апр17
Проблемный метод в обучении
Способы активизации мыслительной деятельности
Реализуя на уроке проблемный метод, необходимо подбирать задание особого типа - проблемное.
Этапы уроков с проблемным заданием, несмотря на специфику воплощения, включают несколько общих моментов:
Обязательно нужно помнить об одном: проблемная задача существенно отличается от учебной прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Такая проблема всегда многомерна. Например: «Существовала ли в 1917 году альтернатива большевистской диктатуре? Если да, то какая?» и т.п. Ученику приходится самостоятельно искать ответ на вопрос, предложенный учителем. При этом более общая проблема расчленяется на ряд частных проблем.
Когда ученики отвечают неправильно, учитель не отвергает ответы, а удачно поставленными дополнительными вопросами побуждает детей самих отказаться от ошибочных суждений. Последнее обстоятельство психологически очень важно. Если ученик убеждается без всякого нажима со стороны в своей ошибке, он ее больше никогда не допустит, и правильный вывод, сделанный им самим, также не забудется.
Пример ситуации, когда ученик, не зная определения понятия, сделал правильный вывод. Вот необычный диалог.
Ученик. Диаметр – это линия, соединяющая две точки окружности.
Учитель. (молча чертит хорду, не проходящую через центр окружности).
Ученик. Надо дополнить: линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.
Учитель. (молча проводит извилистую линию, соединяющую две точки окружности и проходящую через центр).
Ученик. Диаметр – это прямая линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.
Учитель. (молча проводит секущую линию, проходящую через центр).
Ученик. Я понял. Диаметром называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
Как видно, такая продуманная работа учителя стимулировала подростка к самостоятельному исправлению допущенной ошибки.
Следует попробовать?
Этапы уроков с проблемным заданием, несмотря на специфику воплощения, включают несколько общих моментов:
- постановка проблемного задания,
- анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи,
- поиск способов решения проблемы,
- проверка результата.
Обязательно нужно помнить об одном: проблемная задача существенно отличается от учебной прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Такая проблема всегда многомерна. Например: «Существовала ли в 1917 году альтернатива большевистской диктатуре? Если да, то какая?» и т.п. Ученику приходится самостоятельно искать ответ на вопрос, предложенный учителем. При этом более общая проблема расчленяется на ряд частных проблем.
Когда ученики отвечают неправильно, учитель не отвергает ответы, а удачно поставленными дополнительными вопросами побуждает детей самих отказаться от ошибочных суждений. Последнее обстоятельство психологически очень важно. Если ученик убеждается без всякого нажима со стороны в своей ошибке, он ее больше никогда не допустит, и правильный вывод, сделанный им самим, также не забудется.
Пример ситуации, когда ученик, не зная определения понятия, сделал правильный вывод. Вот необычный диалог.
Ученик. Диаметр – это линия, соединяющая две точки окружности.
Учитель. (молча чертит хорду, не проходящую через центр окружности).
Ученик. Надо дополнить: линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.
Учитель. (молча проводит извилистую линию, соединяющую две точки окружности и проходящую через центр).
Ученик. Диаметр – это прямая линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.
Учитель. (молча проводит секущую линию, проходящую через центр).
Ученик. Я понял. Диаметром называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
Как видно, такая продуманная работа учителя стимулировала подростка к самостоятельному исправлению допущенной ошибки.
Следует попробовать?