Помощь в обучении - 2

Цепочка
Продолжение.

Большинство школьников испытывает затруднения при ответах на многие устные и письменные вопросы, при решении задач, когда требуется хорошо осмыслить условие задачи, чтобы найти нужный подход к ее решению. Каковы же причины этих затруднений?

Основные причины известны. Они, по мнению многих ученых, заключаются в том, что ребята не всегда могут вникнуть в суть вопроса, ответа, понять смысл условия задачи. Эти неумения мешают вовремя и грамотно отреагировать на происходящее, тормозят процесс решения задачи, делают его мучительным, приводят к неверному решению (ответу).

Как помочь школьнику преодолеть эти трудности и обучить методам их предупреждения?


Этот вопрос очень непростой, но требует простого (доступного всем) ответа. И этот ответ - конкретные методы, способы, приемы выработки базовых умений, необходимых для уяснения смысла вопроса, условия задачи, грамотного ее решения.

Эти базовые умения - умения концентрировать внимание на текстовой информации, выделять ключевые слова, опорные пункты, устанавливать причинно-следственные и другие связи между основными событиями, явлениями, раскрывать функциональную зависимость между величинами, входящими, в условие задачи, выделять существенные данные и искомое, логически рассуждать и делать обоснованные умозаключения при выборе пути решения задачи.

Как ответ на любой вопрос начинается с понимания его смысла, так и решение задачи начинается с усвоения ее условия и уяснения сути вопроса. Педагоги и психологи предлагают разные эффективные упражнения для формирования  умений понимать смысл услышанного или прочитанного.
В этих упражнениях основное внимание уделяется выработке способности делать вывод из каждого суждения и воспитанию привычки прояснять непонятные термины, находить их значения (например, в толковых и прочих словарях).

Вот одно из таких упражнений. Рассмотрим наугад любую задачу, к примеру, задачу №3 из предыдущей статьи.
У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его - 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?
Перед тем, как школьник разложит задачу на составные части, в каждой выделяя основную мысль, представит в виде схемы (см.ниже), предложите ему выполнить следующее упражнение: составить текст задачи из ее частей - отдельных слов так, чтобы сохранились заглавные буквы, знаки препинания и числа остались на прежних местах, например:

состоящую; соединить; У; сколько; замкнутую; разрезать; - 18 рублей,; кузнеца; денег; новую; было; 30 звеньев.; скажите,; 6 кусков; звено; в; Учитывая,; каждом,; может; цепи; по; кузнец,; одну; 5 звеньев; из; замкнутую; которых; 150 рублей?; он; цепь,; сэкономить; 8 рублей,; хотел; из; сделать; вновь; цепь; что; а; если; за; одно; его; купит

Это удивительное упражнение не только помогает сконцентрировать внимание, грамотно расставить акценты и понять текст, но и развить многие интеллектуальные способности школьника.
А вот обещанная схема:

Всего 30 звеньев 5 звеньев
Замкнутая цепь Звено цепи


Грамотно составленная схема - 9о% решения. 10% за вами.


Составлять рациональные и содержательные схемы - настоящее искусство. Такие схемы рождаются в процессе построения умозаключений из смысловых единиц условия. Умение схематично отразить условие задачи, грамотно расставив акценты, вырабатывается в результате усердной и постоянной работы. Школьник, овладевший этим умением, вряд ли будет испытывать трудности при решении самых разных задач.

Схемы (чертежи) строятся самыми разными способами. Если в схемах отражать не только существенные данные условия задачи, но и выводы, полученные из каждого суждения, то ответ напросится сам.
Например, к задаче №2 из той же статьи (Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?) можно составить схему, которая "выдаст" готовый ответ:

Нина Валя Инна Марина Костя
x y y x x


На основании суждения, что Костя и Марина собирали одинаковые фрукты, в их ячейки помещаем одинаковые символы, например х. На основании суждения, что Марина и Валя - разные, в Валину ячейку помещаем у. Таким же образом в ячейке Нины появляется х. По условию задачи трое собирали яблоки, двое - груши. Трое - это Нина, Марина и Костя, т.к. у них одинаковые символы. А двое собирали груши. Следовательно, груши собирали Валя и Инна.

А решение задачи №1 (Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну) уже заложено в условии задачи, только надо его увидеть. Если образно представить себе ситуацию, о которой идет речь, то ответ сразу вырисовывается. А представить можно следующее.

Четыре кошки, три котенка и 13 кг на одной чаше весов, а три кошки, четыре котенка и 15 кг - на другой. Весы, естественно, уравновешены. С каждой чаши убираем по три кошки, три котенка и 13 кг. Остаются: с одной стороны - одна кошка, с другой - один котенок и 2 кг. Выводы сделать несложно.

Задача №4 (Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?) интересна тем, что в ней присутствуют лишние данные, чтобы сбить с толку. Что касается этой задачи, то, если не принимать во внимание всю нелепость и комичность ситуации, получить пару носков одного цвета нетрудно. Из любых трех вынутых носков два обязательно окажутся одного цвета.

Продолжение следует...
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100