Главная страница Бесценная копилка Самообразование и личностное самоопределение - 9

Самообразование и личностное самоопределение - 9

Развитие логического мышления
Продолжение. В этой статье представлена технология развития у школьников логического мышления и формирования общелогических знаний и умений, реализующая содержание раздела №5 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.


РАЗДЕЛ V. Развитие логического мышления. Формирование общелогических знаний и умений.


Тема №22. Предмет, задачи, место и значение логики как науки.

Науки, изучающие мышление. Различные аспекты мышления. Существенные различия в подходах к анализу мышления.  Логика как наука, изучающая законы, методы и формы осуществления мыслительно-познавательной деятельности. Предмет логики как исторически сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результатов познания. Задачи логики как науки.

Термин «логика» и его три основные значения.  Логика как всякая необходимая закономерность во взаимосвязи объективных явлений (например, логика вещей). Логика как закономерность в связях и в развитии мыслей (например, логика рассуждения). Логика как философская наука (определенная система знаний, рассматривающая логику мышления).

Разделы логики: формальная логика (наука, изучающая законы, принципы и формы правильного мышления), логическая семиотика (общая теория исследования языка как средства познания), методология (учение об общенаучных методах и приемах познания).
Формальная правильность мысли. Правильное мышление как предмет изучения формальной логики. Правильное мышление как мышление последовательное, непротиворечивое, определенное, обоснованное, т.е. мышление, осуществляющееся по законам и принципам формальной логики. Правильное мышление как жизненная необходимость каждого человека, как жизненная позиция, как профилактика стрессов в результате непродуманности последствий каких-либо действий или событий.

Способность мыслить логически как способность: ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; подчиняться законам логики, строить свою деятельность в соответствии с ними; производить логические операции, осознанно их аргументируя; строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок, ответственно относиться к высказываниям и т.п.

Понятие логической формы и логического содержания мысли. Требования и нормы, предъявляемые к мыслительным процедурам. Понятие истинности как центральное понятие логики. Анализ понятия истинности как предмет логики.  Описательный и нормативный (предписывающий) характер логики.

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Логика как теория рассуждений. Логика как одна из древнейших наук. Понятийная логика. Основные этапы развития логики. Современная логика и критическое мышление.

Диалектическая логика и диалектическое мышление. Предмет, задачи, значение  диалектической логики, ее место в жизни и познании. Диалектическое мышление, условия и критерии его проявления. Способы развития диалектического мышления. Соотношение формальной и диалектической логик.

Эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое мышление как мышление, базирующееся на правилах формальной логики. Теоретическое мышление как мышление, базирующееся на законах диалектической логики.

Роль логики в совершенствовании культуры мышления. Логика как рациональная основа процесса обучения. Логика как пропедевтика всех учебных дисциплин, как «начало начал», как «основа основ». Роль логики в познании, обучении и  самообразовании. Теоретическое и практическое значение логики в жизни, науке и технике.
Диагностика степени сформированности логического мышления.

Тема №23. Понятие и логические операции с понятиями.

Понятие предмета в логике. Предмет мысли. Способы мысленного выделения предметов. Возможные характеристики предметов. Соотношение понятий: свойство, отношение, признак. Простые и сложные признаки.

Понятие как форма мышления, в которой отражены существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Объем и содержание понятия как основные логические характеристики понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Языковые формы выражения понятий. Общая характеристика понятия. Виды понятий: общие, единичные и пустые; конкретные и абстрактные; относительные и безотносительные; положительные и отрицательные; собирательные и несобирательные. Сравнимые понятия (совместимые и несовместимые) и несравнимые понятия. Понятие как результат сложной мыслительной деятельности.  Приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, познавательное обобщение. Виды абстрагирования. Виды обобщения: познавательное и логическое (поиск ближайшего родового понятия).

Операции с понятиями как способы познания. Обобщение и ограничение понятий как логические операции с понятиями. Обобщение как переход от видового понятия к родовому.  Ограничение как переход от родового понятия к видовому.  Их роль в формировании научных понятий и в обучении.

