Главная страница Бесценная копилка Самообразование и личностное самоопределение - 7

Самообразование и личностное самоопределение - 7

Самообразование и личностное самоопределение - часть 7
Продолжение. В этой статье представлена технология развития познавательных и творческих способностей школьников, совершенствования учебно-познавательных знаний и умений, реализующая содержание раздела №3 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.

РАЗДЕЛ III.  Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование учебно-познавательных знаний и умений

Тема №10. Способности, интеллект, познавательные процессы и способности; их роль в жизни, обучении, самообразовании и самоопределении. Диагностика степени сформированности познавательных и творческих способностей, учебно-познавательных умений.

Психика как единый процесс отражения в коре головного мозга воздействия предметов и явлений реального мира. Активное отражение действительности как важнейшее свойство человеческого мозга. Психика и сознание. Человек как носитель сознания. Рефлексия как деятельность направленного на себя сознания, как способность сознания к самоосмыслению.

Способности как психическое свойство личности. Задатки и способности. Виды способностей. Способности как качества личности, обеспечивающие успешность ее деятельности.  Способности как индивидуальные особенности личности. Индивидуальность способностей (зритель-слушатель, гуманитарий-технарь, теоретик-практик, «сова»-«жаворонок» и др.). Рекомендации по возможной коррекции некоторых  индивидуальных особенностей личности (по развитию речи, внимательности, наблюдательности, усидчивости и др.).  Роль индивидуальности в жизни и учении. Условия и способы развития способностей.

Интеллект как психическое свойство личности, позволяющее ей рационально функционировать в окружающем мире. Основные структуры интеллекта и способы их развития. Связь интеллекта с обучаемостью. Интеллект как основа  успешности в обучении, самообразовании и саморазвитии.

Работа интеллекта как гарантия личной свободы, самодостаточности и индивидуальности личности, как условие объективной оценки и анализа происходящего, противодействия манипуляциям.  Основные компоненты умственного развития личности: знаниевый (система усвоенных знаний) и процессуальный (способы и приемы умственной деятельности).

Скорость протекания умственных действий как показатель успешности в любых интеллектуальных действиях. Показатели уровня интеллектуального развития  личности: умение эффективно воспринимать информацию, умение перерабатывать информацию, умение применять разные способы кодирования информации. Скорость переработки информации и способность переносить усвоенные способы действий, умения и навыки в измененную ситуацию как одни  из основных показателей интеллектуально развитой личности.  Принципы развития интеллекта. Стремление получать как можно больше информации как основной принцип развития интеллекта. Методы развития интеллекта.

Интеллектуальные способности и их виды. Критерии оценки интеллектуальных способностей. Критерии интеллектуальной зрелости личности. Объективное представление о собственных индивидуальных интеллектуальных качествах (особенностях собственных познавательных способностей, эмоционально-волевых качеств, умственных действий и т.п.) как важнейший критерий интеллектуальной зрелости личности.

Некоторые критерии интеллектуальной зрелости личности: умение эффективно использовать свои познавательные способности; умения выбирать различные приемы и способы умственной деятельности для достижения поставленных целей, решения проблемных ситуаций; умения оценивать свои результаты познания и при необходимости корректировать свою познавательную деятельность; готовность использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта (приемы интеллектуальной самонастройки).

Развитие интеллекта как условие эффективности учебно-познавательной деятельности учащегося. Возможные причины недостаточного уровня интеллектуального развития обучающихся. Условия и способы развития интеллекта.

Сущность и виды психических процессов. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь.  Эмоционально-волевые психические процессы. Взаимосвязь познавательных и эмоционально-волевых процессов. Рациональная организация познавательных процессов. Познавательные процессы и познавательные способности.

Познавательные способности как разновидность интеллектуальных способностей. Развитие познавательных способностей как основа формирования рациональных приемов умственного труда, общеучебных умений. Условия и способы развития познавательных способностей.

Роль интеллектуальных способностей, в частности, познавательных в жизни, обучении, самообразовании, процессе становления личности.


