Главная страница Бесценная копилка Самообразование и личностное самоопределение - 6

Самообразование и личностное самоопределение - 6

Самообразование и личностное самоопределение - часть 6
Продолжение. В этой статье представлена технология формирования у старшеклассников бережного отношения к здоровью и умений ведения здорового образа жизни, реализующая содержание раздела №2 программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.


РАЗДЕЛ II.  Формирование бережного отношения к здоровью


Тема №7. Основы здоровья, его роль в жизни человека, обучении, самообразовании и становлении личности.


Задача повышения грамотности учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья как одна из приоритетных задач образования. Основные представления о здоровье как биологической и социальной категориях. Здоровье как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Адаптация и здоровье. Здоровье как основа человеческого бытия, как одно из самых больших желаний человека, как необходимое условие реализации замыслов и осуществления планов деятельности, как залог успешности личности.

Здоровье как состояние полного физического, психического, духовно-нравственного и социального благополучия.  Здоровье как единство гармонии тела и духа. Принцип триединого представления о здоровье: единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Факторы,  влияющие на каждую составляющую здоровья.
 
Здоровье как личная и общественная ценность. Забота о здоровье как  приоритетная задача человека и общества. Забота о здоровье как система мер по сбережению и укреплению здоровья. Осознание ценности здоровья, потребность в сохранении, укреплении здоровья и подлинная забота о нем, ответственность за свою жизнедеятельность как одни из основных показателей зрелости личности.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий как основной принцип заботы о здоровье. Охранительная стратегия как стремление избежать вредные для организма воздействия, как стремление перестраховаться. Тренирующая стратегия (более рискованная и более творческая) как стремление грамотно повысить адаптационные возможности организма, чтобы в дальнейшем самостоятельно противостоять опасным для здоровья воздействиям окружающей среды.  Создание тепличных условий жизни как результат неграмотности.

Охранительная и тренирующая стратегии как форма проявления диалектического единства и борьбы противоположностей. Достижение более высокого уровня заботы о здоровье в результате грамотного использования противоречия как главная задача человека в процессе реализации принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий. Проблема необходимости точного выбора того порога потенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможет справиться.

Науки и отрасли знания, изучающие здоровье. Аспектность здоровья как явления. Валеология как область знаний и здоровом образе жизни. Разные подходы к определению понятия «валеология». Ортобиоз как разумный образ жизни, как системообразующее условие долголетней работоспособности человека (по И.И.Мечникову). Ортобиотика как учение о самосбережении здоровья и устойчивого жизненного оптимизма (по В.М.Шепелю). Гигиена как учение о влиянии условий жизни и труда на здоровье человека и др.

Причины усиления внимания прогрессивной общественности к вопросам здоровья. Неблагополучное состояние здоровья большинства учащихся. Проблемы здоровья. Негативное воздействие нерационального обучения на здоровье обучающихся как одна из приоритетных проблем образования.

Диагностика степени сформированности  бережного отношения к здоровью.


Тема №8. Здоровьесберегающие принципы учебной работы.

Задача повышения интеллектуальной работоспособности учащихся как одна из основных задач образования в системе мер по повышению качества обучения. Отсутствие умений критического анализа в выборе эффективных способов учебной деятельности, низкий уровень культуры умственного труда, неактивность и несамостоятельность мышления как условия сильной перегрузки и переутомления учащихся при их интеллектуальной недогруженности.

Здоровьесберегающие принципы учебной работы учащегося как нормативные требования к самоорганизации учения, направленные на сбережение собственного здоровья и, как следствие, на повышение качества обучения.

Здоровьесберегающие принципы учебной работы как фактор снижения риска появления у обучающихся переутомления в результате недостаточной мотивации учения; беспощадной эксплуатации резервов механической памяти; длительного ограничения двигательной активности; однообразной, монотонной деятельности; хронических стрессов из-за нехватки времени, боязни неуспеха и др. Здоровьесберегающие принципы учебной работы: принцип осознанности,  целесообразности, эффективности, критичности и ответственности в выборе и анализе способов учебной деятельности; принцип рациональности и научности в организации всех этапов учебной работы (на основе деятельностного подхода);  принцип позитивности; принцип диалектичности; принцип активности и самостоятельности; принцип творческого самовыражения; принцип рефлексивного анализа своих мотивов, действий, поведения; принцип сочетания разных видов учебной деятельности, принцип природосообразности (учета индивидуальности в учении) и др.

Выбор и анализ способов учебной деятельности (способов поиска, восприятия, логической обработки, кодирования, запоминания, усвоения, практического применения информации и т.п.) как главная задача учащегося в процессе самообучения и самообразования.

Содержание принципа позитивности: приоритет позитивных самовоздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями); стремление создать ситуацию успеха, эмоционально-благоприятную обстановку; сосредоточение на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах; адекватная оценка ситуации и своего состояния; вера в собственные силы и успех и т.п.

Принцип природосообразности как требование к признанию собственной уникальности и индивидуальности, как необходимость выстраивать собственную деятельность с опорой на свои способности. Учет в обучении индивидуальности биоритмов, индивидуальности восприятия, индивидуальности «левизны-правизны», индивидуальности мышления и др.

Здоровьесберегающие технологии обучения, самообучения и самообразования. Технология усвоения программного материала посредством его превращения в личностно значимый, с учетом знаний основ логики, критичности мышления, с помощью правил самоорганизации внимания, смыслового восприятия, кодирования и запоминания как здоровьесберегающая технология.

