Главная страница Программы Пора задуматься

Пора задуматься

Многие ученые и педагоги-практики не раз приходили к выводу о том, что учебно-воспитательный процесс во многих общеобразовательных учреждениях оказывает неблагоприятное, даже негативное, воздействие на здоровье его участников. Это происходит в силу разных причин...

Медиками и психологами (в частности, Н.К.Смирновым в работе "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе") выявлены факторы сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности: отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления, недостаточная мотивация учения и т.д. К истощению нервной системы и к разным заболеваниям приводят: беспощадная эксплуатация резервов механической памяти; длительное ограничение двигательной активности; однообразная, монотонная деятельность; хронические стрессы из-за нехватки времени, боязни неуспеха и многие-многие другие.
И эти факторы не могут не влиять на состояние и здоровье педагога, потому что ему приходится работать с ущербными в этом отношении школьниками.
Грамотные педагоги в вопросах сбережения и укрепления своего здоровья способны обучить учащихся бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих, воспитать в них ответственность за свою жизнедеятельность, сформировать позитивное мышление, вооружить здоровьесберегающими принципами учебной работы как в школе, так и вне ее, выработать умения профилактики и преодоления стрессов и т.п.

Поэтому начинать необходимо с нас, уважаемые коллеги. В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы учебно-практического курса «Технология самосбережения здоровья». Программа раскрывает психолого-педагогические подходы и способы сбережения и укрепления здоровья участников учебно-воспитательного процесса и включает в себя вводную часть, пояснительную записку, содержание из двух разделов, тематическое планирование, примеры и рекомендации по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в разных предметных областях, методический материал и приложения.

По вопросам сотрудничества, приобретения данной программы обращайтесь при помощи формы обратной связи (главная страница/главное меню/обратная связь).

Фрагменты программы


Фрагмент I


Основные задачи педагога, нацеленного на овладение способами сбережения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся:

  • осознать проблему неблагоприятного воздействия образовательного учреждения на собственное здоровье и здоровье учащихся, сформировать убежденность, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
  • определить свое отношение к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу);
  • уяснить смысл понятий «здоровьесберегающая технология», «здоровьесберегающая образовательная технология», «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения»;
  • рассмотреть здоровьесберегающие образовательные технологии как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики;
  • уяснить принципы здоровьесберегающей педагогики;
  • установить степень влияния здоровьесберегающих образовательных технологий на качество образовательного процесса и здоровье его участников;
  • определить факторы воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся и, как следствие, свое собственное;
  • уяснить роль психолого-педагогических технологий как основного вида здоровьесберегающих образовательных технологий и как наиболее важных по степени влияния на здоровье участников образовательного процесса;
  • рассмотреть психолого-педагогические подходы и способы сбережения и укрепления здоровья;
  • обосновать тезис «Технология обучения учащихся с применением продуктивных способов усвоения учебного материала есть психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология»;
  • рассмотреть способы выработки у школьников умений продуктивного усвоения учебного материала и организации собственной учебно-познавательной деятельности;
  • обосновать тезис «Технология изложения педагогом учебного материала посредством трансляции его из одной знаковой системы в другую (логические схемы, таблицы и т.п.) есть психолого-педагогическая здоровьесберегающая технология»;
  • рассмотреть конкретные способы изложения педагогом учебного материала с учетом знаний основ логики;
  • усвоить основные способы самосбережения и укрепления здоровья;
  • уяснить смысл понятия «профессионально-личностные деформации педагога» и  освоить способы профилактики и устранения этого явления;
  • уяснить смысл понятия «синдром профессионального выгорания педагога» и освоить способы профилактики и устранения этого явления;
  • выделить основные причины возникновения стрессов и уяснить рекомендации по профилактике и преодолению стрессов;
  • изучить способы выражения эмоций;
  • освоить некоторые методы решения проблем, обучиться философскому подходу к решению проблем, выработать умения позитивного мышления;
  • усвоить «формулы» успеха;
  • ознакомиться со многими доступными методами улучшения здоровья;
  • сформировать готовность к овладению необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение соответствующих профессиональных компетенций), к перестройке своей работы в соответствии с полученными знаниями и к активному участию в работе образовательного учреждения по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.

Фрагмент II. Из содержания первого раздела программы


Формирование бережного отношения к здоровью и культуры здоровья


Тема №1. Основы здоровья, роль здоровья в жизни, обучении и саморазвитии.

