нояб14
Самообразование и личностное самоопределение - 1
Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений.
О технологии формирования этих и многих других необходимых современному выпускнику школы компетенций и пойдет речь в нашей статье.
О технологии формирования этих и многих других необходимых современному выпускнику школы компетенций и пойдет речь в нашей статье.
Исследования многих педагогов и психологов подтверждают, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися вышеперечисленными компетенциями. Как же восполнить этот пробел?
Хотя сегодня до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность», большинство педагогов и психологов, теоретиков и практиков, под образовательными (ключевыми) компетенциями понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых выпускнику для его социально-психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям реальности и обеспечивающих высокий потенциал благополучия в жизни. Без этих психических образований, свойств личности невозможны ее организация и нормальное функционирование, гармоничные отношения с окружающим и своим собственным миром.
Ключевые компетенции чрезвычайно сложны для учета и измерения. Они проявляются во всех видах деятельности личности, во всех ее отношениях с миром, отражают духовный мир личности и смыслы ее деятельности. Для выработки у современного школьника ключевых компетенций необходима методическая система, хорошо подготовленные в этом вопросе педагоги. Главное, что должен понимать каждый выпускник – его жизнь еще много раз изменится к лучшему или к худшему – в зависимости от внешних обстоятельств и, в большей степени, от собственной активности, – и к этому нужно быть всегда готовым.
Знаниевая образовательная парадигма устарела. Сегодня в новой парадигме, ориентированной на развитие способностей учащегося, его личностный рост, овладение способами действий, деятельностей и выработку собственных способов, максимальное раскрытие потенциала личности и т.п., обязательно присутствуют такие термины: «способность», «выбор», «ответственность», «самообразование», «самоопределение», «индивидуальность», «понимание», «осмысление», «креативность», «готовность», «мировоззрение», «инновационность» и др., расширяющие тесные рамки знаниевой парадигмы. Понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого «знаю, что». Понятие же «компетентность» означает качественное использование компетенций, владение компетенциями с легкостью и мастерством.
Как и в каких образовательных условиях можно подготовить будущего выпускника школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам обучения и воспитания выпускника среднего общеобразовательного учреждения новой образовательной парадигмой? Сегодня это представляется возможным осуществить в условиях инновационной деятельности в системе вариативного образования.
Настоящая авторская программа «Самообразование и личностное самоопределение» посредством реализации компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению направлена на частичное решение этой важной проблемы. Учебные занятия, реализующие содержание предлагаемой программы, могут осуществляться в системе вариативного образования за счет часов компонента образовательного учреждения, ученического компонента.
Уважаемые учителя, методисты, психологи и администраторы общеобразовательных учреждений! На страницах нашего сайта мы начинаем публикацию авторской программы учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение» со всеми методическими материалами, о которой было заявлено и фрагменты которой представлены в статье На пути к самообразованию. Эта программа разработана и апробирована методистом, педагогом-психологом, преподавателем логики Поповой Татьяной Аркадьевной, имеет положительные отзывы специалистов АПК и ППРО РФ, ИПК МГУ, МПГУ. Настоящая программа ориентирована на учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений, но легко может быть адаптирована к обучению учащихся среднего звена, учащихся начальных и средних специальных учебных заведений, студентов-первокурсников ВУЗов.
Содержание программы (оглавление) полностью представлено в статье На пути к самообразованию.
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, быть гибкими, быстро обучаемыми для освоения все новых и новых профессий, предприимчивыми, уметь принимать нестандартные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, быть способными реализовать свой личностный потенциал. Любая дальнейшая деятельность вчерашних школьников предъявит требования к их личностным качествам. Чтобы, к примеру, не ошибиться в выборе профессии, необходимо соотнести свои свойства личности и возможности с требованиями будущей избираемой деятельности на основе личностного самоопределения. Но сегодня в условиях жесткого регламента учебы выработка этих важнейших компетенций не представляется возможной. В учебных программах даже не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами учебно-познавательной деятельности, методами самообучения и самообразования - ими школьники, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (вроде зубрежки). Это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности учащихся, истощает их нервную систему.
