Помощь в обучении - 1

Как нужно обучать, воспитывать, развивать - приемы научной организации учебной деятельности.
Как трудно бывает родителю, учителю, воспитателю завладеть вниманием ребенка, призвать его вникнуть в смысл обращенных к нему высказываний, побудить его к мыслительному процессу, заставить захотеть выполнить какое-либо задание!

Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших подопечных, чтобы они умели слушать (а не просто слышать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?
Все эти умения, а также навык смыслового запоминания, способность продуктивно усваивать учебный материал - залог успешного обучения и профилактики школьной неуспеваемости. Эти умения - умения учиться - необходимо целенаправленно вырабатывать у школьников как учителю, так и родителю. Такая работа обязательно должна проводиться в определенной системе и стать образом жизни.
На эту тему необходимо постоянно говорить на родительских собраниях, а еще лучше - проводить целевые практические семинарские занятия для родителей в установленном режиме, где можно рассмотреть конкретные способы выработки вышеупомянутых способностей и умений.
А начать этот разговор после уяснения актуальности и сути проблемы, цели и путей ее достижения следует не с вопроса "Какими способами развивать и формировать..?", а "Какие психолого-педагогические условия для этого необходимы?".
Для решения проблемы школьной неуспеваемости обязательно надо рассмотреть психологические причины и все условия, в которых осуществляется образовательный процесс.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками.

Качество учения напрямую связано с познавательным интересом, желанием учиться. Мотивацию учащегося можно стимулировать по-разному. Об эффективных условиях и способах написано очень много. Можно попробовать такой прием: в классе и дома повесить небольшой плакат с замечательным высказыванием К.С.Станиславского: "Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания ... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим". В классе, например, повесить в перевернутом виде, а дома – в зашифрованном, или наоборот. Но не стоит обращать внимание школьника на эту истину: пусть он сам ее для себя случайно откроет. Часто бросая взгляд на эти слова, рано или поздно он все равно задумается над их смыслом.

Неуспеваемость учащихся очень часто связана с боязнью высказывать свои мысли, отвечать на вопросы, проявлять свои способности.  В доброжелательной обстановке, в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются.
Все эти условия нетрудно создать учителю в школе и родителю дома, если, конечно, имеется искреннее желание помочь ребенку.
Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости необходимо проводить грамотно, опираясь на технологию научной организации учебной деятельности, в том числе приемы организации умственного труда, которые заключаются в создании оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию учащегося, сохранению его здоровья.

Культуру умственного труда составляют умения грамотно ставить цели, правильно расставлять акценты, планировать, экономить свое и чужое время, следовать намеченной цели и добиваться ее осуществления, анализировать и контролировать свои действия.
Помочь школьнику научиться слушать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, понимать закономерности процессов, явлений, вникать в суть вещей, стимулировать себя с помощью приемов самонастройки - главная задача взрослого, занимающегося воспитанием (в широком смысле этого слова).

Со временем навыки умственного труда переходят в привычки и становятся естественной потребностью личности. Формируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, собранность и организованность, воля, трудолюбие, рассудительность и т.д. Все это – результат четко организованного режима труда, волевых проявлений и систематического самоконтроля.

"Образование заключается не только в расширении памяти и просветлении разума. Главная задача образования - научиться управлять своими желаниями", - справедливо заметил французский писатель Жозеф Жубер.

Неуспеваемость учащихся очень часто возникает в результате несформированности мыслительных операций. Школьник будет испытывать трудности в осмыслении, понимании, запоминании и, как следствие, усвоении учебного материала, если он не умеет устанавливать связи между понятиями, фактами, событиями. Эта способность вырабатывается при помощи осмысленного наблюдения, выполнения определенных упражнений. Можно предложить школьнику в школе или дома выполнить такое задание: установив вид связи между понятиями в каждой паре пункта а (образец), дополнить каждый пример (номер) образца парами понятий из пункта б.

а)
1) век – столетие     2) палец – рука     3) болезнь – выздоровление
4)  малина – ягода   5) старость – молодость    6) молоток - гвоздь

б)
берег–река; озеро – водоем; беда – несчастье; квадрат – прямоугольник; расческа – волосы; планета – солнечная система; родина – отчизна; местоимение – часть речи; ветка – дерево; рука – конечность; движение – покой; травма – нетрудоспособность; пальто – одежда.

Например, пара понятий: рука – конечность. Рассуждаем: рука является разновидностью конечности так же, как и малина является разновидностью ягоды. Понятие рука является видовым по отношению к родовому понятию конечность. Следовательно, относим эту пару из пункта б к виду связи №4 "вид-род".

Много проблем в понимании учебного материала у школьника связано с неумением различать такие виды связей, как "часть-целое" и "вид-род". Если рука – конечность - это "вид-род", то, например, рука – палец - это "целое-часть", т.к. палец является частью руки, а не ее разновидностью.
На страницах нашего сайта приведено немало упражнений, помогающих научиться умению устанавливать связи и отношения между понятиями.

В следующей статье мы рассмотрим способы формирования умения понимать смысл прочитанного (например, условия задачи) и некоторые подходы к решению задач. Для того чтобы успешно решать задачи, в том числе практические, необходимо развить базовый набор навыков.

* * *

А пока предложите ребенку решить следующие любопытные задачки.

1. Четыре кошки и три котенка весят 15 кг, а три кошки и четыре котенка весят 13 кг. Сколько же весит каждая кошка и каждый котенок в отдельности? Предполагается, что все взрослые кошки весят одинаково, котята также весят поровну (решается устно).

2. Нина, Валя, Инна, Марина и Костя собирали фрукты. Трое собирали яблоки, двое - груши. Костя и Марина собирали одинаковые фрукты. Марина и Валя - разные. Валя и Нина - разные. Что собирал каждый из ребят?

3. У кузнеца было 6 кусков цепи по 5 звеньев в каждом, из которых он хотел сделать одну замкнутую цепь, состоящую из 30 звеньев. Учитывая, что разрезать одно звено стоит 8 рублей, а вновь соединить его - 18 рублей, скажите, сколько денег может сэкономить кузнец, если новую замкнутую цепь купит за 150 рублей?

4. Полночь. Отключили электричество. В вашем комоде лежат двадцать два зеленых носка и тридцать пять фиолетовых. Сколько носков нужно взять, чтобы с гарантией получить совпадающую пару?

Решение обсудим в следующей статье. Продолжение следует...
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100