Занимательная

педагогика

Самообразование и личностное самоопределение - 8

Самообразование и личностное самоопределение

Продолжение. В этой статье представлена технология совершенствования у школьников мыслительных операций и качеств мышления, развития некоторых видов мышления, реализующая содержание раздела №4 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.


РАЗДЕЛ IV. Совершенствование мыслительных операций и качеств мышления, развитие некоторых видов мышления



Тема №16.  Мышление, его виды, формы и функции.  Предмет, задачи и значение мышления. Диагностика степени сформированности операций мышления.

Связи и отношения между предметами, явлениями. Существенные связи и отношения. Непосредственная и опосредованная связь с вещами. Сущность предмета, явления. Переход от ощущения и представления к мысли. Мышление как «инструмент» познания, как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Основная задача мышления как выявление существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, и отделение их от случайных совпадений во времени и пространстве. Мышление как творческое преобразование образов объектов, их значения и смысла в сознании человека.

Содержание мышления: мыслительные операции, формы, виды, способы. Общие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, конкретизация. Понятие, суждение, умозаключение как формы и результат мышления.  Конкретное (наглядно-действенное и наглядно-образное) и абстрактно-логическое как виды мышления по форме. Теоретическое и практическое как виды мышления по характеру  решаемых задач.

Дискурсивное мышление (на основе логических рассуждений) и интуитивное (образное: на основе восприятия, использования подвижных гибких ассоциаций) как виды мышления по степени развернутости, по выбору способов решения задач. Репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) как виды мышления по степени новизны и оригинальности. Индукция и дедукция как способы мышления.     
Диалектический способ мышления. Сократический метод как источник диалектического способа мышления, как метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, дискуссии, полемики. Его роль в саморазвитии.

Ноосферное мышление (по В.И.Вернадскому). Его роль в саморазвитии.

Мышление как порождение практической деятельности людей. Связь мышления с практической деятельностью человека. Принципы мышления. Рефлексия как принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок. Установки  и приемы управления собственной мыслительной деятельностью.
Функции мышления: понимание, решение проблем и задач, целеобразование, осмысление. Понимание как раскрытие существенных свойств предметов и явлений, как постижение смысла и значения чего–либо. Решение проблем и задач как нахождение искомого (неизвестного) для достижения цели. Целеобразование как процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека. Осмысление как деятельность человеческого мышления, направленная на анализ содержания знания и методов познания, на анализ своих действий и самопознание. Взаимосвязь функций мышления.
Развитие мышления обучающегося как залог успешного учения и самообразования. Развитие мышления как перестройка процесса мышления, как целенаправленная мыслительная деятельность. Критерии развития мышления как показатели, свидетельствующие о достижении определенного уровня развития мышления, о состоянии различных качеств ума (самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и др.), о качестве «работы» мыслительных операций. Основные направления развития мышления. Взаимосвязь мышления, восприятия, памяти, представления и воображения. Мышление и речь. Речь как средство фиксации мышления. Связь мышления со свойствами личности учащегося. Особенности мышления старшеклассников.  Роль мышления в жизни, обучении, самообразовании и самоопределении.

Тема №17. Операции и качества мышления, общемыслительные знания и умения.

Операции мышления как средство осуществления мышления. Общие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация (систематизация), конкретизация. Их взаимосвязь. Анализ как мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, выделение признаков предмета, явления. Синтез как мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами предмета, явления, объединение признаков предмета, явления. Единство анализа и синтеза. Абстрагирование как движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных признаков и отвлечение от несущественных.

Сравнение как сопоставление однородных и близких по своей сущности вещей. Сходство и различие. Сравнение как мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.  Неполное и полное сравнение. Сравнение предметов по их цвету, форме, размеру и количеству деталей.  Правила сравнения. Обобщение (познавательное) как объединение разных объектов в одно множество по общему признаку.  Классификация как распределение предметов по группам, где каждая группа (класс) имеет свое определенное место. Основание классификации. Конкретизация как установление всех возможных связей и отношений объекта.

