Занимательная

педагогика

Увлекательное обучение технике чтения

Как сделать процесс формирования способности к чтению и обучения технике чтения первоклассников, младших школьников приятной процедурой?

Учителя и воспитатели начальных классов нашей образовательной группы, несколько лет работающие в данном направлении по методике В.Б.Эдигея, предлагают эффективные способы обучения первоклассников технике чтения.

Вниманию учителей и воспитателей начальной школы, психологов, методистов и родителей предлагается вариант занятия для первоклассников, рассчитанного на три урока по 40 минут и проводимого в начале учебного года.

Это занятие можно адаптировать к обучению и младших школьников, и дошкольников как в классе, так и дома.


Вариант занятия на тему «Выработка навыка буквосложения на основе методики  В.Б. Эдигея "Новое чтение"»


Содержание статьи


1.Введение

2.Методическое пояснение

3.Тематическое планирование уроков

a) Урок 1. Формирование умения составления слога на основе  принципа слогообразования.

b) Урок 2. Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога.

c) Урок 3. Формирование умения образования слова из двух слогов.


Введение


Технология выработки навыка буквосложения у первоклассников основывается на методике  В.Б. Эдигея  "Новое чтение"» (В.Б. Эдигей «Новое чтение», Москва, УЦ Перспектива, 2007).

Это пособие разработано специально для учителей, воспитателей и родителей с целью

  • ненавязчивого обучения ребенка технике чтения посредством формирования  интереса к чтению на базе его интеллектуального развития,
  • выработки устойчивой потребности в чтении и умения пользоваться чтением для решения познавательных задач,
  • развития мышления  и других способностей посредством чтения.


Методическое пояснение


Настоящая технология выработки у ребенка навыка буквосложения основана на звуко-буквенном анализе слогов с использованием графических схем, представленных в первой части пособия.

В силу необычности этого процесса (звуко-буквенного анализа слогов) и в результате знакомства дошкольника или младшего школьника со всем звуко-буквенным материалом в ребенке формируется целеустремленность и способность к овладению техникой чтения.     

Такой подход является во-первых, профилактикой грубых ошибок, состоящих в заучивании названий букв, а не звуков (например, ка, а не к, ша, а не ш и т.п.), что впоследствии сильно затрудняет чтение, а, во-вторых, вырабатывает устойчивое позитивное отношение к чтению.    

Благодаря разнообразным иллюстрациям и многочисленным  заданиям, вызывающим детское удивление и интерес, можно подобрать и выстроить индивидуальную систему обучения для любого ребенка.

Оригинальные упражнения являются хорошим подспорьем для развития у ребенка способности к звуко-буквенному анализу слова, повышения скорости мыслительных процессов. Задачи на сложение букв и слогов направлены на расширение объема краткосрочной памяти при чтении и увеличение угла зрительного захвата читаемого текста.

Обучение чтению органически связанно с системой письма. На самых начальных этапах своего развития письмо носит изобразительный характер. Поэтому написание букв предлагается ребенку печатным шрифтом, доступным даже дошкольнику.


Внимание!


На предыдущих занятиях по выработке вводных умений и навыков в соответствии с содержанием обучения первоклассники уже познакомились со звуко-буквами, научились их  копировать, дописывать,  читать, т.е. проговаривать звуки.

В каждом задании предлагаемых уроков приводится дополнительный материал, который может быть дан детям (по их желанию), выполнившим  упражнение раньше положенного времени. Целесообразно всегда под рукой иметь карточки с этим материалом (другие образцы упражнений можно найти в первой части вышеназванного пособия).

В начале урока необходимо поприветствовать детей, выразить радость от встречи с ними и в легкой  непринужденной форме изложить тему урока и цели,  которые должны быть достигнуты к концу урока. Это организационный момент, который длится пару минут.

Как упражнения на концентрацию внимания, которые всегда даются  после организационного момента, так и физкультминутки призваны развивать собранность, внимание, восприятие, память, мышление и другие способности ребенка. Эти упражнения подбираются тщательным образом.

