Главная страница Программы Пока я мыслю, я существую

Пока я мыслю, я существую

Условиями успешного обучения учащихся является овладение ими умениями выделять главное, грамотно строить вопросы и формулировать ответы, осмысленно воспринимать и запоминать информацию, анализировать, устанавливать связи между событиями, явлениями, выявлять и решать противоречия, грамотно строить гипотезы и умозаключения, обнаруживать и понимать закономерности процессов и явлений, эффективно решать проблемные ситуации и т.д.

Выработка этих умений осуществляется на основе овладения знаниями основных законов формальной и диалектической логики и в результате (формирования) совершенствования операций мышления, таких как
  • анализ — мысленное расчленение объекта на составные части, выделение признаков объекта;
  • синтез — мысленное образование единого целого объекта из его частей или признаков, полученных в результате анализа;
  • сравнение — мысленное установление  сходства или различия объектов;
  • абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других;
  • обобщение — мысленный переход к более общему понятию путем отбрасывания видообразующих признаков объекта;
  • конкретизация — отвлечение от общих признаков и выделение частного, единичного;
  • систематизация или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Последовательное развитие мыслительного аппарата школьника может осуществляться на факультативных практических занятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении за счет часов школьного компонента.

Уважаемые учителя математики, информатики и физики, методисты, психологи и администраторы средних общеобразовательных учреждений!

В этой статье вашему вниманию представлены фрагменты авторской программы факультативного учебно-практического курса занятий по формированию правильного мышления школьников (мышления, которое подчинено законам (принципам) формальной логики и законам диалектической логики).

Этот курс, разработанный для учащихся VIII – IX классов среднего общеобразовательного учреждения, рассчитан на четыре занятия по два последовательных учебных часа (всего восемь учебных часов).
Занятия курса могут быть адаптированы к обучению как учащихся V – VII классов, так и учащихся X – XI классов.

По вопросам сотрудничества и приобретения предлагаемой работы обращайтесь при помощи формы обратной связи (главная страница/главное меню/обратная связь).


Фрагменты программы учебно-практического курса

«Способы формирования правильного мышления»



Фрагмент I



Содержание программы курса (77 п/л)


I. Предисловие 2

II. Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы формирования у школьников правильного мышления, предмет изучения курса, основные цели и задачи
4
2. Место настоящего курса в системе подготовки учащихся, междисциплинарных связях, его практическая значимость 8

III. Тематическое планирование 13

IV. Содержание обучения
1. Разработка занятия №1 «Уяснение смысла выражения «Правильно мыслить» и выработка готовности к овладению умениями правильного мышления» 15
2. Разработка занятия №2 «Формирование понятия "Правильное мышление" на основе усвоения сути главных законов (принципов) формальной логики и законов диалектики»
25
3. Разработка занятия №3 «Формирование представления об операциях мышления и освоение способов совершенствования (формирования) операций мышления»
34
4. Разработка занятия №4 «Овладение методами развития (формирования) правильного мышления и обучение технике работы с учебным материалом, предназначенным для индивидуальных практических занятий в домашних условиях по выработке навыка правильного мышления» 45
Приложения к занятию №4 (1-13) 57

V. Методические рекомендации 71-77


Фрагмент II


Занятие №1 (два учебных часа)


Рекомендации к оформлению доски

  • Записи 1 – 9 кратко производятся на центральной части доски (остальное место необходимо оставить для рабочих рисунков).
  • Число. Тема занятия.
  • Девиз: пока я мыслю, я существую.
  • Актуальность: требование времени к развитию правильного мышления.
  • Противоречие:  между необходимостью и желанием научиться правильно  мыслить с одной стороны и отсутствием умений с другой стороны.
  • Проблема: как научиться правильно мыслить.
  • Цель занятия: понять суть и значение проблемы, выработать готовность к овладению умениями правильного мышления.

  • План занятия (3 пункта)
  • ознакомиться с задачами и содержанием нового курса и уяснить цель занятия;
  • понять, что значит «правильно мыслить» и зачем нужно учиться правильно мыслить;
  • подвести итоги первого занятия.
  • Цветным мелом: уравнение (выражение, сумма, неизвестная величина, равенство, произведение, корень, две части, знак «равно», результат, частное).
  • Цветным мелом другого цвета: плоская геометрическая фигура, прямоугольный равнобедренный треугольник с гипотенузой в 7см,  треугольник, геометрическая фигура, прямоугольный равнобедренный треугольник, фигура, равнобедренный треугольник, многоугольник.