Качества мышления как характеристики, показывающие уровень развитости мышления. Качества мышления: самостоятельность, инициативность, глубина, широта, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, гибкость и др.  Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения своими силами. Инициативность мышления — потребность в постоянном стремлении самому искать и находить пути и средства разрешения задачи, проблемы. Глубина мышления — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубины закономерности. Широта мышления — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. Быстрота мышления — способность находить правильные,  обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени.
Оригинальность мышления — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых. Пытливость мышления — потребность всегда находить наилучшие решения поставленных задач и проблем. Критичность мышления — способность объективно оценивать предметы, явления, условия, собственные устремления, умение при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности. Гибкость мышления – умение изменять намеченный план действий, способность выйти за пределы ситуативных ограничений.

Индивидуально-типологические особенности мышления: организованность, целенаправленность, активность, устойчивость, осознанность, импульсивность, торопливость, ригидность (фиксация) и др. Целенаправленность и   организованность мышления как способность подчинять поисковые действия цели. Торопливость мышления как непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений. Ригидность мышления как неспособность увидеть проблему под новым углом зрения. Ригидность мышления как главное препятствие при решении задач и проблем.
Активность, самостоятельность, целенаправленность, организованность мышления как существенные характеристики мыслящего человека.
Условия и способы совершенствования операций и качеств мышления. Роль операций и качеств мышления в жизни, познании, обучении и самообразовании.

Тема №18. Пространственное воображение и пространственное мышление.

Пространственное мышление как разновидность образного мышления, основу которого составляют образы, отражающие реальные пространственные особенности воспринимаемого объекта.  Пространственные характеристики объекта, представленного в образе: форма, величина, взаимоположение составляющих его элементов и расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчета.  Содержание геометрического образа как любое множество точек, упорядоченное определенным образом на плоскости или в пространстве.

Графическая основа как средство формирования пространственного мышления. Содержание пространственного мышления как оперирование образами в видимом или воображаемом пространстве на основе различных графических изображений. Пространственное мышление как специфический вид мыслительной деятельности: обеспечивает анализ пространственных свойств и отношений реальных объектов, их графических изображений; оперирует этими отношениями и свойствами в процессе решения задач. Особенности пространственного воображения и  мышления.

Ориентация на величину объекта и его форму как основа создания образа.  Оперирование пространственными образами, их преобразование.  Типы осуществления оперирования образами: изменение пространственного положения образа, преобразование структуры образа, преобразование структуры и пространственного положения образа одновременно. Пространственные соотношения объектов.  Выделение пространственных соотношений и мысленное оперирование ими.

Наличие точки отсчета как важная особенность образа. Точка отсчета как элемент любого образа. База отсчета (система координат, система отсчета). Произвольная смена баз отсчета (переход из одной системы отсчета в другую).  Перекодирование без потери содержания (без распада формы) как необходимое условие успешного обучения по ряду образовательных дисциплин.

Три основные линии развития восприятия пространства и пространственного мышления: переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно, переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно, переход от фиксированной системы отсчета при восприятии объекта к свободно выбранной или произвольно заданной. Критерии уровня развития пространственного воображения и пространственного мышления как одни из важнейших в диагностике интеллектуальных способностей человека.

Особенности и некоторые виды заданий на развитие восприятия пространства, пространственного воображения и пространственного мышления: «выход в пространство», «план комнаты», «иллюзии и несуществующие объекты», «развертка фигур», «проекции фигур» и др.

Методы решения задач на пространственное воображение и мышление.  Способы совершенствования умений оперирования пространственными образами, преобразования пространственных образов,  произвольного выбора баз отсчета. Связь пространственного воображения и мышления с восприятием, с интересами и эмоциями личности Роль пространственного воображения и пространственного мышления в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Тема №19. Творческое воображение и творческое мышление. Критичность и диалектичность  мышления.

Творческое воображение как вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании нестандартных образов ранее описанных, прочитанных или воспринятых объектов. Творческое воображение как средство выделения особенного из обилия фактов, как средство борьбы с привычками и предрассудками в мышлении. Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, «вынашивание замысла», реализация замысла. Психологические факторы, препятствующие творческому воображению.