Настоящий учебно-практический курс призван помочь в решении этой проблемы и ставит перед собой задачу создать психолого-педагогические условия для овладения учащимися подросткового и юношеского периодов развития методами самообразования и технологией личностного самоопределения. Это осуществляется на основе освоения особенностей и закономерностей процессов самообразования, личностного самоопределения, которые заключаются в самостоятельной организации учебной, познавательной и другой расширяющей знания деятельности, в управлении этой деятельностью, в формировании активной жизненной позиции. По мнению многих ученых для этого необходимы учебные занятия вариативного компонента образовательного процесса, который является фактором личностного роста учащихся, реализуется за счет часов компонента образовательного учреждения и ученического компонента и носит авторский характер. Настоящая авторская программа «Самообразование и личностное самоопределение» посредством реализации компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению в системе вариативного образования направлена на подготовку учащихся к самообразованию и личностному самоопределению.
Методическим обеспечением курса являются различные учебные пособия, представленные в каждом разделе содержания обучения. Для эффективности усвоения программного материала настоящий курс предлагается к изучению в объеме 136 учебных часов в течение двух лет обучения в старшем звене среднего общеобразовательного учреждения.
Предлагаемая программа предназначена для старшеклассников средних общеобразовательных учреждений, работающих по учебным планам (на основе Федерального базисного учебного плана), в которых присутствует компонент образовательного учреждения и, возможно, ученический компонент. Также эта программа может быть легко адаптирована к обучению школьников 8-х – 9-х классов, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений и первокурсников ВУЗов.
Составлена программа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию учебной дисциплины законом «Об образовании» 2005г, Государственным образовательным стандартом общего образования 2004г, с учетом новых целей образования, которые отражены в нормативных документах Российской Федерации.
Основой для разработки программы настоящего учебно-практического курса послужили результаты исследования многими отечественными педагогами, психологами, валеологами, физиологами и социологами степени готовности учащихся разных образовательных учреждений к самообучению, самообразованию, личностному и профессиональному самоопределению; а также результаты исследования условий для развития познавательных и творческих способностей, воспитания культуры логического мышления, культуры умственного труда, культуры здоровья и т.п. Список трудов этих ученых приведен в библиографических разделах содержания обучения.
В результате ускорения темпов развития общества, в условиях рыночной экономики, где человек выступает активным субъектом на рынке труда, необходимо учитывать в развитии отечественного образования тот факт, что сегодняшнее базовое образование должно вооружить школьника умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, позволить выпускнику школы относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь четкую жизненную позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию). Поскольку школа должна готовить учащихся к той жизни, о которой сама еще не знает, то сегодня ей важно обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие учащегося, сформировать у него способность проектировать перспективы своего развития.
Цели образования меняются: от передачи фактических знаний и алгоритмов к передаче и развитию способов действий и деятельностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром. Для их реализации и с целью решения противоречия современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом педагогическая теория и практика переходит к максимальному развитию способностей человека, саморегуляции и самообразованию. На эти основные показатели качества современного образовательного процесса и нацелены новые образовательные стандарты.
Целью современного образования является усвоение закономерностей явлений и процессов, многих способов действий, в том числе и способов самостоятельного приобретения знаний и их умелого практического использования. Самостоятельное приобретение знаний, способность к познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Самообучение является начальным этапом самообразования. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности.
Проблема самоопределения личности вообще и личности учащегося в частности в современных условиях является чрезвычайно актуальной и своевременной. Как показывает анализ классической и современной литературы в направлении установления сути личностного самоопределения (Божович Л.И., Буякас Т.М., Владимирская О.Д., Гинзбург М.Р., Клочко В.Е., Краевский В.В., Леонтьев Д.А., Лернер И.Я., Логинова Н.А., Пряжников Н.С., Рубинштейн С.Л., Сафин В.Ф., Селевко Г.К., и др.), наиболее полным является понятие личностного самоопределения, которое предложил М.Р. Гинзбург. По его мнению определение человеком себя в обществе как личности есть "определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования". По мнению вышеназванных ученых самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни осуществляется посредством познания, выявления и анализа своих возможностей, способностей, склонностей, интересов и установок, осознания своего места в жизни, в обществе.