Задача повышения грамотности педагогов и учащихся в вопросах сохранения и   укрепления здоровья как одна из приоритетных задач образования.
Основные представления о здоровье как биологической и социальной категориях. Здоровье как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.  Адаптация и здоровье. Здоровье как основа человеческого бытия, как одно из самых больших желаний человека, как необходимое условие реализации замыслов и осуществления планов деятельности, как залог успешности личности.     
Здоровье как состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия.  Здоровье как единство гармонии тела и духа. Принцип триединого представления о здоровье: единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Факторы,  влияющие на каждую составляющую здоровья.  
Здоровье как личная и общественная ценность. Забота о здоровье как  приоритетная задача человека и общества. Забота о здоровье как система мер по сбережению и укреплению здоровья. Осознание ценности здоровья, потребность в сохранении и укреплении здоровья, подлинная забота о нем,  ответственность за свою жизнедеятельность как одни из основных показателей зрелости личности.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий как основной принцип заботы о здоровье. Охранительная стратегия как стремление избежать вредные для организма воздействия, как стремление перестраховаться. Тренирующая стратегия (более рискованная и более творческая) как стремление грамотно повысить адаптационные возможности организма, чтобы в дальнейшем самостоятельно противостоять опасным для здоровья воздействиям окружающей среды. Создание тепличных условий жизни как результат неграмотности.
Охранительная и тренирующая стратегии как форма проявления диалектического единства и борьбы противоположностей. Достижение более высокого уровня заботы о здоровье в результате грамотного использования противоречия как главная задача человека в процессе реализации принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Проблема необходимости  точного выбора того порога потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться.
Науки и отрасли знания, изучающие здоровье. Аспектность здоровья как явления. Валеология как область знаний о здоровом образе жизни. Разные подходы к определению понятия «валеология». Ортобиоз как разумный образ жизни, как системообразующее условие долголетней работоспособности человека (по И.И.Мечникову). Ортобиотика как учение о самосбережении здоровья и устойчивого жизненного оптимизма (по В.М.Шепелю). Гигиена как учение о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и др.
Причины усиления внимания прогрессивной общественности к вопросам здоровья. Факторы неблагополучия состояния здоровья большинства педагогов и учащихся. Проблемы здоровья. Негативное воздействие нерационального обучения на здоровье участников учебно-воспитательного процесса как одна из приоритетных проблем образования.


Тема №2.  Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося и педагога.

Задача повышения интеллектуальной работоспособности учащихся как одна из основных задач образования в системе мер по повышению качества обучения. Отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления как условия сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося как нормативные требования к самоорганизации учения, направленные на сбережение собственного здоровья и, как следствие, на повышение качества обучения.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы как фактор снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате недостаточной мотивации учения; беспощадной эксплуатации резервов механической памяти;  длительного ограничения двигательной активности; однообразной, монотонной деятельности; хронических стрессов из-за нехватки времени, боязни неуспеха и др.
Здоровьесберегающие принципы учебной работы: принцип осознанности,  целесообразности, эффективности, критичности и ответственности в выборе и анализе способов учебной деятельности; принцип рациональности и научности в организации всех этапов учебной работы (на основе деятельностного подхода); принцип позитивности; принцип диалектичности; принцип активности и самостоятельности; принцип творческого самовыражения; принцип рефлексивного анализа мотивов, действий, поведения; принцип сочетания разных видов учебной деятельности; принцип природосообразности (учета индивидуальности в учении) и др.
Выбор и анализ способов учебной деятельности (способов поиска, восприятия, логической обработки, кодирования, запоминания, усвоения, практического применения информации и т.п.) как главная задача учащегося в процессе обучения и самообучения.
Содержание принципа позитивности: приоритет позитивных самовоздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями); стремление создать ситуацию успеха, эмоционально-благоприятную обстановку; сосредоточение на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах; адекватная оценка ситуации и своего состояния; вера в собственные силы и успех и т.п.
Принцип природосообразности как требование к признанию собственной уникальности и индивидуальности, как необходимость выстраивать  собственную деятельность с опорой на свои способности. Учет в обучении индивидуальности биоритмов, индивидуальности восприятия, индивидуальности «левизны-правизны», индивидуальности мышления и др.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии обучения и самообучения.
Технология изложения педагогом учебного материала и усвоения его учащимися посредством превращения в личностно значимый, с учетом знаний основ логики, с использованием приемов самоорганизации внимания, смыслового восприятия, кодирования и запоминания как здоровьесберегающая технология.
Технология научной организации собственной деятельности как  здоровьесберегающая технология.


 Тема №3.  Основные направления формирования культуры здоровья.

Культура здоровья как необходимая составная часть общей культуры человека. Культура здоровья как уровень сформированности ценностного и грамотного отношения человека к здоровью – собственному и окружающих людей.  Культура здоровья как совокупность представлений о единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья; об условиях полноценного здоровья; о причинах, разрушающих здоровье, и способах их профилактики и преодоления. Культура здоровья как система умений и навыков осуществления здорового образа жизни (в широком смысле).
Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления и т.п. (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).
Два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.

Составляющие фундамента здорового образа жизни (в широком смысле):
  • знания о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, об основных мировоззренческих, физических и психических причинах, разрушающих здоровье человека, об основных причинах неудач;
  • физические и интеллектуальные способности; активная жизненная позиция; позитивность и диалектичность мышления; способность выбирать  оптимальные пути решения проблем; система отношений (психо-философская, психо-физическая, психо-социальная), используемая для регулирования своих действий и поведения;
  • способность создания благоприятных условий жизнедеятельности; знания способов действий по сохранению и укреплению здоровья, способов  обеспечения духовной и физической защиты против вредного воздействия окружающей среды; способность к самообразованию в вопросах здоровья и др.

Основные направления формирования культуры здоровья:
  • выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу); обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;
  • формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле); эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т.д.;
  • воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;
  • выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2017 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100