Связь творческого воображения с познавательными процессами, процессами творчества, со свойствами личности человека, с его интересами и эмоциями.   Роль творческого воображения в жизни, обучении, процессе усвоения информации, в процессе практического использования информации, самообразовании.  Условия, принципы и способы развития творческого воображения.

Творческое мышление как продуктивное мышление, которое позволяет решать проблемы, исследовать, обнаруживать новое, необычное, делать открытия.  Особенности творческого мышления. Творческое мышление как мышление, «гарантирующее» психическую готовность человека к принятию решения в неожиданных, нестандартных ситуациях.

Стадии творческого мышления: наглядно-действенное, причинное, эвристическое. Сущность творческого мышления: принципы творческого мышления; психологические факторы, препятствующие творчеству; критерии определения творческого мышления.  
Качества творческого мышления: чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, воображение, чувство юмора, находчивость, независимость, уверенность в себе, самодостаточность, продуктивность, гибкость, изобретательность, оригинальность, стройность, последовательность, систематичность, прогностичность, диалектичность, критичность (ее позитивное воздействие), дивергентность и др.

Критичность мышления как способность объективно оценивать предметы, явления, условия, собственные устремления, как умение при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия. Отрицательное и положительное воздействия критичности мышления. Роль критичности мышления (помощника) в творчестве: объективная оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества (творчество более осмысленное, логичное, правдоподобное). Роль критичности мышления (вредителя) в творчестве: сбрасывание со счетов тех гипотез на этапе их выдвижения, которые могут показаться глупыми и нереальными (подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей).

Диалектичность мышления как способность четко формулировать противоречие и находить способ его разрешения. Диалектичность мышления как качество творческого мышления, способствующее подлинному пониманию сущности вещей и явлений, как путь диалектического познания, выясняющего причины происхождения предмета, явления, «проводящее» их через все возможные этапы трансформаций и превращений.

Дивергентное мышление как яркая форма отражения и раскрытия творческого потенциала личности. Соотношение понятий дивергентное и конвергентное мышление.  Дивергентное мышление как мышление, необходимое в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы. Способы формирования дивергентного мышления: составление и решение задач с множеством одинаково правильных и равноправных ответов, составление и решение задач, не имеющих решения, и др.

Стратегическое мышление как творческое прогностическое мышление, призванное решать сложные проблемные ситуации. Критерии проявления стратегического мышления. Условия и способы развития стратегического мышления, его роль в исследовании сложных проблемных ситуаций, в прогнозировании событий и явлений.

Способы стимулирования творческой активности, самостоятельности мыслительной деятельности и устранения отрицательного воздействия критичности мышления: прием образного сравнения (аналогии), метод мозгового штурма, метод комбинационного анализа (сочетание признаков объектов или самих объектов).

Условия и способы развития творческого мышления. Роль творческого воображения и творческого мышления в различных видах познавательной, учебной и трудовой деятельности. Роль критичности и диалектичности мышления в самообразовании и самоопределении.

Тема №20. Причинное мышление (причинно-следственное).

Связи и отношения между предметами, явлениями, событиями: причинно – следственные, временные, условные, функциональные, пространственные,  последовательности и рядоположенности и др. Причинно-следственные связи. Понятие причины события, явления.  Понятие причинности (причинной связи). Причинность как источник развития, как творческое начало. Основные свойства причинных связей.  Закон причинности (всеобщий характер причинности).

Понятие следствия. Взаимодействие причины и следствия. Принцип обратной связи. Причинная и функциональная связи. Функциональная связь как зависимость явлений, при которой изменение одного явления сопровождается изменением другого. Изучение функциональных связей как один из путей проникновения в причинные связи. Функциональные зависимости как средство выражения закономерных связей свойств и явлений.

Соотношение понятий: повод, причина, условие, обстоятельство. Характер условий как фактор, от которого зависят способ действия данной причины,  способ действия и результат следствия. Зависимости, последовательности и закономерности. Причинно-следственный характер закономерностей.  Всеобщность и повторяемость как основные критерии определения закономерности. Понимание и поиск закономерностей как процесс творчества. Способы установление закономерностей событий, явлений. Закономерности в рядах, числах и фигурах, буквах и словах.