Рекомендация! Если нет желания расписывать на доске вышеуказанные пункты с целью
  • формирования у школьников умений ставить цели, планировать и быть последовательными в достижении результата,
  • воспитания терпения, ответственности за свои слова и действия, самостоятельности и организованности,
то можно заранее напечатать этот материал и раздать каждому школьнику, чтобы они помнили о замысле и цели занятия и могли отслеживать выполнение каждого пункта плана.


Ход занятия



Учитель знакомит учащихся с задачами и содержанием нового курса, с целью проведения занятия. В диалоге учащимися вскрываются причины многих собственных неудач (неумение вникнуть в суть ситуации или задачи, установить связи между событиями, явлениями, грамотно сформулировать вопрос, построить умозаключение и т.п.), уясняется актуальность темы, суть проблемы и ее значение.

Далее учитель поясняет: «Чтобы научиться правильно мыслить, необходимо работать над собой. Мышление развивается и тренируется. Как спортсмен тренирует свои мышцы, так же и любой школьник может натренировать свои мыслительные способности».

Затем желает успехов в освоении новых знаний и объясняет, рассматривая с учащимися первые семь пунктов информации, записанной на доске: «Чтобы научиться правильно мыслить, самое главное, что необходимо сделать – научиться самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать результат».
Предлагает ребятам осмыслить записанную на доске цель и в течение всего занятия следить за выполнением всех пунктов плана, на которые внимание будет обращено чуть позже.

Далее учитель просит ребят, не стесняясь, высказывать свои мысли, внимательно и терпеливо слушать  окружающих, уважая чужое мнение. Затем произносит следующую фразу: «У одних вид пропасти вызывает отчаяние, у других – мысль о мосте». Задается вопрос: к какой группе людей ребята себя причисляют.
Школьники выражают свое мнение, говорят о том, что не следует пугаться и пасовать перед сложной ситуацией, откладывать решение проблемы в "долгий ящик", сразу бросаться решать ее, не подумав и не найдя оптимального способа.
Затем учитель приводит пример проблемной ситуации, излагает ее суть и показывает ребятам картинку.


Испорченный праздник (расследование ведет инспектор Варнике)

Пасхальный праздник инспектор Варнике проводил в кругу одной семьи. И вдруг неприятность — исчезло яйцо. Ярко раскрашенное яйцо из папье-маше, внутри которого был спрятан дорогой браслет — подарок для хозяйки дома.

В разгар поисков в гостиную вошел взволнованный мистер Джеймс, брат хозяйки, и рассказал следующее: «Я все время был на веранде. Случайно оглянувшись, я увидел, как мой племянник Томми, который находился один в комнате и стоял у стола, вдруг поглядел на лежащее на шкафу яйцо, вскарабкался на стул, схватил это яйцо и исчез в саду. Я бросился за ним, вот оболочка яйца, я нашел ее в кустах».

Затем он обратился к мальчику: «Томми,  куда ты дел браслет? Ну-ка говори, маленький разбойник!». Оскорбленный мальчик заявил, что он ничего не знает. Он не возражал против того, что действительно находился один в комнате и рассматривал раскрашенные в разные цвета яйца, лежащие на столе,  но яйца из папье-маше не видел.

Чтобы воссоздать первоначальную картину, яйцо было положено на книжный шкаф.

Инспектор Варнике. Испорченный праздник.

«Спросите-ка лучше своего уважаемого дядю Джеймса, не вернет ли он вам похищенный браслет, — вдруг сказал инспектор Варнике. — Его рассказ совершенно неправдоподобен».
Почему Варнике пришел к этому выводу?

После обсуждения результатов ребята делают вывод: «Чтобы решать подобные проблемные ситуации, необходимо уметь грамотно строить умозаключения, уметь думать».
Далее обращается внимание учащихся на пункты плана и все приступают к исполнению намеченного плана.
Ребятам на кратких примерах, преимущественно из школьной жизни, объясняется, что значит уметь правильно мыслить.

