Главная страница Главное - здоровье Что может быть серьезнее? - 1

Что может быть серьезнее? - 1

В этой статье речь пойдет об образовательных здоровьесберегающих технологиях, под которыми понимают совокупность приемов, форм и методов организации качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба для их здоровья и здоровья педагогов.
Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже доступны любому педагогу.

Информацию по этим вопросам можно найти в книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». Москва 2005.

По мнению многих отечественных ученых, в частности, врача-психолога, профессора Н.К.Смирнова, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.

Н.К.Смирнов делит образовательные здоровьесберегающие технологии на три группы:
  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;
  • психолого-педагогические технологии, главный отличительный признак которых — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья как учащихся, так и педагогов в период учебно-воспитательного процесса;
  • учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их на ведение здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Рассмотрим наиболее значимые из всех образовательных здоровьесберегающих технологий по степени их влияния на здоровье учащихся — психолого-педагогические технологии.

Эти технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40-45 минут на своих учеников.
Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

Большое значение имеет осознание всеми педагогами образовательного учреждения своей личной и солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и своего собственного, за осуществление необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.


Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя


  • формирование учебно-познавательной мотивации, мотивации достижения на основе
    • организации сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый,
    • обучения умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда,
    • организации подлинного усвоения конкретных способов действий и выработки умений их практического использования,
    • создания мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися,
    • выработки умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор,
    • обучения правильному восприятию меры свободы и ответственности,
    • воспитания чувства долга, самостоятельности, трудолюбия;
  • развитие познавательных и творческих способностей на основе
    • разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
    • «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
    • совершенствования операций мышления,
    • стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
    • формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
    • использования потенциальных возможностей учащихся;
  • выработку умений саморегуляции на основе
    • обучения целеполаганию и целеосуществлению, методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
    • воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность;
  • формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки
    • убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
    • потребности в самопознании и самосовершенствовании,
    • стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим,
и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;
  • выработку навыка самообучения на основе вооружения учащихся
    • приемами построения действенных самоубеждений,
    • методами самообучения, правилами и способами планирования, контроля и оценки своего обучения;
  • использование позитивных психолого-педагогических факторов воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся.

 Продолжение следует...
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100