Причинное мышление как мышление, связанное с выходом за пределы представляемого образа ситуации. Способы воспроизведения последовательности привычных событий и поиска причины событий. Условие выявления действительных причин событий (отвлечение от несущественного). Способы понимания причинности явлений, событий. Установление последствия события по данной причине.

Основные предпосылки творчества на этапе причинного мышления: способности устанавливать и понимать закономерности событий, явлений, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез.

Способы формирования умений поиска и понимания закономерностей. Роль закономерностей в познании, обучении и самообразовании.  Способы развития причинного мышления. Влияние причинного мышления на успешность обучения  самообразования и самоопределения.
    
Тема №21. Эвристическое мышление и эвристическая деятельность.

Случаи недостаточности причинного мышления: ситуации, когда невозможно выделить одну причину события, когда средства и способы деятельности оказываются недостаточными для достижения цели; ситуации с вероятностными прогнозами и др. Необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе факторов, имеющих существенное влияние на ход событий. Зона поиска этих факторов и критерии сужения зоны поиска. Эвристическое (поисковое)  мышление как мышление, опирающееся на критерии избирательного поиска.

Характеристики эвристического мышления: творческая активность и самостоятельность мышления, критичность мышления (ее позитивное воздействие), способность к выдвижению гипотез, поиску исследовательских вопросов, постановке исследовательских целей и т.п.

Соотношение условий и требований как причина появления неизвестного. Проблема как выражение знания о незнании, как  запрос о восполнении знания. Новые знания как средство решения проблем (знание-проблема-знание). Проблемные ситуации как условия возникновения сложных мыслительных задач  (в том числе творческих задач), как условие порождения проблемы. Эвристическое мышление как мышление, позволяющее решать сложные, неопределенные проблемные ситуации.

Формирование, анализирование и решение сложных проблемных ситуаций как процесс творчества. Этапы построения проблемной ситуации: выделение проблемы и критериев оптимального решения, отделение главного от второстепенного, ранжирование предметов и объектов по степени важности.  Нахождение нескольких вариантов решения проблемной ситуации и сравнение их для выбора наилучшего как метод преодоления опасности слишком поспешного принятия решения, кажущегося оптимальным вариантом.

Формулировка проблемы как условие, предопределяющее аспекты ее решения: оценку проблемы как интересной, перспективной, глубокой или, наоборот, как неинтересной, бесперспективной, поверхностной; способ решения; типы возможных решений; успешность и плодотворность решения. Факторы, играющие эвристическую роль в постановке проблемы: анализ решения прошлых проблем и применение их к новым ситуациям, обобщение старой проблемы посредством введения новых неизвестных параметров или расширения ее области.

Основные способы решения проблемных ситуаций (в том числе житейских). Условия и методы развития эвристического мышления. Роль эвристического мышления в творческой деятельности, в познании, обучении и самообразовании, в процессе становления личности.

Эвристическая деятельность как организация продуктивного творческого мышления. Виды и задачи эвристической деятельности. Факторы, способствующие успешному осуществлению эвристической деятельности. Учебная эвристическая деятельность как оптимальная деятельность, в которой развиваются продуктивные способы мышления. Учебная задача как предмет учебной эвристической деятельности.

Форма, структура и содержание учебной задачи. Методы решения учебной задачи. Учебный процесс как сложная организованная творческая деятельность по решению учебных задач.  Творческая задача и ее виды. Этапы и методы решения творческих задач. Эвристики как специальные методы решения задач, как совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования отыскания истины. Стратегии в решении задач и проблем. Виды стратегий.

Усвоение учебного материала как разновидность учебной задачи (и творческой). Усвоение как организационно-управленческая творческая деятельность эвристического характера. Методы организации эвристической, в том числе учебно-эвристической, деятельности.


Содержание практических занятий (16ч)



Тема №17. Операции и качества мышления, общемыслительные знания и умения (4ч).