Технология научной организации собственной учебной деятельности как  здоровьесберегающая технология.


Тема №9. Основные направления формирования культуры здоровья.

Культура здоровья как необходимая составная часть общей культуры человека. Культура здоровья как уровень сформированности ценностного и грамотного отношения человека к здоровью – собственному и окружающих людей.  Культура здоровья  как совокупность представлений о единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья; об условиях полноценного здоровья; о причинах, разрушающих здоровье, и способах их профилактики и преодоления. Культура здоровья как система умений и навыков осуществления здорового образа жизни (в широком смысле).

Условия полноценного здоровья: здоровый образ жизни (физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления и т.п. (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).

Два аспекта понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (в узком смысле) как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. Здоровый образ жизни (в широком смысле) как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия, позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.

Составляющие фундамента здорового образа жизни (в широком смысле):
  • знания о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, об основных мировоззренческих, физических и психических причинах, разрушающих здоровье человека, об основных причинах неудач;
  • физические и интеллектуальные способности; активная жизненная позиция; позитивность и диалектичность мышления; способность выбирать оптимальные пути решения проблем; система отношений (психо-философская, психо-физическая, психо-социальная), используемая для регулирования своих действий и поведения;
  • способность создания благоприятных условий жизнедеятельности; знания способов действий по сохранению и укреплению здоровья, способов  обеспечения духовной и физической защиты против вредного воздействия окружающей среды; способность к самообразованию в вопросах здоровья и др.
Основные направления формирования культуры здоровья:
  • выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу); обеспечение устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья;
  • формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле); эмоционально-волевого и ценностного отношения к себе и всему окружающему, здоровью, культуре, жизни и т.д.; воспитание интеллектуальной свободы личности, ответственности за свою жизнедеятельность;
  • выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;
  • формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья и т.п. как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.


Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

  • Как влияет процесс обучения на мое здоровье.
  • Причины дискомфортного состояния на занятиях.
  • Мои рекомендации по оптимизации учебного труда.
  • Мои здоровьесберегающие принципы учебной работы.
  • Мои рекомендации по психологической самонастройке в учебном процессе.
  • Влияние биоритмов на мое здоровье.
  • Мои рекомендации по профилактике вредных информационных воздействий.
  • Место моей индивидуальности в учебном процессе.
  • Мои рекомендации по профилактике и преодолению стрессов.
  • Слагаемые моего здорового образа жизни.
  • Мои способы сбережения и укрепления здоровья.
  • Мои рекомендации по самообразованию в вопросах здоровья.
  • Мои рекомендации по формированию культуры здоровья.


Темы рефератов

  • Валеология как учение о психолого-педагогических и этических методах осуществления здорового (грамотного) образа жизни.
  • Основные принципы валеологии как области знаний о здоровом образе жизни.
  • Законы диалектики и здоровье, их влияние на формирование принципа сочетания охранительной и тренирующей стратегий, других принципов.
  • Защитные системы организма и доступные способы их укрепления.
  • Здоровый образ жизни как необходимое условие качественного обучения.
  • Здоровьесберегающие технологии обучения.
  • Коммуникативная культура как условие здоровья и успеха в жизни.
  • Личностное и духовное совершенствование человека как необходимое условие осуществления здорового (грамотного) образа жизни.
  • Мировоззренческие причины разрушения здоровья.
  • Психологические самонастройки в учебном процессе.
  • Рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. Способы оптимизации учебного труда.
  • Роль здоровья в обучении и самообразовании.
  • Роль интеллекта в формировании культуры здоровья.
  • Система доступных мер по сбережению и укреплению здоровья.
  • Способы самообразования в вопросах здоровья.
  • Средства психотерапии в повседневной жизни.
  • Факторы информационной среды, оказывающие негативное влияние на здоровье. Способы профилактики вредных информационных воздействий.
  • Формирование «здорового» мышления как необходимое условие формирования мотивации ведения здорового образа жизни (в широком смысле).


Литература

  • «Совы», «жаворонки» и другие. Новосибирск, 1997.
  • Актуальные проблемы валеологии в образовании. М., 1997.
  • Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб., 1998.
  • Багнетова Е.А. Валеология. М., 2004.
  • Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.
  • Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
  • Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Спб., 1995.
  • Гримак Л.П. Как жить в гармонии с собой. М., 2000.
  • Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости. М., 1988.
  • Киколов А.И. Обучение и здоровье. Методическое пособие. М., 1988.
  • Левшинов А., Травинка В. Исправь судьбу свою! СПб., 1995.
  • Лободин В.Т. Путь к здоровью. СПб., 2003.
  • Лободин В.Т. Пять элементов  здоровья. СПб., 1999.
  • Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... Ростов н/Д, 1991.
  • Новиков Ю.В. Азбука здоровья. Тула, 1991.
  • Пезешкиан Н. Психотерапия в повседневной жизни. М., 1995.
  • Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М., 2000.
  • Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом.  М., 1992.
  • Роджерс К. Становление человека. М., 1994.
  • Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
  • Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. 1991.
  • Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования // Актуальные проблемы валеологии в образовании. М., 1997.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
  • Хананашвили М.М. Информационные неврозы. М., 1988.
  • Хорни К. Невротическая личность нашего времени.  Самоанализ.  М., 1993.
  • Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». М., 2001.
  • Черепанова Е. Психологический стресс. М., 1996.
  • Шепель В.М. Управленческая антропология. М., 2000.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100