Прерванный рассказ

Чтение вместе с ребенком
Как сделать семейное чтение увлекательным занятием, привить ребенку любовь к чтению, воспитать потребность в постоянном совершенствовании техники чтения?


Существуют разные средства как формирования интереса к чтению, так и обучения технике чтения: методика "Культура чтения", методика "Чтение с увлечением", технология "Выразительное чтение", технология "Обучение технике чтения", техника быстрого чтения и многие-многие другие.

Мы же рассмотрим метод, который называется "прерванный рассказ". Его можно адаптировать к работе с детьми самого разного возраста и применять в различных ситуациях.
Само название метода раскрывает суть его содержания. Вот так, к примеру, можно его применить.
Начните перед сном читать своему ребенку эту сказку:


ПОЧЕМУ У КИТА БОЛЬШОЙ РОТ

Жил-был кит. Он никогда ничему не удивлялся, плавал себе в теплой воде океана и лениво пофыркивал.
Рот в те времена был у него маленький-маленький.
Подплыл однажды кит к берегу и увидел обезьяну, которая собирала орехи, сорванные с дерева ветром.
Они поговорили о том о сем, и обезьяна спросила:
— А знаешь ли ты, могучий кит, что южный ветер, который сорвал эти орехи, был однажды причиной очень больших неприятностей, из-за которых могли пострадать человек, ветер, змея и еще кое-кто?
— Нет, — ответил кит, лениво шевеля хвостом.
— Тогда я осмелюсь задать тебе еще один вопрос. Кто сильнее — ты, самый большой из животных, странствующих по тропе жизни, или вон тот серый паучок, упавший на землю вместе с орехом кешью?
— Конечно, я, — равнодушно ответил кит. — Ну конечно, я, тут даже раздумывать нечего.
И снова фыркнул, чуть приоткрыв свой маленький рот.
— Нет, далеко не так... Слушай.
И обезьяна начала свой рассказ.

... Давным-давно в стране, что лежит между берегом океана и озерами, в самой середине Африки, откуда вытекают самые большие в мире реки, жил вождь. Это был могущественный человек, и его боялись не только люди его племени, но и все звери, звезды и ветер.
Но этот могущественный человек был слеп от рождения, а поскольку он был любознателен, то часто над всем задумывался. «Я хотел бы знать, на что похож мир, окружающий меня, — говорил он себе. — Что только бы я не отдал, чтобы увидеть его хотя бы на мгновение!»
И случилось так, что однажды во время сезона дождей, когда на страну надвинулись синие и тяжелые от влаги тучи, блеснула молния, и слепой на мгновение увидел мир. А поскольку он стоял в это время перед огромным деревом баобабом, то увидел именно его. Увидел — и все для него снова погрузилось в темноту.
— Какое счастье! — воскликнул слепой вождь. — Я знаю теперь, что мир — это дерево, что он серого цвета, у него короткие толстые ветви, зеленые листья и много плодов. Теперь я спокоен!

И он продолжал жить и править своим племенем, наводя ужас на злые и воинственные соседние племена и делая добро тем, которые он считал мирными. Но, оставаясь наедине с самим собой, он часто подходил к баобабу, трогал его рукой и, убедившись, что зрение и осязание сказали ему правду, облегченно вздыхал.
Но вот случилась беда.

Здесь (или в другом месте) необходимо прервать чтение, сославшись на очень убедительное обстоятельство. Глядя на реакцию ребенка, выберете приемлемую линию поведения. Можно, к примеру, попросить ребенка некоторое время почитать самостоятельно, пока вы не освободитесь, или даже дочитать рассказ до конца. В любом случае чтение должно быть закончено.

Как-то подул очень сильный южный ветер, в саду раздался грохот и послышался треск ветвей.
— Что это затрещало и рухнуло? — спросил встревоженный вождь.
— Не гневайся, это южный ветер повалил твое дерево! — ответили испуганные слуги.
Тогда вождь произнес заклинание, сделал несколько магических движений, известных только ему, и, когда колдовство стало действовать, приказал южному ветру явиться.
И ветер, прошумев листьями смоковниц, которые в изобилии росли там, предстал перед вождем.
— Как посмел ты сломать мое любимое дерево? — с горечью воскликнул тот.
— О повелитель, — ответил ветер, — я никогда не смог бы проникнуть в твой сад и сломать дерево, если бы меня остановила стена. Но она не сделала этого.
Вождь приказал явиться стене.
— Я, конечно, остановила бы ветер, — ответила стена, — но толстая и тяжелая змея удав, которая живет в саду, часто лазила по мне и вконец разрушила.
Вождь велел предстать перед ним удаву.
— Я не лазил бы по стенам и не ловил певчих птиц, если бы в свое время огонь, который бушевал в саванне (а я родился там), сжег яйцо, отложенное моей матерью! Из него я родился на свет и охочусь так, как положено змеям, — объяснил удав.
— А я сжег бы яйцо, но мне помешал дождь, который потушил меня. В то лето дождь начался раньше времени. Если бы не так — все было бы в порядке, — сказал огонь.
— О мудрый! — начал дождь свои объяснения. — Ты, конечно, знаешь, что сезон дождей начинается тогда, когда серый паучок, живущий на дереве кешью, перестает ткать свою паутину и прячется под кору. Но в то лето паучок поторопился, кончил работу и спрятался. Раньше времени пролился на землю и я...
— Теперь ты знаешь, кто сильнее? — закончила обезьяна свой рассказ.
Пораженный кит так разинул рот от изумления, что он стал у него широким-прешироким.
С тех пор у китов большой рот, а маленькие серые паучки, которые ткут свои паутины на ореховых деревьях кешью, никогда не торопят приход сезона дождей.

Святослав Сахарнов. СКАЗКИ ИЗ ДОРОЖНОГО ЧЕМОДАНА


После прочтения обязательно попросите ребенка поделиться своими впечатлениями об этой истории и проясните смысл непонятных для него слов.

Можно сказать, что такой увлекательный "урок" надолго запомнится вашему ребенку?

Иногда необходимо проводить с ребенком в эмоционально благоприятной обстановке ненавязчивую беседу (обязательно с привлечением интересных жизненных примеров) о том, что такое чтение?, зачем нужно читать?, какая роль отводится чтению в развитии человека, обучении?, как выбрать среди множества книг стоящую?, как повысить скорость чтения, не снижая качество понимания текста?
Постарайтесь, чтобы на эти вопросы ребенок дал самостоятельные, осмысленные и обоснованные ответы.
Не забудьте выразить искренний интерес к беседе и поблагодарить ребенка за приятное времяпровождение.

Успехов!
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100