Главная страница Главное - здоровье Что может быть серьезнее? - 2

Что может быть серьезнее? - 2

Продолжение. Каковы же пути достижения цели?
Грамотная реализация психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе потребует от педагога серьезной профессиональной психолого-педагогической и методической подготовки.
А начинается эта работа с осмысления и решения определенных задач, представленных в виде алгоритма действий, а именно...

  1. Осознать проблему негативного воздействия традиционного обучения и воспитания учащихся на здоровье участников учебно-воспитательного процесса.
  2. Определить позитивные и негативные факторы воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся и, как следствие, на свое собственное во время учебно-воспитательного процесса.
  3. Рассмотреть здоровьесберегающую и здоровьеразрушающую направленности собственных педагогических приемов и методов.
  4. Сформировать убежденность в необходимости бережного отношения к здоровью школьников и своему собственному, в необходимости обучения этому учащихся, выработать потребность в сохранении и укреплении здоровья.
  5. Определить свое отношение к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу).
  6. Рассмотреть психолого-педагогические подходы и методы сохранения здоровья учащихся и педагогов во время учебно-воспитательного процесса. Уяснить, что основная роль в этом отводится именно педагогу.
  7. Осознать проблему формирования культуры здоровья личности и уяснить, какое место она занимает в формировании личности в целом и какое место отводится умственным способностям субъекта, его интеллекту в формировании культуры собственного здоровья.
  8. Обосновать тезис «Технологии обучения учащихся
  • приемам научной организации учебного труда (самоорганизации внимания, осмысленного восприятия и смыслового запоминания, продуктивного усвоения учебного материала и др.),
  • способам совершенствования мыслительных операций,
  • методам решения проблемных ситуаций,
  • способам развития логического, критического, творческого мышления, познавательных и рефлексивных способностей,
  • навыкам самообучения и т.д..
есть психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии».
  1. Установить степень влияния психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на качество учебно-воспитательного процесса, состояние и здоровье его участников.
  2. Овладеть технологией воспитания культуры здоровья на основе формирования устойчивых интересов к вопросам здоровья, положительного эмоционально-ценностного отношения к здоровью и ответственности за свою жизнедеятельность, выработки навыка саморегуляции.
  3. Рассмотреть причины, разрушающие здоровье человека. Выделить мировоззренческие и психологические причины и уяснить способы профилактики и преодоления соответствующих явлений.
  4. Усвоить основные принципы и методы педагогической психотерапии.
  5. Освоить основные психолого-педагогические техники, направленные на создание дидактических условий для формирования культуры здоровья учащихся, их готовности к  саморазвитию.

Информацию по этим вопросам можно найти в книгах:
  • Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», Москва 2005;
  • В.Т.Лободин, Г.В.Лавренова, С.В.Лободина «Как сохранить здоровье педагога», ЛИНКА-ПРЕСС 2005.


Огромное внимание в работе над технологиями должно быть уделено процессу усвоения школьниками учебного материала.


Совокупность приемов, форм и методов организации продуктивного, т.е. осознанного, творческого, прочного усвоения – одна из основных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий.
Эффективность усвоения достигается за счет
  • снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате вооружения их приемами осмысленного восприятия, самоорганизации внимания, смыслового запоминания и воспроизведения знаний, своевременной психолого-педагогической поддержки, грамотно проведенных физкультминуток, и т.д.;
  • избегания дезаптационных и стрессовых ситуаций в результате овладения ими умениями конструктивно общаться с учителем и одноклассниками, критически оценивать ситуацию, ставить цели и добиваться их достижения, устанавливать адекватную самооценку, грамотно ставить вопросы и строить умозаключения и т.д.
Организация продуктивного усвоения учебного материала предполагает обучение учащихся логическим способам усвоения этого материала и грамотное изложение его учителем с применением основных знаний элементарной логики и посредством трансляции из одной знаковой системы в другую (в виде самых разных схем).

Такое обучение реализуется и в результате усвоения школьниками основных логических приемов, в частности, приемов формирования научных понятий. Грамотное формирование понятий – эффективное средство усвоения понятий и профилактика переутомления и стрессов.

Формы и методы обучения с учетом «логических знаний» позволяют не только развивать природные способности школьника, но и создавать условия для их проявления, пробуждения познавательного интереса, учат способам приобретения знаний, пониманию и осмыслению материала, в результате чего уменьшаются энергозатраты как со стороны учащихся, так и со стороны учителей.

Именно такие технологии оказывают благоприятное воздействие на здоровье участников учебно-воспитательного процесса.


Стоит попробовать?
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100