Уметь правильно мыслить – значит уметь:

  • объективно оценивать окружающую действительность
  • выявлять сущность понятий, суждений, явлений
  • делать осознанный выбор
  • грамотно строить вопросы и формулировать ответы
  • осмысленно воспринимать и запоминать информацию
  • анализировать, выделять главное (существенное), сравнивать
  • строить аналогии (устанавливать соответствие, сходство)
  • обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать
  • объяснять и обосновывать полученные в ходе учебно-познавательной деятельности результаты
  • строить гипотезы и умозаключения, прогнозировать
  • находить наиболее благоприятные условия приобретения знаний и сообщения их другим
  • определять понятие (формулировать определение понятия)
  • образовывать (формировать) понятие
  • устанавливать связи и отношения между понятиями, суждениями,  событиями, явлениями
  • выявлять и решать противоречия
  • находить оптимальные пути решения проблем
  • выявлять и понимать закономерности процессов и явлений, в том числе явлений общественной жизни
  • предупреждать появление многих  проблем, в том числе житейских
  • избегать суждений «с двойным смыслом» и «двойственных» ситуаций
  • не поддаваться на разные уловки в спорах и т.д.

Затем учитель объясняет: "Правильное мышление – мышление по законам формальной логики и законам диалектики". Это будет на примерах разъясняться на следующем занятии (во втором пункте плана). Далее учитель просит ребят высказать свои мнения и подвести итог.

После того, как ребята выскажут, что человеку необходимо уметь правильно мыслить для того, чтобы вовремя найти достойный выход из многих ситуаций, в частности для того, чтобы просто выжить, чтобы в самый ответственный момент не растеряться и т.п., учитель предлагает выполнить следующие задания и сделать выводы.

  • Задания на поиск быстрого и рационального решения:
  • 263 + 579 + 137,  быстрое умножение на 25 и 125,
  • Задача на мгновенное определение длины отрезка АС.
Прямоугольный треугольник вписан в четверть окружности так, как показано на рисунке. Необходимо, пользуясь лишь теми данными, которые приведены на чертеже, вычислить длину гипотенузы АС.

Вычислить длину гипотенузы


  • Задача с фотографиями. Было 7 человек. Каждый каждому дал свою фотографию. Сколько фотографий было роздано?
  • Сосчитать и назвать общее количество треугольников (на доске нарисован треугольник, в котором проведены из каждой вершины медианы или биссектрисы). Чтобы быстро сосчитать общее количество треугольников, необходимо выбрать базу, точку отсчета.
  • Задача с точками: расположить девять точек в виде квадрата 3х3 (нарисовать на доске), провести четыре прямые линии через все точки, не отрывая карандаша от бумаги.

Далеко не многие ребята справятся самостоятельно с этой задачей. Чтобы на уроке не терять время на поиск решения задачи, целесообразно накануне проведения данного занятия предложить учащимся эту задачу-проблему.
Во время обсуждения результатов нужно заострить внимание на том, что для решения этой задачи, большинства других задач и проблемных ситуаций необходимо выйти за «рамки» системы (ответ приведен в конце статьи).
Здесь уместно привести примеры из жизни.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы находить оптимальные пути решения задач и проблемных ситуаций.

  • Задания на построение умозаключения:

  • На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на пяти руках? (На раздумье отводится несколько секунд).
  • Найти периметры фигур (на доске нарисованы два не существующих в природе треугольника: тупоугольный – стороны: 5, 4, 11; прямоугольный – стороны: 6, 7, 10).
  • задания с истинными и ложными дедуктивными умозаключениями:

  • Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета солнечной системы. Далее учитель просит учащихся сделать вывод. Ребята обычно говорят: "Следовательно, Земля вращается вокруг Солнца" (вывод верен).
  • Все четырехугольники имеют 4 угла. Трапеция – четырехугольник. Следовательно... Ребята говорят: " Трапеция имеет 4 угла" (вывод верен).
  • Любой треугольник имеет три внутренних угла. Эта плоская фигура имеет три внутренних угла. Следовательно... Ребята говорят: "Эта плоская фигура – треугольник (вывод не верен, т.к. есть плоские фигуры с тремя внутренними углами, не являющиеся треугольниками). Например:
Фмгура с тремя внутренними углами

А теперь верное умозаключение. Любой треугольник имеет три внутренних угла. Эта плоская фигура – треугольник. Следовательно, эта плоская фигура имеет три внутренних угла.