Психологическая готовность к личностному самоопределению, выступая в качестве интегративной характеристики личности, базируется на способности к самопознанию, самоидентификациии, самореализации и предполагает возможность построения системы индивидуальных взаимодействий с миром и выстраивания траекторий индивидуального развития.
В самоопределении личности огромная роль отводится самообразованию и самовоспитанию как результату самообразования. По мнению педагогов, психологов и социологов для подлинного личностного самоопределения необходима самообразовательная деятельность, удовлетворяющая потребность в самопознании, познании и личностном росте. Анализ классической и современной литературы в направлении установления сути понятия самообразования (Баранников А.В., Бабанский Ю.К., Выготский Л.С., Громцева Ф.К., Зинченко В.П., Ильин Е.П., Каптерев П.Ф., Караковский В.А., Мещерякова И.А., Райский Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Скаткин М.Н., Слободчиков В.И., Шадриков В.Д., Шуклина Е.А., Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б. и др.) позволяет сделать вывод, что самообразование – это целенаправленная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений, навыков, способов действий, отношений. Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).
Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.
В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:
Хотя целью современного обучения в соответствии с образовательными стандартами является не только усвоение учебных дисциплин, но и развитие способности к самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, работа в данном направлении по результатам исследования многих ученых ведется хаотично. Образовательными стандартами общего образования заложен самообразовательный компонент, предполагается немало времени для самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа — основное средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное самообразование. В документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» ставится задача «поднять роль самостоятельной работы и самообучения учащихся». Но исследования ученых показали, что самообразовательная работа учащихся зачастую проводится бессистемно или не ведется вовсе.
В данной программе на общепедагогическом уровне рассматриваются вопросы теории и практики воспитания культуры самообразования и формирования готовности к личностному самоопределению.
Актуальность данной работы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Недостаточная в этом направлении работа в образовательном учреждении происходит из-за отсутствия единой методической системы формирования культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Возникает противоречие между теоретической разработанностью этих важных вопросов и их адаптацией к учебному процессу. В результате противоречия выявляется проблема: как в ходе учебно-воспитательного процесса сформировать у обучающихся культуру самообразования и готовность к личностному самоопределению.
В качестве причин нерешенности данной проблемы многие педагоги и психологи называют:
Целью программы является выработка у школьников культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Основные задачи программы:
Продолжение...
Хотя сегодня до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность», большинство педагогов и психологов, теоретиков и практиков, под образовательными (ключевыми) компетенциями понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых выпускнику для его социально-психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям реальности и обеспечивающих высокий потенциал благополучия в жизни. Без этих психических образований, свойств личности невозможны ее организация и нормальное функционирование, гармоничные отношения с окружающим и своим собственным миром.
Ключевые компетенции чрезвычайно сложны для учета и измерения. Они проявляются во всех видах деятельности личности, во всех ее отношениях с миром, отражают духовный мир личности и смыслы ее деятельности. Для выработки у современного школьника ключевых компетенций необходима методическая система, хорошо подготовленные в этом вопросе педагоги. Главное, что должен понимать каждый выпускник – его жизнь еще много раз изменится к лучшему или к худшему – в зависимости от внешних обстоятельств и, в большей степени, от собственной активности, – и к этому нужно быть всегда готовым.
Знаниевая образовательная парадигма устарела. Сегодня в новой парадигме, ориентированной на развитие способностей учащегося, его личностный рост, овладение способами действий, деятельностей и выработку собственных способов, максимальное раскрытие потенциала личности и т.п., обязательно присутствуют такие термины: «способность», «выбор», «ответственность», «самообразование», «самоопределение», «индивидуальность», «понимание», «осмысление», «креативность», «готовность», «мировоззрение», «инновационность» и др., расширяющие тесные рамки знаниевой парадигмы. Понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого «знаю, что». Понятие же «компетентность» означает качественное использование компетенций, владение компетенциями с легкостью и мастерством.