В конце урока необходимо кратко подвести итоги и дать небольшие рекомендации, подбодрить детей, похвалить и поблагодарить их за старание, выразить радость от совместной  деятельности, пожелать успехов (это можно сделать за  пять минут).

Рекомендации по выполнению домашнего задания (если в этом есть необходимость) в первом полугодии даются родителям (с родителями и детьми этот факт обговаривался до начала учебных занятий). Домашнее задание выдается родителю индивидуально по итогам работы ребенка во время урока.

Цели  урока

  1. Развитие внимания, восприятия, памяти и других способностей.
  2. Совершенствование мыслительных процессов.
  3. Формирование навыка буквосложения на основе методики В.Б.Эдигея и усвоение его роли в практической жизни.
  4. Воспитание собранности, воли, терпения, внимательности, наблюдательности, самостоятельности, ответственности за свои действия, коммуникативности и других качеств.

Задачи учителя

  1. Обеспечить доброжелательную творческую обстановку, где дети могут непринужденно и  активно работать.
  2. Создать ситуацию «успеха», где каждый ребенок ощущает поддержку и чувствует себя значимой фигурой.

Роль учителя: быть помощником, старшим другом и советчиком в овладении способами деятельности.

Принципы деятельности: здоровьесберегающий, личностно-возвышающий, сотрудничества, «педагогического оптимизма» и др.

Подходы к организации обучения: личностный, деятельностный, творческий, коллективистский и др.




Тематическое планирование уроков

Предлагаемое занятие рассчитано на 3 урока по 40 минут



№  (п/п) Название темы Кол-во часов
Урок 1 Формирование умения составления слога на основе принципа слогообразования 1 уч.ч
Урок 2  Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога 1 уч.ч
Урок 3 Формирование умения образования слова из двух слогов 1 уч.ч

    

Урок I


Тема "Формирование умения составления слога на основе принципа слогообразования"


План урока


  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти  —   7 мин.
  3. Упражнение  «Допиши и произнеси»  —  5 мин.
  4. Новая тема. Задание 1  —    8 мин.
  5. Физкультминутка   —    5 мин.
  6. Новая тема. Задание 2   —   8 мин.
  7. Подведение итогов и рекомендации  —   5 мин.


Ход урока


1. Организационный момент — 2 мин. (см.введение)

2. Упражнение на развитие концентрации, устойчивости и объема внимания, слуховой и оперативной памяти  —   7 мин.

Детям зачитывается следующее четверостишие:

«Злой кабан сидел на ветке. Пароход ходил по клетке. Соловей точил клыки. Дикобраз давал гудки».

Далее учитель заканчивает: «Здесь приказывают нам все расставить по местам!».

Цель задания состоит не в том, чтобы сразу воспроизвести эти предложения в правильной форме (многим детям это сделать совсем не трудно), а решить конкретную учебную задачу в три этапа.

  1. Ребята по просьбе учителя вспоминают и называют главных участников каждого из четырех событий, слова или словосочетания, стоящие в начале предложений: злой кабан, пароход, соловей, дикобраз.
  2. Далее учитель задает вопросы, называя поочередно эти слова и словосочетания, например: «Что делал злой кабан?» и т.д. Дети дают правильные ответы  (точил клыки и т.д.).
  3. Затем первоклассники поочередно воспроизводят четверостишие в правильной форме (один начинает, другой продолжает).

Подводятся итоги и даются рекомендации.


3. Упражнение «Допиши и произнеси» — 5 мин.


Упражнение «Допиши и произнеси» готовит ребенка к освоению новой темы. Каждому выдается карточка (приводится ниже) и ставится конкретная учебная задача: дописать букво-звуки, глядя на образец и  обязательно негромко их проговаривая  (этому они обучались на предыдущих занятиях).

Цель задания состоит не просто в определении и поиске недостающих элементов графической символики, а в задержке взгляда на слоге, его образном фиксировании и подспудном проговаривании в процессе письма (самого понятия слога у ребенка еще не сформировано и слитно читать  слоги дети еще не умеют).

Элементы букв, предлагаемых для копирования, выстроены в таком порядке, который настраивает мыслительную деятельность ребенка на продуктивное восприятие  и очень эффективно закрепляет знания, приобретенные во время работы с подобными  упражнениями.

