких-либо действий или событий).
  • Достаточно ли высок мой уровень развития логического мышления.
  • Умею ли я выделять сущностные характеристики предмета, явления, строить умозаключения по законам логики.
  • Соотношение понятий «формальная логика» и «диалектическая логика».
  • С какими диалектическими противоречиями я сталкиваюсь в обучении, повседневной жизни.
  • Могу ли я проследить и объяснить весь «логический путь» формирования понятия на конкретном примере «стул».
  • Как я понимаю тезис: логика как рациональная основа процесса обучения.
  • Помогают ли мне схемы отношений между понятиями в форме кругов Эйлера понять и усвоить  учебный материал (и не только учебный).
  • Влияние знания принципов логического мышления, законов логики на усвоение информации, в частности, учебной, на процесс учения, самообразования, решение сложных проблемных ситуаций.
  • Умею ли я достойно вести себя в споре, активно слушать, вникать в суть тезиса, аргументировано рассуждать, быть убедительным, анализирую ли я свои победы, неудачи, поражения в споре.
  • Как я поступаю в ситуации, когда опровергают мои доводы.
  • Влияют ли законы и принципы правильного мышления на конструктивность общения, на развитие умений профилактики и достойного разрешения конфликтных ситуаций.
  • Часто ли я оказываюсь в «двойственных», парадоксальных ситуациях.
  • Мои рекомендации по развитию (формированию) логического мышления.

Темы рефератов
  • Логика как пропедевтика всех учебных дисциплин,
  • Актуальные проблемы современной формальной логики.
  • Разнообразие подходов к изучению мышления. Науки, изучающие мышление.
  • Основные этапы развития формальной логики. Понятийная логика.
  • Связь логики с риторикой (ораторским искусством).
  • Использование определений и делений понятий в школьных учебниках и учебных пособиях по разным дисциплинам.
  • Оценочное высказывание, его виды, логическая структура и значение.
  • Сравнительный анализ способов выражения структуры сложных суждений в учебниках по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам.
  • Специфика действия логического закона исключенного третьего.
  • Дедуктивные умозаключения и их роль в обучении.
  • Индуктивные умозаключения и их роль в обучении.
  • Умозаключение по аналогии. Виды аналогий, используемых в обучении.
  • Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
  • Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
  • Постановка вопросов и значение четкой формулировки вопросов в обучении.
  • Построение ответа и значение развернутой формулировки ответа в обучении.
  • Роль дискуссии и полемики как форм диалога в обучении.
  • Логические уловки в спорах и способы их нейтрализации.
  • Приемы и методы формирования логического мышления.
  • Роль логики в обучении и самообразовании.

Литература для учащихся
  • Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.
  • Бойко А.П. Логика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1994.
  • Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев М., 1996,
  • Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. М., 1998.
  • Гетманова А.Д.Логика. Словарь и задачник. М., 1998.
  • Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.
  • Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. М., 1998.
  • Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М., 1996.
  • Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
  • Логика. Логические основы общения / В.Ф. Берков и др. М., 1994.
  • Меськов В.С., Карпинская О. Ю. и др. Логика. Наука и искусство. М., 1993.
  • Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. СПб.,  1995.
  • Николаев И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики. Учебное пособие по курсу «Логика». СПб.,  1998.
  • Николаев И.В. Логика (дедуктивная, индуктивная, диалектическая).                 СПб.,  2001.
  • Новиков А.Г. Логика в социальных парадоксах.  Якутск, 1993.
  • Основные законы и формы мышления. Логический практикум / под ред. М.Ю. Казаринова. Спб., 1997.
  • Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  • Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996.
  • Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М., 1991.
  • Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. М.,  2002.
  • Рассуждая логически... / Сост. А.Ю. Котова. М.,  2001.
  • Светлов В.А. Практическая логика. Как следует мыслить. Как следует убедительно говорить и писать. Как следует принимать эффективные  решения. Как следует общаться и разрешать конфликты. О чем рассказывают нам сказки и мифы.  СПб., 1995.
  • Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100