Как и в каких образовательных условиях можно подготовить будущего выпускника школы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам обучения и воспитания выпускника среднего общеобразовательного учреждения новой образовательной парадигмой? Сегодня это представляется возможным осуществить в условиях инновационной деятельности в системе вариативного образования.
Настоящая авторская программа «Самообразование и личностное самоопределение» посредством реализации компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению направлена на частичное решение этой важной проблемы. Учебные занятия, реализующие содержание предлагаемой программы, могут осуществляться в системе вариативного образования за счет часов компонента образовательного учреждения, ученического компонента.
Уважаемые учителя, методисты, психологи и администраторы общеобразовательных учреждений! На страницах нашего сайта мы начинаем публикацию авторской программы учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение» со всеми методическими материалами, о которой было заявлено и фрагменты которой представлены в статье На пути к самообразованию. Эта программа разработана и апробирована методистом, педагогом-психологом, преподавателем логики Поповой Татьяной Аркадьевной, имеет положительные отзывы специалистов АПК и ППРО РФ, ИПК МГУ, МПГУ. Настоящая программа ориентирована на учащихся старших классов средних общеобразовательных учреждений, но легко может быть адаптирована к обучению учащихся среднего звена, учащихся начальных и средних специальных учебных заведений, студентов-первокурсников ВУЗов.
Авторская программа учебно-практического курса
«Самообразование и личностное самоопределение»
Содержание программы (оглавление) полностью представлено в статье На пути к самообразованию.
Предисловие
Проблемы, вышедшие за пределы
одной науки, неизбежно создают новые области знания
(В.И.Вернадский)
(В.И.Вернадский)
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, быть гибкими, быстро обучаемыми для освоения все новых и новых профессий, предприимчивыми, уметь принимать нестандартные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, быть способными реализовать свой личностный потенциал. Любая дальнейшая деятельность вчерашних школьников предъявит требования к их личностным качествам. Чтобы, к примеру, не ошибиться в выборе профессии, необходимо соотнести свои свойства личности и возможности с требованиями будущей избираемой деятельности на основе личностного самоопределения. Но сегодня в условиях жесткого регламента учебы выработка этих важнейших компетенций не представляется возможной. В учебных программах даже не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами учебно-познавательной деятельности, методами самообучения и самообразования - ими школьники, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (вроде зубрежки). Это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности учащихся, истощает их нервную систему.
Настоящий учебно-практический курс призван помочь в решении этой проблемы и ставит перед собой задачу создать психолого-педагогические условия для овладения учащимися подросткового и юношеского периодов развития методами самообразования и технологией личностного самоопределения. Это осуществляется на основе освоения особенностей и закономерностей процессов самообразования, личностного самоопределения, которые заключаются в самостоятельной организации учебной, познавательной и другой расширяющей знания деятельности, в управлении этой деятельностью, в формировании активной жизненной позиции. По мнению многих ученых для этого необходимы учебные занятия вариативного компонента образовательного процесса, который является фактором личностного роста учащихся, реализуется за счет часов компонента образовательного учреждения и ученического компонента и носит авторский характер. Настоящая авторская программа «Самообразование и личностное самоопределение» посредством реализации компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению в системе вариативного образования направлена на подготовку учащихся к самообразованию и личностному самоопределению.
Методическим обеспечением курса являются различные учебные пособия, представленные в каждом разделе содержания обучения. Для эффективности усвоения программного материала настоящий курс предлагается к изучению в объеме 136 учебных часов в течение двух лет обучения в старшем звене среднего общеобразовательного учреждения.
Предлагаемая программа предназначена для старшеклассников средних общеобразовательных учреждений, работающих по учебным планам (на основе Федерального базисного учебного плана), в которых присутствует компонент образовательного учреждения и, возможно, ученический компонент. Также эта программа может быть легко адаптирована к обучению школьников 8-х – 9-х классов, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений и первокурсников ВУЗов.