Завершение написания будущих слогов, состав которых отработан заданием, даст закрепление достигнутых результатов на уровне долговременной памяти. Задания хороши достаточно длительной, во временном смысле, фиксацией зрения на определенных элементах, необходимой  для качественного анализа и полноценного восприятия.

Для задач этого типа обязателен образец для копирования (т.е. завершенного обыкновенного буквенного сочетания) рядом с недописанным. Поиск же недостающих элементов вносит в процесс познания изюминку головоломки, придавая в некоторой степени игровой характер этому типу задач.

Занимательная педагогика - иллюстрация

Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


4. Новая тема. Задание 1 — 8 мин.


Формирование понятия слога

Каждому ребенку предлагается карточка,  увеличенная копия которой располагается на доске для большей наглядности. Учитель по этой картинке показывает линию, соединяющую слогообразующую букву с основной (принцип слогообразования), дает понятие слога.

Проследив взглядом линию, соединяющую дополнительную и основную буквы, ребенок становится участником слогобразования.

Цель задания — копирование буквенного сочетания-слога.

В этом типе заданий ребенок дублирует написание возможного буквенного сочетания-слога.

Записывая образовавшийся слог, он постигает принцип его образования. Роль ребенка пока пассивна, т.е. выбора у него нет: образовавшийся слог продиктован условием. Но зато это позволит избежать опасных на первых этапах обучения ошибок.
Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


5. Физкультминутка — 5 мин.


Игра «Обманки»
Акцент делается на развитие произвольного внимания и сообразительности

Перед началом игры учитель просит детей занять исходное положение и быть предельно внимательными, чтобы не попасться на обман.

Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы, обязательно глядя на учителя и внимательно слушая его,  правильно выполнить команды.

Учитель быстро показывает действие, одновременно озвучивая его (при этом часто намеренно изображает другое).

Соответствующие словесной команде действия ребенку необходимо быстро воспроизвести, а не соответствующие — изменить.

Цель упражнения — глядя на учителя, но ориентируясь на словесную команду,  выполнить ее быстро и правильно.

Рекомендация! Необходимо следить за тем, чтобы дети не смотрели друг на друга.


6. Новая тема. Задание 2 — 8 мин.


Усвоение принципа слогообразования и формирование понятия слитности букво-звуков

Работа по карточке. Цель задания — копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных.

Степень самостоятельности несравнимо больше. У ребенка создается ощущение самостоятельного слогообразования. Закрепляется понятие о составе слога.

Занимательная педагогика - иллюстрация

Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация

Далее вырабатывается понятие аналогии звука, означающего слог из двух входящих в него букв. Учитель произносит звуки в слогах слитно, пока не объясняя принцип чтения слога. Ребята повторяют за ним, стараясь «прочувствовать» каждый новый звук, формируя понятие слитности букво-звуков.


7. Подведение итогов и рекомендации — 5 мин. (см.введение)




Урок II


Тема "Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога"

План урока


  1. Организационный момент  —  2 мин.
  2. Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти  —  7 мин.
  3. Упражнение на повторение —  5 мин.
  4. Новая тема. Задание 1  —    10 мин.
  5. Физкультминутка   —    5 мин.
  6. Новая тема. Задание 2   —   6 мин.
  7. Подведение итогов и рекомендации  —   5 мин.


Ход урока


1. Организационный момент — 2 мин. (см.введение)

2. Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти — 7 мин.


Детям заранее раздаются листы с таблицей 5х3 и карандаши красного, зеленого и черного цветов.  


















На доске расположена таблица, где буква А представлена красным цветом, буква М — зеленым, а буква Т — черным.


M
T

M

T

A

M

A

T


Учитель обращает внимание первоклассников на их таблицы, затем на  доску, где располагается такая же таблица, как и у них, только увеличенная и заполненная разноцветными  буквами.

Далее учитель излагает цель задания: по его команде расположить эти буквы в своих таблицах в том же порядке и окрасить в тот же цвет.