  • На любой вопрос можно ответить «да» или «нет»? Ребята часто отвечают утвердительно. Учитель спрашивает: "Вы перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?".
  • Софизм   2 = 3.       *–  знак умножения
Возьмем  4 : 2 = 6 : 3,  т.к.  2 = 2. Итак,  4 : 2 = 6 : 3  ( 2 и 3 выносим за скобки),  получается:
2 * (2 : 1) = 3 * (2 : 1),  следовательно,  2 * 2 = 3 * 2  (обе части делим на 2).
Получается : 2 * 1  =  3 *  1,  т.е.  2 = 3,  что и требовалось доказать.
  • Объявление на торговой  точке: "Сегодня за наличные, а завтра в кредит".
  • Далее хорошо бы поговорить о применении разных уловок в споре и о способах их нейтрализации.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы грамотно строить умозаключения,  не попадать впросак,  не быть обманутым,  правильно вести спор, вовремя распознавать  различные  уловки и т.д.

  • Задание. Спросить ребят, задумывались ли они когда-нибудь над тем, почему между людьми происходят ссоры, распри, войны, почему люди часто не понимают друг друга. Попросить их представить, к примеру, такую ситуацию: "Вы просите своего деревенского гостя принести вам из другой комнаты мобильник".

— А что это такое?
— Это телефон.
Гость приносит обычный стационарный телефон.
— Ты что принес?
— Телефон, как ты сказал.

Еще привести примеры на непонимание в результате неправильных определений понятий и раскрыть прием определения понятия на школьных примерах.

Затем выполняется задание, расположенное на доске под 8 пунктом, в котором нужно выделить из приведенных признаков понятия "уравнение" существенные и на этой основе дать определение понятия "Уравнение".

Далее привести примеры на непонимание в результате присутствия в речи бессмысленных фраз Например. Большая половина группы уехала на экскурсию. Солнце позолотило верхушки дерева. Самый первый, самый последний и т.п.

Рассмотреть тавтологии: памятный сувенир,  облокотиться локтем о парту.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы вникать в суть вещей и явлений, правильно выражать свою мысль, быть понятым, уметь грамотно формулировать определения понятий, избегать двусмысленные  ситуации, конфликтные ситуации, а если и оказался втянутым в них, - выйти с достоинством.

  • Задание. Рассмотреть способы осмысленного восприятия и смыслового запоминания информации. Рассказать о правилах усвоения учебного материала.

Затем выполняется задание,  расположенное на доске под 9 пунктом, в котором  нужно расположить указанные понятия от менее общего к более общему.

Далее учитель просит произвести деление (логическую классификацию) понятия "треугольник".

Классификация понятия треугольник


На разных примерах учитель показывает и рассказывает об ошибках при делении понятий.

Затем всем вместе можно заняться конкретизацией – установлением всевозможных связей и отношений объекта. Это можно сделать на примере понятия «вода»: вода как необходимый продукт питания, вода как среда химических реакций, вода как среда происхождения и развития жизни, вода как условие обмена веществ в организме, вода как средство гигиены и др.

Вывод: уметь правильно мыслить необходимо для того, чтобы осмысленного воспринимать  и запоминать информацию (в том числе учебный материал), чтобы выделять главное, существенное, грамотно анализировать, сравнивать,  обобщать, классифицировать, конкретизировать и т.д.

  • Задание. Задать ребятам вопрос: "Надо ли уметь мыслить для того, чтобы быть здоровым и морально, и физически, получать радости от жизни, заниматься любимым делом, саморазвитием, помогать окружающим, делать добро и, наконец,  чтобы просто быть счастливым?".

Школьники размышляют, высказывают свои мысли, приводят примеры и делают выводы.


В конце занятия целесообразно подвести итоги, проанализировать результат в соответствии с поставленными целями и намеченным планом. Поблагодарить и похвалить ребят за творчество и активность на уроке. Пожелать удачи в дальнейшем использовании полученных на этом занятии знаний. Обсудить цель и задачи следующего занятия. Выразить надежду на скорую встречу.



Долгожданный ответ:
Соединить девять точек


Удачи!
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100