Упражнения на формирование умений:
отличать свойства предмета от его признаков; выделять признаки предмета, анализировать; проникать в сущность вещей и явлений; отличать существенные признаки предмета от несущественных; узнавать объект по ряду его признаков и описанию возможных действий с ним; сравнивать объекты; объединять предметы  в одно множество по общим признакам; устанавливать все возможные связи и отношения объекта; выделять главное; четко формулировать задачу, проблему.
Тренинги развития активности, самостоятельности, целенаправленности, организованности мышления.

Упражнения на формирование умений:
критически относиться к суждениям и событиям разного рода; применять обобщенное знание к конкретному отдельному случаю; самостоятельно выдвигать новые задачи и находить рациональные пути их решения; видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями; находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени; находить способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности; учитывать новые данные практики и науки, конкретные условия места и времени.

Тема №18. Пространственное воображение и пространственное мышление (2ч).

Упражнения на формирование умений:
создавать динамичные пространственные образы и оперировать ими; преобразовывать информацию; осуществлять переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно, переход от наглядных изображений к условно – схематическим и обратно, переход от фиксированной системы отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной; выбирать произвольную базу отсчета; выполнять задания: «выход в пространство», «план комнаты», «иллюзии и несуществующие объекты», «развертка фигур», «проекции фигур» и т.п.

Тема №19.  Творческое воображение и творческое мышление. Критичность и диалектичность мышления (4ч).

Упражнения на формирование умений:
создавать новые образы на базе известных, анализировать их и оперировать ими; управлять фантазированием (использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития); решать и составлять задачи, имеющие множество решений и не имеющие решения; принимать нестандартные решения; обнаруживать и разрешать противоречия; выходить за пределы ситуативных ограничений; различать отрицательное и положительное воздействия критичности мышления; прогнозировать ситуацию; стимулировать творческую активность.

Тема №20.  Причинное мышление (причинно-следственное) (2ч).

Упражнения на формирование умений:
определять сущностные характеристики объекта; выявлять причинные связи между явлениями, событиями; определять действительную причину события и   характер условий ее действия; отличать причину явления, события от следствия; предвидеть последствия взаимодействия объектов; определять вероятность разных исходов взаимодействия; устанавливать функциональные связи; отличать причинные связи от функциональных; обнаруживать и понимать закономерности;   использовать причинно-следственный анализ; исследовать несложные зависимости.

Тема №21.  Эвристическое мышление и эвристическая деятельность (4ч).

Упражнения на формирование умений:
строить, анализировать и решать непростые проблемные ситуации; ставить вопросы и проблемы; формулировать гипотезы; выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций; гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой; определять цели и параметры эвристической учебной задачи; разделять задачу или проблему на компоненты; использовать эвристики для решения учебных задач; планировать и организовывать учебно-эвристическую деятельность, определять  необходимые действия и осуществлять их анализ и контроль.

Список литературы с упражнениями к практическим занятиям для учителя
  • Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. М., 2004.
  • Боно Э. Серьезное творческое мышление. Минск, 2005.
  • Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.
  • Бьюзен Г. Супермышление. Минск, 2005.
  • Вертгеймер М. Продуктивное  мышление. М., 1987.
  • Гарднер М.А. А ну-ка, догадайся!  М., 1984.
  • Гарднер М.А. Есть идея!  М., 1982.
  • Дернер Д. Логика неудачи.  М., 1997.
  • Дусавицкий А.К. 2 х 2 = Х. М., 1995.
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб., 2003.
  • Зинченко В.Л. Образование. Мышление. Культура. М., 1989.
  • Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994
  • Каннель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи.  М., 2004.
  • Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 60 – 68.
  • Конопак И.А. Теория и практика рационального мышления. Иркутск, 2000.
  • Кувакин В.А. Личная метафизика надежды и удивления. М., 1993.
  • Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Общеинтеллектуальные умения старшеклассников. Москва-Воронеж, 2004.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,  1972.
  • Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решении задач. М., 2000.
  • Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. Учебное пособие в трех книгах. Книга вторая. На пути к продуктивному мышлению. Жуковский, 1999.
  • Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
  • Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.
  • Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  • Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
  • Влияние моего мыслительного уровня на качество моей учебно-познавательной деятельности, на самоопределение, на выбор профессии.
  • Познавательная и преобразующая функции мышления.  
  • Признаки сходства и различия мышления и других познавательных процессов.
  • Мои индивидуально-типологические особенности мышления.
  • Какие операции мышления мне необходимо совершенствовать (формировать).
  • Особенности моего пространственного мышления
  • Соотношение понятий «творческое мышление», «критическое мышление», «дивергентное мышление», «стратегическое мышление».
  • Особенности моих творческих способностей.
  • Связь творческого воображения и мышления с познавательными процессами, со свойствами личности, с будущей профессией.
  • Основные области реализации моих творческих способностей.
  • Мои рекомендации по развитию творческих способностей.
  • Мои способы развития критического, диалектического, дивергентного, стратегического мышления.
  • Особенности причинного мышления, его характеристики, теоретическое и практическое значение. Факторы взаимодействия причины и следствия.
  • Особенности эвристического мышления, его характеристики, теоретическое и практическое значение, роль в самообразовании.  
  • Мои принципы и способы решения проблемных ситуаций.