Техника выполнения задания:

  1. Сначала дети вместе с учителем читают букво-звуки, изображенные  на картинке.
  2. Учитель просит ребят внимательно посмотреть на буквы, запомнить их расположение и цвет. Напоминает, что карандаши можно  брать только по его команде.
  3. На запоминание отводится одна минута.
  4. Затем картинка закрывается или убирается и дается команда приступить к выполнению задания.

Рекомендация! Пока не стоит рассказывать детям о рациональных способах запоминания и показывать им специальны приемы.


3. Упражнение  на повторение — 5 мин.


Работа по карточке.  Цель задания — составить слоги и проговорить получившиеся буквосочетания.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


4. Новая тема. Задание 1 — 10 мин.


Формирование умения чтения слога на основе принципа чтения слога

Работа по карточке. Цель задания — составление и чтение слога при наличии одной из составляющих.

Углубляется понятие состава слога. Кроме того, начинает формироваться зависимость образованного слога от места положения основной буквы.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация

Далее ребятам показывается принцип чтения слога (буква, стоящая на письме на первом месте, должна читаться в первую очередь, слитность звуков и т.д). Вместе с учителем ребята по своим заполненным карточкам читают слоги.

Очень важно научить детей делать акцент на зависимости звучания слога от места положения составляющих его букво-звуков. Научившись сливать буквы в слоги, дети часто с трудом избегают одинакового прочтения слогов типа -АВ- — -ВА-; -УР- — -РУ- и т.п. вследствие отсутствия дифференциального подхода к слогам этого типа.

Этих ошибок можно избежать с помощью многих упражнений, одно из которых заключается в перестановке карточек с буквами, например, Р и У. Учитель на доске (с помощья магнитиков) соединяет и перекладывает карточки так, чтобы получились слоги РУ и УР.

Целесообразно это упражнение постепенно проделать со всеми гласными и согласными.
Рекомендация! Стоит следить за тем, чтобы у детей постоянно присутствовало внутреннее прочтение слогов.

5. Физкультминутка — 5 мин.


Игра «Посмотри и запомни»

Акцент делается на развитие внимания и зрительной  памяти

Перед началом игры учитель просит детей занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а затем их повторить.    

Учитель медленно показывает несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), при этом четко их считая. Ребята внимательно смотрят и запоминают.     

Цель упражнения — по команде учителя воспроизвести его действия.

Например: учитель говорит «раз» и делает шаг в сторону, командует «два» и прогибается назад, «три» - и занимает исходное положение, «четыре» - руки вперед  и т.д.      

Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята  повторяют эти упражнения (запрещается смотреть друг на друга).


6. Новая тема. Задание 2 — 6 мин.


Самостоятельное слогообразование

Работа по карточке. Цель задания — составление слога без составляющих и его прочтение.

Окончательный вариант цикла заданий на слогообразование. Ребенку даны составляющие и полная свобода действий. Слог образуется и записывается самостоятельно.

Поисковая деятельность данного цикла задач невелика, но задания носят формирующий характер.

Чтение каждого слога производится сначала самостоятельно, а затем вместе с учителем.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация

Рекомендация! В свободное время (в классе, дома) необходимо решить все задачи этих циклов (составления слогов с каждой буквой алфавита) с обязательным прочтением слогов, чтобы ребенок четко усвоил принцип слогообразования и чтения слога. Тогда он получит возможность укрепиться в успешности своих операций со слогами.

7. Подведение итогов и рекомендации — 5 мин. (см.введение)



Урок III


Тема "Формирование умения образования слова из двух слогов"

План урока


  1. Организационный момент  —  2 мин.
  2. Упражнение на выработку умения дифференцировать слоги  —  7 мин.
  3. Упражнение на повторение  —  5 мин.
  4. Новая тема. Задание 1  —    8 мин.
  5. Физкультминутка   —    5 мин.
  6. Новая тема. Задание 2   —   8 мин.
  7. Подведение итогов и рекомендации  —   5 мин.


Ход урока


1.  Организационный момент  —  2 мин. (см.введение)

2. Упражнение на выработку умения дифференцировать слоги — 7 мин.

Это задание аналогично заданию предыдущего урока, только более сложное.


