Понятие о понятии — 1

Как школьнику усвоить учебный материал, если он не умеет формировать понятие, т.е. в результате действий анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза и обобщения выделять сущность объекта, создавать в своем сознании мысленный образ именно этого объекта, а не какого-нибудь другого?

Именно об этом обязательно нужно поговорить со школьниками на факультативе или классном часе на тему "Понятие о понятии".

А начать занятие можно с вопроса: "Как мы выражаем свои мысли и как мы друг друга понимаем?"

Затем попросить ребят представить такую ситуацию:

— Допустим, вы просите человека, который в совершенстве знает русский язык, но по странной случайности совсем не понимает, что такое стул, принести вам откуда-нибудь стул. На его вопрос — что такое стул? — вы ответили: " То, на чем сидят". Он огляделся по сторонам и увидел рабочего, сидящего на деревянном ящике. Представляю ваше удивление, когда тот человек принес вам этот ящик! Что заказали (то, на чем сидят), то и получили.

Далее учитель просит ребят четко и ясно объяснить, что же такое стул.

Возможные размышления школьников, поправляемые учителем:

— Ну, это просто. Стул — это предмет на ножках, на котором можно сидеть.
— На садовой скамейке тоже можно сидеть, следовательно, садовая скамейка это стул.
— Да как же можно перепутать садовую скамейку и стул?!
— Можно, если руководствоваться тем, как вы мне это объяснили. Садовая скамейка на ножках и на ней можно сидеть. Стул — это предмет на ножках, на котором можно сидеть. Следовательно, садовая скамейка — это стул. Это не мой вывод, а ваш. Кстати, не у всех стульев имеются ножки.
— Ну, на стуле может сидеть только один человек, а на садовой скамейке — много.
— Значит, так и надо сказать. Стул — это то, на чем может сидеть один человек. А два человека могут сидеть на стуле, если они не очень толстые?
— Да, могут.
— Как же тогда быть?
— Наверное, следует сказать, что стул предназначен для сидения одного человека, а сколько уж там людей сможет на него сесть — это их дело.
— Правильно!
— Теперь мы можем объяснить, что такое стул!
— Подождите, табуретка ведь также предназначена для сидения одного человека.
— Но у табуретки нет спинки!
— Конечно, но это также необходимо сказать, чтобы вас поняли.
— Тогда стул — это то, что предназначено для сидения одного человека и имеет спинку.
— Мне не очень нравится оборот «то, что». Нельзя ли нам заменить его какими-нибудь другими словами так, чтобы вышло изящнее?
— Надо подумать, к чему принадлежат стулья. Стулья принадлежат к мебели. Значит, стул — мебель.
— Лучше сказать, что стул — это предмет мебели.
— Точно! Поэтому получается, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и имеющий спинку.
— А кресло? Кресло тоже предмет мебели, служащий для сидения одного человека и имеющий спинку!
— Но у кресла есть подлокотники, а у стула нет!
— Правильно. Это тоже надо обязательно сказать.  
— Тогда получается, что стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имеющий подлокотников.
— Ну, вот. Пожалуй, теперь всем станет понятно, что есть стул, а что нет, и в сознании сформируется мысленный образ стула, а не табуретки или кресла.  Надо заметить, что мысли такого рода называются понятиями. А теперь у меня еще один вопрос к вам: так что же мы сделали?
— Мы получили мысль о стуле.
— Совершенно верно! А как мы это сделали?
— Перечислили признаки стула:
  • предмет мебели,
  • предназначенный для сидения одного человека,
  • имеющий спинку,
  • не имеющий подлокотников.
То есть дали определение понятия "стул": стул — это предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, имеющий спинку и не имеющий подлокотников.
— Очень хорошо. Теперь никто не принесет вам вместо стула ящик или что-нибудь в этом роде. Только мы выделили не просто признаки, а существенные признаки, то есть те, без которых понятие "стул" не формируется.

Подобная беседа обязательно поможет выяснить, что же такое стул, а в итоге — сформирует у школьников вывод о том, что для образования понятия необходимо научиться выделять существенные признаки объекта.
А это возможно только  в результате действий анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза и обобщения, что и было показано на примере.

Следующее занятие можно посвятить именно этому вопросу. Успехов.

Пример взят из учебного пособия по логике В.Н. Брюшинкина "Практический курс логики для гуманитариев". Москва, 1996.

Продолжение следует...
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100