Составлена программа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию учебной дисциплины законом «Об образовании» 2005г, Государственным образовательным стандартом общего образования 2004г, с учетом новых целей образования, которые отражены в нормативных документах Российской Федерации.
Основой для разработки программы настоящего учебно-практического курса послужили результаты исследования многими отечественными педагогами, психологами, валеологами, физиологами и социологами степени готовности учащихся разных образовательных учреждений к самообучению, самообразованию, личностному и профессиональному самоопределению; а также результаты исследования условий для развития познавательных и творческих способностей, воспитания культуры логического мышления, культуры умственного труда, культуры здоровья и т.п. Список трудов этих ученых приведен в библиографических разделах содержания обучения.
Пояснительная записка
1.Актуальность проблемы
формирования у старшеклассников культуры самообразования и
психологической готовности к личностному самоопределению, предмет
изучения дисциплины, основные цели и задачи
В результате ускорения темпов развития общества, в условиях рыночной экономики, где человек выступает активным субъектом на рынке труда, необходимо учитывать в развитии отечественного образования тот факт, что сегодняшнее базовое образование должно вооружить школьника умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, позволить выпускнику школы относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь четкую жизненную позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию). Поскольку школа должна готовить учащихся к той жизни, о которой сама еще не знает, то сегодня ей важно обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие учащегося, сформировать у него способность проектировать перспективы своего развития.
Цели образования меняются: от передачи фактических знаний и алгоритмов к передаче и развитию способов действий и деятельностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром. Для их реализации и с целью решения противоречия современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом педагогическая теория и практика переходит к максимальному развитию способностей человека, саморегуляции и самообразованию. На эти основные показатели качества современного образовательного процесса и нацелены новые образовательные стандарты.
Целью современного образования является усвоение закономерностей явлений и процессов, многих способов действий, в том числе и способов самостоятельного приобретения знаний и их умелого практического использования. Самостоятельное приобретение знаний, способность к познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Самообучение является начальным этапом самообразования. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности.
Проблема самоопределения личности вообще и личности учащегося в частности в современных условиях является чрезвычайно актуальной и своевременной. Как показывает анализ классической и современной литературы в направлении установления сути личностного самоопределения (Божович Л.И., Буякас Т.М., Владимирская О.Д., Гинзбург М.Р., Клочко В.Е., Краевский В.В., Леонтьев Д.А., Лернер И.Я., Логинова Н.А., Пряжников Н.С., Рубинштейн С.Л., Сафин В.Ф., Селевко Г.К., и др.), наиболее полным является понятие личностного самоопределения, которое предложил М.Р. Гинзбург. По его мнению определение человеком себя в обществе как личности есть "определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования". По мнению вышеназванных ученых самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни осуществляется посредством познания, выявления и анализа своих возможностей, способностей, склонностей, интересов и установок, осознания своего места в жизни, в обществе.
Психологическая готовность к личностному самоопределению, выступая в качестве интегративной характеристики личности, базируется на способности к самопознанию, самоидентификациии, самореализации и предполагает возможность построения системы индивидуальных взаимодействий с миром и выстраивания траекторий индивидуального развития.
В самоопределении личности огромная роль отводится самообразованию и самовоспитанию как результату самообразования. По мнению педагогов, психологов и социологов для подлинного личностного самоопределения необходима самообразовательная деятельность, удовлетворяющая потребность в самопознании, познании и личностном росте. Анализ классической и современной литературы в направлении установления сути понятия самообразования (Баранников А.В., Бабанский Ю.К., Выготский Л.С., Громцева Ф.К., Зинченко В.П., Ильин Е.П., Каптерев П.Ф., Караковский В.А., Мещерякова И.А., Райский Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Скаткин М.Н., Слободчиков В.И., Шадриков В.Д., Шуклина Е.А., Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б. и др.) позволяет сделать вывод, что самообразование – это целенаправленная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений, навыков, способов действий, отношений. Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).
Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.
В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:
- ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, расставлять смысловые акценты;
- быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;
- осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;
- использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;
- расширять личностные образовательные интересы и потребности.