Тема №11. Внимание и способы самоорганизации внимания.


Внимание как познавательный процесс. Внимание как избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой- либо деятельности (сущность внимания). Условия возникновения внимания. Объекты внимания. Отношение к объекту познания.

Внимание как необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека. Функции внимания.  Анализ огромного потока информации как основная функция внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение и объем. Внимательность как качество личности.

Роль эмоций, настроя и установок в развитии способности быть внимательным. Мотивация как важная характеристика внимания.  Интерес как эффективный и мощный побудитель внимания. Факторы возникновения интереса: оптимальное соотношение известного и неизвестного, старого и нового и др.

Связь внимания с психическими процессами, с нравственной культурой личности и ее свойствами. Друзья и враги внимания. «Избалованное» внимание. Рассеянность как поверхностное, «скользящее» внимание. Рекомендации по преодолению рассеянности. Целевая направленность деятельности, организация деятельности и внимание. Самоорганизация личности и внимание.

Изучение особенностей своего внимания как основной способ управления вниманием.  Учет особенностей своего внимания при планировании и организации деятельности. Особенности внимания старшеклассников.

Внимание как условие эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся. Условия, необходимые для длительного поддержания внимания. Способы усиления внимания в процессе любых видов учебной работы. Факторы ослабления внимания.  Рекомендации по выработке умения сосредоточиться. Правила самоорганизации внимания. Роль внимания в познании, обучении и самообразовании. Условия и способы развития внимания.


Тема №12. Восприятие и способы осмысленного восприятия.

Восприятие как познавательный процесс. Сущность восприятия.  Восприятие как основа познавательной деятельности, как процесс приема и переработки информации. Ощущение как исходный чувственный образ в познавательной деятельности.  Ощущение и восприятие как источники познания. Зависимость ощущения и восприятия от опыта человека.  Виды восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое).

Свойства восприятия: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность. Объем, быстрота, точность, полнота, надежность восприятия – показатели уровня развития способностей восприятия.  Восприятие величины, формы и цвета предметов. Восприятие времени, пространства и движения.  Учет основных закономерностей восприятия пространства. Иллюзии зрения, их роль в жизни, обучении.

Выделение предмета из общего фона окружающей действительности как необходимое условие восприятия. Наблюдение как высшая стадия развития восприятия.  Наблюдение как метод познания. Наблюдение как единство восприятия и мышления. Наблюдательность как качество личности. Связь восприятия с психическими процессами, нравственной культурой личности.

Друзья и враги восприятия. Установка как важный регулятор восприятия, как готовность к восприятию нужного материала. Положительная и отрицательная роли установки. Мотивация как важная характеристика восприятия. Роль интереса в восприятии. Изучение особенностей своего восприятия как основной способ управления восприятием.  Учет особенностей своего восприятия при планировании и организации деятельности. Связь восприятия со свойствами личности учащегося. Особенности восприятия старшеклассников.

Восприятие как необходимое условие успешного осуществления любой деятельности человека, в том числе учебной. Роль восприятия в процессе усвоения.

Роль общения и совместной деятельности при восприятии учебного материала. Роль мышления в восприятии. Правила осмысленного восприятия и основные  принципы рационального восприятия информации. Факторы повышения эффективности восприятия. Роль восприятия в познании, обучении и самообразовании. Условия и способы развития восприятия.


Тема №13.  Представление и воображение.

Представление как познавательный процесс, как звено диалектического перехода от чувственного уровня познания к рациональному и обратно. Понятие образа. Наглядность образа. Представление как вторичный образ (образ без наглядной основы), как процесс отражения окружающей действительности в форме наглядных образов. Субъективность вторичных образов. Представление как промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением, как основа формирования понятий, основа всякого знания. Особенности пространственных представлений. Связь представления с другими психическими процессами.  Связь представления с опытом человека и качествами личности.

Воображение как процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Воображение как процесс формирования представления о предметах, с которыми отсутствовал чувственный контакт. Чувственный опыт и имеющиеся знания как основа воображения. Образ как основная оперативная единица воображения. Оперирование образами.

