март21
Необычные вопросы
Как научиться понимать и усваивать смысл текста, в частности, условие задачи?
Этому, по мнению многих ученых, можно научиться.
Этому, по мнению многих ученых, можно научиться.
Понимание – один из самых важных процессов в нашей жизни. От того, как мы понимаем различные явления, события, зависит то, как мы начинаем действовать, какие эмоции переживаем, как у нас складывается общение с другими людьми, какая картина мира у нас формируется.
Способность понимания связана, прежде всего, с тем, что у человека во время восприятия появляется в мышлении, какие образы формируются и как он ими оперирует.
Когда мы говорим, что человек способен хорошо понимать, мы имеем в виду, в первую очередь, его способность хорошо ориентироваться в любой обстановке, сложных текстах, диалогах и т.п., способность осмысленно повторить, прочувствовать, уяснить все то, что он воспринимает.
Существует метод, который «безотказно работает» не только при решении задач и в учении в целом, но и в любых жизненных ситуациях.
Чтобы узнать, насколько хорошо поняты проблема, ситуация, текст, условие задачи и т.п., надо задать себе множество вопросов, даже тех, которые выходят за рамки условия (в широком смысле этого слова).
Достаточно ли для полного понимания, например, условия этой задачи просто внимательно прочитать ее текст?
В сказочном лесу было 10 волшебных колодцев с отравленной водой. Все пронумерованы. Выпьешь — умрешь через час. Только хитра была в них вода — и смертельна, и могла лечить. Если выпьешь воду из лесного колодца — надо бежать к лесному колодцу с большим порядковым номером и пить из него, тогда они обе нейтрализуются.
Вот лишь воду из десятого колодца запивать было нечем, не было большего номера. В лесу все жители могли брать воду из колодцев 1-9, а Змей Горыныч мог брать воду из колодцев 1-10.
Наступил как-то Иван-Дурак на ногу Змею Горынычу. Рассердился Змей Горыныч, вызвал Ивана на дуэль. А дуэль простая: каждый приносит по стакану воды и дает выпить противнику.
Змей Горыныч знал, что противоядия от воды из десятого колодца нет. Думал, что выиграет дуэль: и отраву даст, и защититься сумеет.
Только выиграл-то дуэль не Змей Горыныч, а Иван-Дурак. Как это случилось?
Для полного понимания и решения этой задачи необходимо изменить видение ситуации, навязанное условием. Исходное представление — вода есть в колодцах, вода отравлена, вода может служить противоядием, колодцы имеют номера.
Эту ситуацию необходимо прояснить, задав себе различные вопросы на понимание и анализ текста, даже не совсем обычные: как живут сами обитатели леса? Пьют ли они воду из колодцев или есть другая вода? Что означает тот факт, что одно и то же вещество может служить и ядом, и противоядием? Как способны повести себя Змей Горыныч, Иван-Дурак во время дуэли?
Поиск ответов на эти вопросы дает много возможностей, в том числе — сформулировать правильную версию...
Способность понимания связана, прежде всего, с тем, что у человека во время восприятия появляется в мышлении, какие образы формируются и как он ими оперирует.
Когда мы говорим, что человек способен хорошо понимать, мы имеем в виду, в первую очередь, его способность хорошо ориентироваться в любой обстановке, сложных текстах, диалогах и т.п., способность осмысленно повторить, прочувствовать, уяснить все то, что он воспринимает.
Существует метод, который «безотказно работает» не только при решении задач и в учении в целом, но и в любых жизненных ситуациях.
Чтобы узнать, насколько хорошо поняты проблема, ситуация, текст, условие задачи и т.п., надо задать себе множество вопросов, даже тех, которые выходят за рамки условия (в широком смысле этого слова).
Достаточно ли для полного понимания, например, условия этой задачи просто внимательно прочитать ее текст?
В сказочном лесу было 10 волшебных колодцев с отравленной водой. Все пронумерованы. Выпьешь — умрешь через час. Только хитра была в них вода — и смертельна, и могла лечить. Если выпьешь воду из лесного колодца — надо бежать к лесному колодцу с большим порядковым номером и пить из него, тогда они обе нейтрализуются.
Вот лишь воду из десятого колодца запивать было нечем, не было большего номера. В лесу все жители могли брать воду из колодцев 1-9, а Змей Горыныч мог брать воду из колодцев 1-10.
Наступил как-то Иван-Дурак на ногу Змею Горынычу. Рассердился Змей Горыныч, вызвал Ивана на дуэль. А дуэль простая: каждый приносит по стакану воды и дает выпить противнику.
Змей Горыныч знал, что противоядия от воды из десятого колодца нет. Думал, что выиграет дуэль: и отраву даст, и защититься сумеет.
Только выиграл-то дуэль не Змей Горыныч, а Иван-Дурак. Как это случилось?
Для полного понимания и решения этой задачи необходимо изменить видение ситуации, навязанное условием. Исходное представление — вода есть в колодцах, вода отравлена, вода может служить противоядием, колодцы имеют номера.
Эту ситуацию необходимо прояснить, задав себе различные вопросы на понимание и анализ текста, даже не совсем обычные: как живут сами обитатели леса? Пьют ли они воду из колодцев или есть другая вода? Что означает тот факт, что одно и то же вещество может служить и ядом, и противоядием? Как способны повести себя Змей Горыныч, Иван-Дурак во время дуэли?
Поиск ответов на эти вопросы дает много возможностей, в том числе — сформулировать правильную версию...
Л.Н. Алексеева, Л.В. Ассуирова "Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией". М. 2007.
Успехов в решении этой интереснейшей задачи!