Учимся запоминать

Рекомендации для смыслового запоминания и сохранения знаний


Для стимулирования интереса к учению, для продуктивного восприятия любой информации очень важно правильно ее запоминать. Этому можно научиться. Помогите своему ребенку (терпеливо и доброжелательно). Удачи!

Рекомендации для смыслового запоминания материала
можно сформулировать так:
  1. осознайте, зачем следует запоминать материал;
  2. осознайте, что надо запомнить;
  3. проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями;
  4. выделите главное, суть в материале, который надо запомнить;
  5. обобщите содержание и запомните обобщение;
  6. дайте себе четкую установку на запоминание.

Наиболее известные приемы запоминания
можно сформулировать следующим образом:
  1. Прогноз ситуации. Необходимо обязательно подумать о том, что произойдет, если вы не запомните нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия в случае удачи.
  2. Следует учиться переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для вас язык. Здесь окажут помощь эмоции. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от информации является гарантией успеха.
  3. Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.
  4. Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу. В материале могут быть следующие связи:
  • смысловые (логические связи между абзацами, параграфами);
  • структурные (при запоминании бессмысленного ряда цифр большое значение имеет их расположение на листе. Чтобы лучше запомнить число из 7 цифр: 7415216, надо записать его так: 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, внести эмоции).
  1. Опорные сигналы или знаковое моделирование также можно использовать для лучшего запоминания материала. Об этом приеме подробно пишет Шаталов В. Ф. в книге «Педагогическая проза».
Например, следующая информация:

89 г. A B C 7 + 18
100 кп

р. Рымник

означает: в 1789 году Александр Васильевич Суворов с 7000 русской армией и 18 000 австрийская армия на реке Рымник разбили 100 000 турецкую армию: конница, паника.

  1. Еще один прием: мнемотехника (искусство запоминания). Например, у радистов, осваивающих азбуку Морзе, свои приемы. Буква Э: (.. — ..) «Я на горку шла».
  2. Повторение материала. Общеизвестно, что повторение — мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием, как хотелось бы.
  3. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день — еще 34%, через месяц — 21%.
С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвертый раз — через 2—3 недели.

Правила сохранения знаний:
  1. Выделите то, что нужно запомнить.
  2. Отвлекитесь от всего постороннего и сосредоточьте внимание на тех объектах, которые нужно запомнить.
  3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.
  4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
  5. Опирайтесь на свой тип памяти, активизируйте образные представления.
  6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
  7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
  8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.
Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.
Укрепляя и тренируя память, ни в коем случае не следует забывать о таких психических процессах, как внимание, наблюдательность, воля. Тренировать память следует регулярно, посвящая этому хотя бы 30 минут ежедневно.
Лучшие результаты можно получить, если занятия проводить утром, между 8 и 12 часами. Потом наступает спад. Новый пик эффективности к 19 часам.
Чашка чая, кофе улучшают, активизируют память. Табак ухудшает кровоснабжение мозга, в результате чего у большинства курильщиков память слабеет.

Надежного запоминания!
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100