Виды воображения. Произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное) воображение.  Воссоздающее воображение (создание образа предмета по его описанию) и творческое воображение (создание новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом). Эмоциональное, образное и словесно-логическое воображение.

Функции воображения. Формы выражения воображения. Индивидуально-типологические особенности воображения. Мотивация и воображение. Образы представления и воображения как средство осуществления процесса регуляции деятельности и поведения человека. Воображение и эмоции. Связь воображения с восприятием, памятью, мышлением, со свойствами личности и опытом человека. Учет особенностей своего воображения при планировании и организации деятельности.  Роль воображения в познании, обучении.

Индивидуальные и возрастные особенности представления и воображения. Роль представления и воображения в творчестве. Приемы организации представления и воображения и применение их на практике. Их роль в процессе запоминания и усвоения информации, обучении. Значение представления и воображения для самообразования. Факторы, препятствующие проявлению воображения. Условия и способы развития представления и воображения.


Тема №14.  Память, способы смыслового запоминания, законы памяти, правила сохранения знаний и воспроизведения.

Память как познавательный процесс. Память как основное свойство личности. Память как условие формирования представлений. Роль памяти в познании. Хорошо развитая память как необходимое условие успешного усвоения информации, осуществления любой практической деятельности человека.

Виды памяти. Произвольная и непроизвольная память. Механическая и смысловая. Кратковременная и долговременная. Двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая. Оперативная память.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание как один из этапов процесса усвоения.

Свойства памяти: объем, прочность, точность, организованность. Осмысленность, избирательность, точность, полнота запоминания и воспроизведения материала как основные показатели уровня развития памяти.

Мнемические операции как способы эффективного запоминания информации. Некоторые мнемические операции: ориентировка в материале, группировка материала, выделение опорных пунктов, установление связей и отношений и др. Ассоциации как основа работы памяти. Виды ассоциаций.

Связь памяти с другими психическими процессами. Связь памяти со свойствами личности учащегося.  Друзья и враги запоминания. Роль эмоций в процессе запоминания. Роль установки на запоминание. Роль процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации в познании, обучении и самообразовании. Важнейшие закономерности запоминания, Рекомендации для смыслового запоминания информации. Приемы смыслового запоминания.  Законы памяти. Правила сохранения знаний. Основополагающие принципы работы памяти. Основные способы заучивания.

Повторение как повторное восприятие знаний. Качество знаний и повторение. Виды повторения. Принципы повторения. Условия эффективности повторения. Рекомендации по обобщающему повторению Способы организации повторения материала. Трудности припоминания. Внешние и внутренние средства «помощи памяти». Условия и способы развития памяти.


Тема №15.  Творческие процессы и способности, их роль в жизни, обучении, самообразовании и самоопределении.

Творчество как процесс создания нового и неповторимого. Результат творчества. Творческая деятельность и ее компоненты. Психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума как способность выделения существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Систематичность и последовательность мышления как свойства мышления, позволяющие все идеи сводить в определенную систему и последовательно их анализировать. Диалектичность мышления как способность четко формулировать противоречие и находить способ его разрешения.

Усвоение информации как творческая деятельность. Учение как творческая  деятельность. Самообразование как творческая деятельность. Творчество и исследование. Творчество и открытие. Открытие (изобретение) как результат преодоления противоречий. Процессы творчества: фантазирование, поиск и понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций.

Фантазирование как процесс соединения деталей разных образов, создание новых фантастических объектов или явлений. Фантазия как предвосхищение будущего. Законы осуществления фантазии (отличные от законов обычной логики мышления). Некоторые психологические качества, лежащие в основе фантазирования. Правила для формирования умений управлять фантазированием.

Творческие способности как разновидность интеллектуальных способностей, основным признаком которых является готовность порождать необычные идеи. Креативность как способность, отражающая творческие достижения личности, как способность  к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. Существенные признаки креативности: порождение необычных идей, отклонение в мышлении от традиционных схем, быстрое разрешение проблемных ситуаций. Факторы креативности. Виды интеллектуальных способностей, выражающих креативность. Характеристики креативности. Условия нарушения креативных механизмов.

Основные признаки творческой личности.  Риск, свобода и ответственность. Творческая активность и самостоятельность мышления как необходимое условие осуществления творческой деятельности, как наиболее яркие признаки выражения творческого воображения и творческого мышления и как фактор их  развития.

Условия реализации творческих способностей. Роль остроумия и интуиции в творчестве. Роль процессов творчества и творческих способностей в познании, обучении и самообразовании. Условия и способы развития творческих способностей.


Содержание практических занятий (16ч)

Тема №11.  Внимание и способы самоорганизации внимания (4ч).

Упражнения на формирование умений:
сосредоточить сознание на конкретном объекте; организовать активность;  стимулировать интерес к рассматриваемому предмету; создавать установку быть внимательным; усиливать внимание в процессе любых видов деятельности; подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;  организовать смену видов деятельности; учитывать особенности своего внимания; применять на практике правила самоорганизации внимания.

Тренинги внимательности; концентрации, устойчивости, объема, переключения и  распределения внимания.   


Тема №12.  Восприятие и способы осмысленного восприятия (4ч).

Упражнения на формирование умений:
создавать положительную установку на восприятие; определять точность и полноту воспринимаемой информации; анализировать ее и соотносить с личным опытом; эффективно слушать и понимать материал, подвергая его смысловой обработке; учитывать роль общения и совместной деятельности при восприятии,  особенности своего восприятия при планировании и организации деятельности; применять на практике правила осмысленного рационального восприятия.

Тренинги наблюдательности, проницательности; полноты, точности, быстроты,  осмысленности восприятия; восприятия движения, времени, пространства.


Тема №13.  Представление и воображение (4ч).

Упражнения на формирование умений:
создавать представления о возможных результатах и последствиях своих действий; формировать эмоционально заряженные образы (представления о чести, долге и т.п.); переводить информацию из словесной формы в наглядную и наоборот для ее лучшего осмысления; учитывать особенности пространственных представлений; упорядочить и придать определенную форму большому количеству образов; учитывать особенности своего воображения; управлять своим, воображением; применять на практике приемы организации представления и воображения.

Тренинги способностей создания устойчивых и ярких образов, оперирования пространственными представлениями.


Тема №14.  Память, способы смыслового запоминания, законы памяти,  правила сохранения знаний и воспроизведения (4ч).

Упражнения на формирование умений:
создавать установку на запоминание; сосредоточить внимание на заучиваемом материале; находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания; учитывать особенности своей памяти при планировании и организации деятельности; управлять своим запоминанием; применять на практике приемы  смыслового запоминания, правила сохранения знаний и их воспроизведения,  приемы организации повторения материала, основные приемы заучивания, мнемические действия; использовать законы памяти.

Тренинги зрительной, слуховой, эмоциональной, оперативной, смысловой памяти; скорости, точности, прочности, объема запоминания.


Список литературы с упражнениями к практическим занятиям для учителя
  • Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.  М., 1994.
  • Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития.           Казань, 2000.
  • Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  • Бузан  Т.Скоростная память. Волгоград, 2000.
  • Волкова Т.Н. Открой в себе гения. М., 2005.
  • Воробьев А.М. Тренинг интеллекта. М., 1989.
  • Дружинин В.И. Психология общих способностей. СПб., 1999.
  • Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов–на –Дону, 2004.
  • Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М., 1997.
  • Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития воображения. Волгоград, 1996.
  • Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. Учебник. М., 2005.
  • Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. Учебное пособие в четырех  книгах. Книга четвертая. Хрестоматия.  Жуковский, 2000.
  • Немов Р.С. Психология. М., 1995.
  • Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М., 1985.
  • Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.
  • Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д.Шадрикова.  М., 1990.
  • Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. М., 1995.
  • Руководство практического психолога. / Под ред.И.В.Дубровиной. М.,2000.
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002.
  • Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. М., 1975.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика (методические рекомендации по развитию памяти). М., 1990.
  • Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.
  • 126 эффективных упражнений для развития вашей памяти / Под ред. И.Ю. Матюгина. М., 1993.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы
  • Роль моих интеллектуальных способностей в  жизни, обучении, общении.
  • Мои приемы интеллектуальной самонастройки.
  • Мои рекомендации по развитию интеллекта.
  • Влияние моих интеллектуальных способностей на процесс самообразования.
  • Мои индивидуальные особенности в организации и планировании моей учебно-познавательной деятельности.
  • Причины моей невнимательности на разных видах занятия.
  • Мои приемы самоорганизации внимания.
  • Сходство и различие ощущения и восприятия.
  • Причины моих проблем при восприятии, изучении нового учебного материала.
  • Особенности моих пространственных представлений.
  • Роль фантазирования в жизни и обучении.
  • Особенности моего воображения, мои способы развития воображения.
  • Мои приемы продуктивного запоминания.
  • Мои способы организации повторения учебного материала.
  • Как влияют мои познавательные способности на процесс усвоения информации.
  • Мои рекомендации по развитию познавательных способностей.
  • Как влияют мои творческие способности на процесс усвоения информации.
  • Мои рекомендации по развитию творческих способностей.

Темы рефератов
  • Роль интеллектуальных способностей в обучении, в частности, в процессе усвоения учебного материала.
  • Критерии интеллектуальной зрелости личности.
  • Компоненты умственного развития человека и  их роль в обучении.
  • Приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта (приемы интеллектуальной самонастройки).
  • Развитие интеллекта как условие эффективного обучения и самообразования.
  • Познавательная мотивация учебной деятельности как  главное условие развития видов и свойств внимания.
  • Приемы поддержания и усиления внимания.
  • Способность к ответственности, самоконтроль и рефлексия как основные факторы развития внимания и восприятия на всех этапах обучения.
  • Основные приемы и методы продуктивного восприятия информации.
  • Законы и загадки зрительного восприятия человека, иллюзии восприятия.
  • Роль представления и воображения в творчестве и обучении.
  • Виды памяти  человека, их взаимосвязь и взаимодействие.
  • Эффективные способы заучивания и воспроизведения материала.
  • Средства и приемы улучшения памяти.
  • Приемы продуктивной организации повторения учебного материала.
  • Особенности кратковременной памяти.
  • Роль познавательных способностей в обучении, в частности, в процессе усвоения учебного материала.
  • Основные направления развития познавательных способностей.     
  • Обучение и усвоение информации как творческие процессы.
  • Виды интеллектуальных способностей, выражающих креативность.
  • Роль познавательных и творческих способностей в общении.  
  • Роль творческих способностей в обучении, в частности, в процессе усвоения учебного материала.
  • Основные направления развития творческих способностей.

Литература для учащихся
  • Аграшенков А. Психология на каждый день. М., 1997.
  • Алдер Г. Техника развития интеллекта.  СПб., 2001.
  • Алексеев А.А., Громов Л.А. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.
  • Аткинсон В.В. Память и уход за ней. М., 1994.
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  • Волкова Т.Н. Открой в себе гения. М., 2005.
  • Воробьев А.М. Тренинг интеллекта. М., 1989.
  • Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. М., 1994.
  • Лапп Д. Искусство помнить и забывать. М., 1995.
  • Маленкова Л.И. Я-человек! М., 1996.
  • Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития воображения. Волгоград, 1996.
  • Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. М., 1993.
  • Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание. М., 1997.
  • Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. и др. Как развивать память. М., 1997.
  • Немов Р.С. Практическая психология. М., 1999.
  • Пенелис В.Д. Твои возможности, человек! М., 1984.
  • Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1985.
  • Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. М., 1995.
  • Стайн Д. Расширение возможностей интеллекта. М., 2002.
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1997.
  • Михалевской. М., 1975.
  • Чистякова М.И. Психогимнастика (методические  рекомендации  по развитию памяти). М., 1990.
  • 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти / Под ред. И.Ю. Матюгина. М., 1993.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100