Не хочу в школу

Когда бить тревогу?


Время от времени нежелание идти в школу посещает школьника любого возраста. Что же говорить о первокласснике, для которого радостное ожидание и праздник 1 сентября остались позади! От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный, исполнительный и любознательный ребенок.
И вы можете услышать от школьника: «Не пойду я больше в эту школу...». Стоит ли немедленно начать бить тревогу?
Сначала необходимо отделить обычное нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени у любого человека) от действительно опасного.

Обычное нежелание Опасное нежелание
Снижается первоначальный интерес к школе и занятиям.
Полное отсутствие интереса к учебе.

Может время от времени жаловаться, что учиться надоело (особенно к концу недели и четверти), но активен в своих любимых занятиях.
Ничто не интересно, безразличен ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашние задания. Делает уроки только из-под палки.
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Постоянное нежелание ходить в школу и вообще учиться. Выражается это активным протестом либо болезненными симптомами (кашель, насморк, рвота, понос), причем симптомы исчезают, если разрешат остаться дома. Возможна и простая симуляция.
Иногда недоволен учителем, полученными оценками. Очень не любит или боится учителя, постоянно испытывает страх получить плохую отметку.


Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое, выражается в активном или пассивном протесте.
Особенно серьезно нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура. Или постоянный упадок сил у физически здорового ребенка. Или раньше ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется настроение, стал нервозным, непредсказуемым.

В таких случаях может понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители. Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку. Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка. Что следует знать родителям?

1. Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая его в ученика раньше срока. А некоторых детей недостаток времени для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.

2. Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!» Другие, наоборот, уверены в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не к трудностям.

3. В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка, для общения со сверстниками.

Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую отметку ниже пятерки воспринимают как трагедию. У ребенка еще могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками. Что может сделать родитель?

1) Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.

2) Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.

3) Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство, что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

4) Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.

5) Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему ласкать его.

6) Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать, чтобы был отличником.

7) Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем или одноклассниками.

8) Встречая ребенка после школы, поинтересуйтесь, как он себя чувствует, было ли ему интересно, что нового он узнал. Об отметках следует узнавать в последнюю очередь.
Если ребенок расстроен, подбодрите его, не расспрашивая (какое-то время) о школе.

Есть над чем задуматься?
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100