Темы рефератов
  • Мышление как высший познавательный процесс, его влияние на процесс учения, самообразование, формирование личности.
  • Связь мышления с психическими процессами, свойствами личности и ее   практической деятельностью.
  • Связь мышления с познавательными процессами, в особенности, восприятием.
  • Особенности пространственного воображения и мышления, основные области реализации пространственных характеристик мышления.
  • Особенности творческого воображения и мышления, основные области реализации креативных характеристик мышления, творческих способностей.
  • Психологические факторы, препятствующие творческому воображению. Способы их профилактики и преодоления.
  • Условия и способы стимулирования творческой активности.
  • Отрицательное и положительное воздействия критичности мышления. Роль критичности мышления в жизни и обучении, в формировании мировоззрения.
  • Дивергентное мышление, его характеристики и роль в жизни и обучении.
  • Роль разных видов мышления в жизни, обучении, самообразовании, становлении личности, будущей профессии.  
  • Основные направления развития многих видов, операций и качеств  мышления.
  • Процесс обнаружения и способы понимания закономерностей в обучении.
  • Диалектическое мышление, его характеристики и роль в самообразовании и саморазвитии, его практическая значимость.
  • Основные области реализации диалектичности мышления.
  • Условия и способы развития (формирования) диалектического мышления.
  • Мышление как процесс решения задач. Стратегии в решении задач.
  • Факторы, оказывающие позитивное и негативное воздействие на учебно- эвристическую деятельность.
  • Стратегическое мышление, его характеристики и  роль в самообразовании и саморазвитии, его практическая значимость.
  • Основные области реализации стратегического мышления.
  • Условия и способы развития (формирования) стратегического мышления.

Литература для учащихся
  • 600 задач на сообразительность. Энциклопедия. Донецк, 1997.
  • Айзенк Г. Проверь свои способности. СПб., 1996.
  • Боно Э. Нестандартное мышление.  Самоучитель. Минск, 2000.
  • Боно Э. Серьезное творческое мышление. Минск, 2005.
  • Бьюзен Г. 10 способов как стать гением. Минск, 2002.
  • Бьюзен Г. Научите себя думать! Минск, 2000.
  • Бьюзен Г. Развитие мышления. Минск, 2005.
  • Бьюзен Г. Супермышление. Минск, 2005.
  • Вагин И. Умейте мыслить гениально. СПб., 2001.
  • Вертгеймер М. Продуктивное  мышление. М., 1987.
  • Гарднер М.А. А ну-ка, догадайся!  М., 1984.
  • Дернер Д. Логика неудачи.  М., 1997.
  • Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
  • Игнатьев В.И. В царстве смекалки. М., 1981.
  • Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.
  • Каннель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М., 2004.
  • Конопак И.А. Теория и практика рационального мышления. Иркутск, 2000.
  • Кордемский Б.А. Математическая смекалка. СПб., 1994.
  • Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М., 1998.
  • Смаллиан Р. Алиса в Стране Смекалки. М., 1987,
  • Смаллиан Р. Как же называется эта книга? М., 1981.
  • Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985.
  • Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100