Круги Эйлера. Отношения между понятиями. Отношения между совместимыми понятиями: отношения подчинения (вид-род), тождественности и пересечения. Отношения между несовместимыми понятиями: отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Связь между понятиями «часть – целое». Нахождение целого по его части и части по целому. Конкретизация понятия как установление всех возможных отношений и связей объекта, как рассмотрение его конкретных признаков.

Деление и его разновидность классификация как логические операции с понятиями, как способы познания. Деление понятия. Виды деления: деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Правила деления понятий и возможные ошибки в делении. Классы. Элемент класса.  Классификация как многоступенчатое разветвленное деление логического объема понятия. Основание классификации. Классификация по существенным признакам (естественная) и несущественным признакам (вспомогательная). Использование естественных классификаций в науке и обучении.

Определение понятия (дефиниция) как логическая операция. Виды определения. Явное (определение через род и видовое отличие, генетическое определение) и неявное определение. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Приемы, сходные с определением понятия: описание, характеристика и т.п. Роль определения понятия в познании и науке, в усвоении информации, в обучении и самообразовании.
Способы совершенствования логических операций с понятиями.

Тема №24.  Суждение и логические операции с суждениями.

Суждение как форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности или об их признаках, взаимосвязях и т.д. Суждение как некоторый результат познания.  Общая характеристика суждения. Суждение и утверждение. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения.

Простое суждение и его логическая структура: субъект, предикат, связка, кванторное слово. Виды простого суждения: атрибутивное, суждение с отношениями, суждение существования. Категорические суждения и их деление по количеству и качеству. Объединенная классификация категорических суждений.  Распределенность терминов в категорических суждениях. Выделяющие и исключающие суждения. Истинность и ложность простых суждений.

Сравнимые и несравнимые суждения. Совместимые и несовместимые суждения. Отношения между совместимыми суждениями: эквивалентность, логическое подчинение, частичное совпадение. Отношения между несовместимыми суждениями: отношения противоположности и отношения противоречия. Установление отношений между суждениями по значениям истинности с помощью «логического квадрата».

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Таблицы истинности сложных суждений. Понятие тождественно истинной формулы. Условия истинности сложных суждений.

Неопределенные суждения. Суждения с «двойным смыслом». Модальные суждения. Деление суждений по модальности: суждения действительности, суждения возможности, суждения необходимости.

Роль суждения в познании, в обучении и самообразовании. Способы развития умений оперировать  суждениями, определять простые суждения на истинность, устанавливать отношения между простыми суждениями.

Тема №25. Законы логики  и принципы правильного мышления.

Логическая форма и логическое содержание мысли. Понятие логического закона. Логический закон как необходимая связь между мыслями. Логический закон как выражение, содержащее только логические константы и переменные величины и являющееся истинным в любой предметной области.  Законы логики. Основные характеристики (принципы) правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность (обоснованность).

Основные законы логики: закон тождества, закон запрета противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.  Понятие неопределенности. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии неопределенности в познании. Некоторые законы логики, использующиеся в жизни и обучении.

Усвоение законов логики и принципов правильного мышления как средство избавления личности от ее склонности к поспешным выводам, к безответственному отношению к своим словам и поступкам, к противоречивости в суждениях и действиях, к необоснованным заявлениям, к неграмотному разрешению противоречий, проблемных ситуаций и др. Использование логических законов и принципов правильного мышления в жизни и обучении.

Последствия несоблюдения принципов правильного мышления и нарушения законов логики. Логические ошибки в рассуждениях. Софизмы и паралогизмы. Математические софизмы. Парадоксы и парадоксальные ситуации. Некоторые рекомендации к своевременному распознаванию разных форм и видов логических ошибок. Способы профилактики логических ошибок.

Роль законов логики и принципов правильного мышления в общении, в процессе становления личности.  Способы развития правильного мышления.

Тема №26. Умозаключение, его роль в познании и обучении.

Умозаключение (вывод) как форма мышления, как результат познания.  Умозаключение как процесс и результат мышления. Общее понятие умозаключения. Структура умозаключения: посылки, заключение, вывод (логическая связь между посылками и заключением). Умозаключение интуитивного и формально-логического характера. Построение умозаключений.