Хотя целью современного обучения в соответствии с образовательными стандартами является не только усвоение учебных дисциплин, но и развитие способности к самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, работа в данном направлении по результатам исследования многих ученых ведется хаотично. Образовательными стандартами общего образования заложен самообразовательный компонент, предполагается немало времени для самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа — основное средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное самообразование. В документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» ставится задача «поднять роль самостоятельной работы и самообучения учащихся». Но исследования ученых показали, что самообразовательная работа учащихся зачастую проводится бессистемно или не ведется вовсе.
В данной программе на общепедагогическом уровне рассматриваются вопросы теории и практики воспитания культуры самообразования и формирования готовности к личностному самоопределению.
Актуальность данной работы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Недостаточная в этом направлении работа в образовательном учреждении происходит из-за отсутствия единой методической системы формирования культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Возникает противоречие между теоретической разработанностью этих важных вопросов и их адаптацией к учебному процессу. В результате противоречия выявляется проблема: как в ходе учебно-воспитательного процесса сформировать у обучающихся культуру самообразования и готовность к личностному самоопределению.
В качестве причин нерешенности данной проблемы многие педагоги и психологи называют:
- недостаточное внимание педагогов стимулированию (формированию) учебно-познавательной мотивации учащихся, выработке навыков умственного труда и умений самостоятельной работы;
- отсутствие системы развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей, совершенствования общеучебных (междисциплинарных) умений и навыков, воспитания надпредметных умений;
- формальный и некомпетентный подход учителя с точки зрения логики к процессу образования научных понятий (на базе формирования логических операций с понятиями), усвоения знаний и применения приобретенных умений и навыков на практике;
- слабая психологическая и валеологическая компетентность педагогов в вопросах возрастной психологии, закономерностей развития высших психических функций (восприятия, памяти, мышления и др.), технологии выработки системных компонентов саморегуляции, самосбережения физического и психического здоровья и др.
Целью программы является выработка у школьников культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Основные задачи программы:
- формирование адекватного представления у школьников о своем личностном потенциале на основе знаний закономерностей психических процессов, самопознания и самодиагностики,
- выработка четкой жизненной позиции, способствующей вхождению личности в мир социальных отношений и обеспечивающей ориентацию на успех, здоровье, творческую созидательную деятельность, достижение вершины своего развития,
- вооружение стратегией и правилами нравственного осознанного выбора и воспитание чувства ответственности, которую должен нести человек за свой выбор,
- формирование твердого представления о самообразовании и личностном самоопределении как условиях жизненного успеха.
- стимулированию учебно-познавательной мотивации на основе:
- организации мотивационной среды, гуманных отношений между преподавателем и обучающимся, самими обучающимися;
- формирования мотивации достижения, причинных схем, личностной причинности;
- выработки умений оценивать собственные достижения, выделять главное, делать выбор и нести за него ответственность, ставить цели деятельности и следовать намеченному плану;
- воспитания самостоятельности, чувства долга, организованности и т.п.;
- развитию познавательных и творческих способностей
посредством:
- использования потенциальных возможностей обучающихся;
- разъяснения им сущности познавательных, творческих и рефлексивных процессов, психологических закономерностей и механизмов их развития;
- организации качественного усвоения конкретных способов действий (приемов самоорганизации внимания, осмысленного запоминания и т.п.) и выработки умений их практического использования;
- совершенствованию операций и качеств мышления;
- подлинному усвоению приемов и методов интеллектуальной и практической деятельности, знаний основ логики, некоторых методов познания;
- выработке навыка самостоятельной учебной работы;
- формированию всех компонентов саморегуляции и навыка самоуправления;
- организации подлинного самообучения.
- сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала посредством его эмоциональной окраски, превращения в личностно значимый, использования специальных графических схем и т.п.;
- окружающей среды для естественного самовыражения учащихся при помощи усвоения ими приемов групповой и коллективной форм учебной работы, принципов педагогики сотрудничества и т.п.
Продолжение...
Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна