март07
Логика в помощь усвоению и правописанию
Очень часто работа по усвоению понятий и правописания словарных слов бывает неэффективной. Это происходит потому, что не задействуются многие мыслительные операции, приемы мышления (анализ, сравнение и др.), логические операции с понятиями (обобщение, классификация и др.).
В большинстве случаев работа по усвоению понятий ограничивается формулировкой определений понятий, а работа по усвоению правописания словарных слов сводится к следующему: обращается внимание учащихся на особенности написания слов, затем множество раз эти словарные слова прописываются и запоминаются. Иногда выписываются в собственный словарик. Учащемуся в этом случае отводится, как правило, пассивная роль. Его утомляет
механическое заучивание слов. Такая работа по результатам многочисленных исследований очень неэффективна. Она не формирует мотивацию к учению и не способствует повышению уровня грамотности.
Основа учебного процесса – собственная учебная деятельность школьника, и, чтобы она была успешной, необходимо развивать мыследеятельностные способности, среди которых - способность к пониманию и осмыслению. Понимание и осмысление являются важнейшими этапами процесса усвоения и функциями мышления. Они построены на последовательной работе логических приемов и логических операций. К сожалению, обычно школьникам не показываются логические приемы формирования понятий, способы продуктивного усвоения правописания словарных слов, приемы осмысленного запоминания учебного материала на основе выявления закономерностей явлений, установления всевозможных связей и отношений между понятиями и т.п. Творчески работающие учителя, старающиеся разнообразить учебный процесс (честь им и хвала), не всегда владеют грамотным с точки зрения логики подходом к обучению. И трудности в усвоении и правописании остаются. А между тем есть немало методов, которые способны помочь справиться с данной проблемой.
Основа учебного процесса – собственная учебная деятельность школьника, и, чтобы она была успешной, необходимо развивать мыследеятельностные способности, среди которых - способность к пониманию и осмыслению. Понимание и осмысление являются важнейшими этапами процесса усвоения и функциями мышления. Они построены на последовательной работе логических приемов и логических операций. К сожалению, обычно школьникам не показываются логические приемы формирования понятий, способы продуктивного усвоения правописания словарных слов, приемы осмысленного запоминания учебного материала на основе выявления закономерностей явлений, установления всевозможных связей и отношений между понятиями и т.п. Творчески работающие учителя, старающиеся разнообразить учебный процесс (честь им и хвала), не всегда владеют грамотным с точки зрения логики подходом к обучению. И трудности в усвоении и правописании остаются. А между тем есть немало методов, которые способны помочь справиться с данной проблемой.
Существуют разные
методики организации работы по усвоению понятий, профилактики и
преодоления трудностей в правописании словарных слов. Очень эффективны
методики, основанные на использовании ярких ассоциаций.
Разработанная же методика усвоения понятий и правописания словарных слов на основе знаний логики давно апробирована и дает положительные результаты. Суть ее сводится к следующему: задействовать как можно больше логических приемов и операций. Приведем конкретные примеры.
Допустим, школьнику 9 класса на уроке русского языка нужно усвоить смысл приведенных ниже слов, да еще научиться их правильно писать. Это программные слова, трудные в правописании, из раздела учебника 9 класса «Пиши правильно!».
Разработанная же методика усвоения понятий и правописания словарных слов на основе знаний логики давно апробирована и дает положительные результаты. Суть ее сводится к следующему: задействовать как можно больше логических приемов и операций. Приведем конкретные примеры.
Допустим, школьнику 9 класса на уроке русского языка нужно усвоить смысл приведенных ниже слов, да еще научиться их правильно писать. Это программные слова, трудные в правописании, из раздела учебника 9 класса «Пиши правильно!».
| Аккомпанемент Амфитеатр Аналитический Восточнославянский Гигантский Гостиная Диафрагма Иллюстрация |
Индоевропейский Инициатива Интеллигентность Интенсивный Клише Колоссальный Комментарий Компрессия |
Конспектировать Мировоззрение Миропонимание Мозаика Оппозиция Оранжерея Пессимист Референдум Терроризм |
После проведения работы
по прояснению смысла понятий можно с этими словами «поиграть»,
составляя словосочетания и включая их во всевозможные связи и
отношения, как было показано на примере в статье Помощь
в обучении - 1
| 1) век – столетие; | 2) молоток – гвоздь; | 3) болезнь – выздоровление; |
| 4) яблоко – фрукт; | 5) голова – умный человек; | 6) палец – рука; |
| 7) работа – труд; | 8) присутствие – отсутствие; | 9) старость – молодость |
В свободные колонки таблицы напротив каждой пары слов или словосочетаний необходимо вписать номера связей из девяти приведенных, предварительно выбрав соответствующие.
| оранжерея – выращивание цветов | гостиная – дом | ||
| мозаика – узор | компрессия – сжатие | ||
| аккомпанемент – сопровождение | ненависть – терроризм | ||
| диафрагма – мышечная перегородка между грудной полостью и брюшной | мозаика – пестрая смесь абсолютно разных элементов, событий | ||
| иллюстрация – изображение | референдум – всенародный опрос | ||
| пессимист – не пессимист | клише – избитая фраза | ||
| клише – печать | растение – оранжерея | ||
| оппозиция – сопротивление | интеллигентность – свойство личности | ||
| оптимист – пессимист | комментарий – пояснение | ||
| инициатива – действие | научное мировоззрение – мировоззрение | ||
| диафрагма – непрозрачная перегородка с отверстием для света (в оптике) | миропонимание – понимание действительности | ||
| интеллигентность – неинтеллигентность | амфитеатр – представление |
В следующем упражнении
по определенному признаку необходимо исключить лишнее понятие.
| Оппозиция Аккомпанемент Оранжерея Оптимист |
Иллюстративный Гигантский Колоссальный Интеллигентный |
Компрессия
Комментарий Конспектировать Колоссальный |
Комментарий Аккомпанемент Иллюстрация Оппозиция Пессимист Интеллигентность Компрессия Мировоззрение Терроризм |
| Гостиная Оранжерея Референдум Терроризм |
Инертный Интенсивный Аналитический Инициативный |
Мировоззренческий Восточнославянский Террористический Индоевропейский |
Далее приводится
упражнение на решение анаграмм – слов, в которых буквы меняются
местами. В некоторых анаграммах допущены ошибки, чтобы у ребят была
возможность проверить каждую букву. В правой колонке напротив каждой
анаграммы ставится номер того слова, которому она соответствует.
| 1 | аккомпанемент | ликеш | |
| 2 | амфитеатр | салонькослый | |
| 3 | аналитический | цизяпоипо | |
| 4 | восточнославянский | смитиспес | |
| 5 | гигантский | козаима | |
| 6 | гостиная | рожанерея | |
| 7 | диафрагма | древнийспойокие | |
| 8 | иллюстрация | стогияна | |
| 9 | индоевропейский | дрефунемер | |
| 10 | инициатива | токемпекнанам | |
| 11 | интеллигентность | сктайнигиг | |
| 12 | интенсивный | минаоримепони | |
| 13 | клише | гаридафам | |
| 14 | колоссальный | рискпосмея | |
| 15 | комментарий | гельилистоннетнт | |
| 16 | компрессия | авицитиниа | |
| 17 | конспектировать | зимарвениероз | |
| 18 | мировоззрение | траимфеат | |
| 19 | миропонимание | трозример | |
| 20 | мозаика | ночнойсоксливасвят | |
| 21 | оппозиция | читалекасиний | |
| 22 | оранжерея | юстицияралли | |
| 23 | пессимист | менткомарий | |
| 24 | референдум | внесинийтын | |
| 25 | терроризм | воспетьнотакрик |
Стоит попробовать?
Успехов!


Комментарии
Добро пожаловать!
RSS лента комментариев этой записи