Понятие логического следования. Правильные и неправильные умозаключения. Дедуктивное и индуктивное отношение логического следования. Демонстративные (достоверные) и правдоподобные (проблематичные) умозаключения. Виды умозаключения: дедуктивное и недедуктивное.   Недедуктивное умозаключение – индуктивное и по аналогии.

Достоверный вывод (дедуктивное умозаключение) как теоретический способ познания. Виды дедуктивного умозаключения. Виды непосредственного дедуктивного умозаключения: вывод по «логическому квадрату», обращение, превращение, противопоставление субъекту, противопоставление предикату.

Категорические силлогизмы. Простой категорический силлогизм:  состав, термины, фигуры, общие правила и правила фигур, модусы, средства проверки правильности умозаключения (с помощью круговых схем категорических суждений). Значение простого категорического силлогизма. Сокращенный категорический силлогизм. Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

Условные умозаключения. Условно-категорический силлогизм и его виды. Условно-разделительные умозаключения. Дилемма, ее виды и значение.

Правдоподобные выводы (аналогия, индукция) как переходные формы от эмпирического к теоретическому познанию. Понятие индуктивного следования. Индуктивное умозаключение, его виды и характеристика. Вероятностность индуктивных умозаключений.  Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная индукции. Индукция как способ получения общего знания, как способ познания.  Индукция как способ мышления.

Умозаключение по аналогии как разновидность индуктивного умозаключения. Виды умозаключения по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Функции аналогии: гносеологическая, эвристическая, объясняющая, доказательная. Аналогия как способ познания.

Использование дедукции, индукции, аналогий в познании, обучении и самообразовании. Способы развития способности строить умозаключения.

Тема №27.  Логические основы теории аргументации.

Истинность утверждения Способы установления и обоснования истины утверждения или теории. Доказательность и убедительность в рассуждении. Психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Аргументация как логический фактор убеждающего воздействия. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации: подтверждение, доказательство, критика тезиса и опровержение.

Частичное и полное обоснование утверждения. Подтверждение как частичное обоснование утверждения об истинности какого-либо высказывания. Доказательство как полное обоснование утверждения об истинности какого-либо высказывания. Задача доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументация, форма доказательства (демонстрация). Виды доказательств по характеру тезиса и по форме. Понятие прямого доказательства. Непрямое (косвенное) доказательство и его разновидности: доказательство «от противного», разделительное доказательство  (методом исключения) и др.

Роль доказательств в учебных курсах. Правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису, и ошибки относительно доказываемого тезиса. Правила по отношению к аргументам и ошибки в аргументах доказательства. Правила, относящиеся к форме обоснования тезиса, и ошибки в форме доказательства.

Критика тезиса как частичное обоснование утверждения о ложности какого-либо высказывания. Опровержение как полное обоснование утверждения о ложности какого-либо высказывания. Структура опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации. Логические ошибки, встречающиеся в опровержениях.  Логические требования к научной критике.

Спор как разновидность аргументации.  Виды спора: дискуссия, полемика, эклектика и софистика. Корректные и некорректные аргументы (доводы). Стратегия и тактика спора. Научный спор как форма познавательной деятельности. Дискуссия как форма коллективного научного поиска. Роль доказательства в дискуссии.  Правила ведения дискуссии.  Приемы и уловки, применяемые в споре. Их виды и  способы нейтрализации.

Роль аргументации в общении, обучении и самообразовании. Способы развития способности к аргументации.

Содержание практических занятий (16ч)


Тема №23.  Понятие и логические операции с понятиями (4ч).

Упражнения на формирование умений:
выделять признаки и существенные признаки понятия; различать понятия: «признак», «свойство», «отношение»; определять виды, содержание и объем понятия: сравнивать содержания понятий, их объемы; образовывать, обобщать и ограничивать понятия; находить ближайшее родовое понятие; различать сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые; устанавливать отношения по объему между совместимыми понятиями, между несовместимыми понятиями с помощью кругов Эйлера; применять схемы отношений понятий в обучении.

Тренинги совершенствования операций мышления.