Как уже отмечалось ранее,  дети часто одинаково прочитывают слоги типа -АВ- — -ВА-; -УР- — -РУ-  и т.п. Это упражнение призвано помочь первоклассникам избежать подобных ошибок.

Детям также заранее раздаются листы с таблицей 5х3 (можно любой другой) и по одному  карандашу (любого цвета).


















На доске расположена таблица с буквосочетаниями (слогами) одного цвета.


АФ
МО

ОВ
МА
БЕ

ЕВ

МО

ВО
АМ
ХА


Таблица от детей пока закрыта. У учителя в руках четыре карточки с буквами, например, Р и У, Е и Н  (об этом упражнении говорилось в задании 4 предыдущего урока).

В течение 30 секунд необходимо повторить это упражнение, затем всем вместе  обязательно  правильно прочитать слоги.

После этого обратить внимание первоклассников на  доску, где располагается такая же таблица, как и у них, только увеличенная и заполненная  буквосочетаниями (слогами).

Далее учитель излагает цель задания: в свои таблицы по его команде в том же расположении поместить только те буквосочетания (слоги), которые похожи на  УР - РУ, НЕ — ЕН.


Техника выполнения задания:

  1. Учитель просит ребят внимательно посмотреть на слоги, выделить только нужные и запомнить их расположение. Напоминает, что карандаши можно  брать только по его команде.
  2. На запоминание отводится одна минута.
  3. Затем картинка закрывается или убирается и дается команда приступить к выполнению задания.


3. Упражнение на повторение — 5 мин.


Работа по карточке.  Цель задания — составить и прочитать слоги.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


4. Новая тема. Задание 1 — 8 мин.


Формирование представления об образовании слова из двух слогов

Работа на карточке.  Цель задания — сложение открытых слогов с внутренним прочтением.

Задачи на слогосложение - следующий после слогосоставляющих заданий этап обучения чтению. Цикл заданий этого типа направлен на усвоение детьми принципа образования слова из слогов.

Главное - навык сложения из слогов слов.

Использование математического знака «+» должно означать аналогию только с соединением, со сложением, но не с математическими законами вообще.

Наличие перед глазами ребенка правой и левой половины равенства дадут наибольший уровень результативности. При решении заданий этого типа рост результативности должен достигаться не за счет усложнения характера задания, а только посредством количественного опыта.

Занимательная педагогика - иллюстрация
Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


5. Физкультминутка — 5 мин.


Игра «Послушай и запомни»

Акцент делается на развитие внимания и слуховой памяти

Перед началом игры учитель просит ребят занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а затем их повторить.

Учитель медленно, четко считая: раз, два, три и т.д., называет несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), которые детям предстоит выполнить. Ребята внимательно слушают и запоминают.

Цель упражнения — воспроизвести в  своих действиях устные команды учителя. Например, учитель говорит: на счет «раз» -  наклон вперед, на счет «два» - исходное положение, на счет «три» - шаг вперед с правой ноги,  на счет «четыре» -  исходное положение и т.д.

Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята  повторяют эти команды (запрещается смотреть друг на друга).


6. Новая тема. Задание 2 — 8 мин.


Усвоение принципа образования слова из двух слогов

Работа по карточке. Цель задания  — сложение закрытых и открытых слогов с внутренним проговариванием.

В связи с появлением в составе слова закрытого слога данный тип задач приобретает качественно новый характер. Значение этих заданий — в раскрепощении мышц произношения.

Часто причиной затруднения чтения бывает фонетическая специфика слова.

Этот цикл заданий направлен на тренинг внутреннего проговаривания и сглаживание затруднений при чтении, вызванных звуковой спецификой слова.

Очень важен здесь индивидуальный подход и подбор упражнений. В процессе решения предлагаемых заданий необходимо дифференциальное определение затруднений, возникающих у детей.

Рекомендация! Не стоит на данном этапе предлагать детям сложение закрытых слогов во избежание закрепления ошибок при прочтении.

Занимательная педагогика - иллюстрация
Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал (для одаренных)

Занимательная педагогика - иллюстрация


7. Подведение итогов и рекомендации — 5 мин. (см. введение)

Тэги: В поддержку чтения, Подготовка к школе

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100