Упражнения на формирование умений:
конкретизировать понятие, делить понятие по определенному признаку; классифицировать понятие и выделять основание классификации; выявлять возможные ошибки при делении и классификации; относить определение понятия к соответствующему виду; определять понятие; выявлять возможные ошибки в определении; использовать правила деления и определения понятий в обучении.

Тема №24.  Суждение и логические операции с суждениями (4ч).

Упражнения на формирование умений:
определять виды суждений; отличать простые истинные суждения от ложных; распознавать неопределенные суждения, суждения с «двойным смыслом», модальные суждения; выявлять логическую структуру суждения; развернуто обосновывать суждение; делить категорические суждения по количеству и качеству, распределять термины; применять эти знания на практике.

Тренинги формирования умений определять простое суждение на истинность.

Упражнения на формирование умений:
устанавливать отношения между совместимыми категорическими суждениями,  между несовместимыми категорическими суждениями с помощью «логического квадрата»; образовывать сложные суждения из простых с помощью логических связок; определять истинность сложных суждений с помощью таблиц истинности; применять эти знания на практике.

Тема №25.  Законы логики и принципы правильного мышления (2ч).

Упражнения на формирование умений:
формировать мысль и грамотно выражать ее в ясной отчетливой форме; последовательно, непротиворечиво, определенно обоснованно рассуждать; распознавать логические ошибки в своих и чужих рассуждениях; выявлять нарушение законов логики; решать софизмы и паралогизмы; распознавать парадоксы; практически использовать законы логики и принципы мышления.

Тема №26.  Умозаключение, его роль в познании и обучении (2ч).

Упражнения на формирование умений:
определять виды и правильность дедуктивных и индуктивных умозаключений,  умозаключений по аналогии; выводить следствие из категорических суждений посредством их преобразования; определять виды, структуру, термины, фигуры  простого категорического силлогизма; выявлять причину появления ложного заключения из истинных посылок; грамотно строить дедуктивные и недедуктивные умозаключения; использовать дедукции, индукции, аналогии в обучении.

Тема №27.  Логические основы теории аргументации (4ч).

Упражнения на формирование умений:
устанавливать и обосновывать истину утверждения; определять структуру доказательства; распознавать и применять на практике прямое и косвенное доказательства; определять структуру опровержения; выявлять логические ошибки в доказательствах и опровержениях; грамотно строить вопросы и ответы.

Тренинги развития последовательного, непротиворечивого, определенного, обоснованного мышления.

Упражнения на формирование умений:
различать виды спора, корректные и некорректные аргументы; вовремя распознавать логические уловки в спорах и применять способы их нейтрализации; использовать правила и приемы аргументации в жизни и обучении.

Список литературы с упражнениями к практическим занятиям для учителя
  • Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для вузов. М., 2001.
  • Гетманова А.Д.Логика. М., 2000.
  • Гетманова А.Д.Логика. Словарь и задачник. М., 1998.
  • Жалдак Н.Н. Составление заданий для целенаправленного формирования логичности мышления. Белгород, 2002.
  • Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.
  • Ивин А.А. Элементарная логика. М., 1994.
  • Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1998.
  • Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М., 1996.
  • Кэрролл Л. История с узелками. М., 1973.
  • Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
  • Мельников В.Н. Логические задачи. Киев, Одесса, 1989.
  • Основные законы и формы мышления. Логический практикум / Под ред. М.Ю. Казаринова. Спб., 1997.
  • Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
  • Сарычев Е.В. Современная логика и основы речевого общения. Учебное пособие для студентов всех специальностей. М., 1995.
  • Сборник упражнений по логике.  Минск, 1990.
  • Семенов В.М. Парадоксы нашей жизни. М., 2005.
  • Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике. Спб., 1995.
  • Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.
  • Яшин Б.Л. Логика. Вопросы и ответы для подготовки к экзаменам.  М., 2004.
  • Яшин Б.Л. Логика. Учебник. М., 2004.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
  • Какой смысл я вкладываю в понятия «логическое мышление»,  «правильное мышление».
  • Согласен ли я с мнением, что правильное мышление – жизненная необходимость каждого человека, его жизненная позиция, профилактика стрессов (в результате непродуманности последствий каких-либо действий или событий).
  • Достаточно ли высок мой уровень развития логического мышления.
  • Умею ли я выделять сущностные характеристики предмета, явления, строить умозаключения по законам логики.
  • Соотношение понятий «формальная логика» и «диалектическая логика».
  • С какими диалектическими противоречиями я сталкиваюсь в обучении, повседневной жизни.
  • Могу ли я проследить и объяснить весь «логический путь» формирования понятия на конкретном примере «стул».
  • Как я понимаю тезис: логика как рациональная основа процесса обучения.
  • Помогают ли мне схемы отношений между понятиями в форме кругов Эйлера понять и усвоить  учебный материал (и не только учебный).
  • Влияние знания принципов логического мышления, законов логики на усвоение информации, в частности, учебной, на процесс учения, самообразования, решение сложных проблемных ситуаций.
  • Умею ли я достойно вести себя в споре, активно слушать, вникать в суть тезиса, аргументировано рассуждать, быть убедительным, анализирую ли я свои победы, неудачи, поражения в споре.
  • Как я поступаю в ситуации, когда опровергают мои доводы.
  • Влияют ли законы и принципы правильного мышления на конструктивность общения, на развитие умений профилактики и достойного разрешения конфликтных ситуаций.
  • Часто ли я оказываюсь в «двойственных», парадоксальных ситуациях.
  • Мои рекомендации по развитию (формированию) логического мышления.

Темы рефератов
  • Логика как пропедевтика всех учебных дисциплин,
  • Актуальные проблемы современной формальной логики.
  • Разнообразие подходов к изучению мышления. Науки, изучающие мышление.
  • Основные этапы развития формальной логики. Понятийная логика.
  • Связь логики с риторикой (ораторским искусством).
  • Использование определений и делений понятий в школьных учебниках и учебных пособиях по разным дисциплинам.
  • Оценочное высказывание, его виды, логическая структура и значение.
  • Сравнительный анализ способов выражения структуры сложных суждений в учебниках по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам.
  • Специфика действия логического закона исключенного третьего.
  • Дедуктивные умозаключения и их роль в обучении.
  • Индуктивные умозаключения и их роль в обучении.
  • Умозаключение по аналогии. Виды аналогий, используемых в обучении.
  • Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
  • Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
  • Постановка вопросов и значение четкой формулировки вопросов в обучении.
  • Построение ответа и значение развернутой формулировки ответа в обучении.
  • Роль дискуссии и полемики как форм диалога в обучении.
  • Логические уловки в спорах и способы их нейтрализации.
  • Приемы и методы формирования логического мышления.
  • Роль логики в обучении и самообразовании.

Литература для учащихся
  • Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2003.
  • Бойко А.П. Логика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М., 1994.
  • Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев М., 1996,
  • Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. М., 1998.
  • Гетманова А.Д.Логика. Словарь и задачник. М., 1998.
  • Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. М., 1996.
  • Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. М., 1998.
  • Кузина Е.Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснением способов решения. М., 1996.
  • Кэрролл Л. Логическая игра. М., 1991.
  • Логика. Логические основы общения / В.Ф. Берков и др. М., 1994.
  • Меськов В.С., Карпинская О. Ю. и др. Логика. Наука и искусство. М., 1993.
  • Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. СПб.,  1995.
  • Николаев И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики. Учебное пособие по курсу «Логика». СПб.,  1998.
  • Николаев И.В. Логика (дедуктивная, индуктивная, диалектическая).                 СПб.,  2001.
  • Новиков А.Г. Логика в социальных парадоксах.  Якутск, 1993.
  • Основные законы и формы мышления. Логический практикум / под ред. М.Ю. Казаринова. Спб., 1997.
  • Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.
  • Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996.
  • Петров Ю.А. Азбука логического мышления. М., 1991.
  • Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. М.,  2002.
  • Рассуждая логически... / Сост. А.Ю. Котова. М.,  2001.
  • Светлов В.А. Практическая логика. Как следует мыслить. Как следует убедительно говорить и писать. Как следует принимать эффективные  решения. Как следует общаться и разрешать конфликты. О чем рассказывают нам сказки и мифы.  СПб., 1995.
  • Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100