Занимательная

педагогика

Самообразование и личностное самоопределение - 3

Самообразование и личностное самоопределение - часть 3
Продолжение. В этой статье говорится о практической значимости учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение» и том, какое место ему отводится в системе подготовки выпускников и междисциплинарных связях.

3. Место настоящего курса в системе подготовки выпускников,   междисциплинарных связях, его практическая значимость

Настоящий курс призван помочь старшеклассникам в преодолении адаптационного периода, связанного с переходом на следующую ступень обучения, понять специфику организации учебно-познавательной деятельности на данном этапе, нацелить себя на продуктивное изучение учебного материала, предлагаемого образовательным учреждением в качестве базового и вариативного компонентов.

Предлагаемый курс «Самообразование и личностное самоопределение» является большей частью надпредметным и рассчитан также на подготовку учащегося, который решил ступить на путь самопознания, саморазвития, непрерывного самообразования, личностного и профессионального самоопределения. Курс призван помочь школьникам познать себя, определить собственные способности и возможности, разобраться в своих желаниях и намерениях, наметить пути саморазвития.

Важнейшей задачей любого занятия при изучении каждой учебной темы курса является определение места данной темы в системе содержания настоящего учебного курса, в системе учебных дисциплин, самообразования и личностного самоопределения.

Предлагаемый курс можно назвать межпредметным и надпредметным, так как он является пропедевтикой, базой и стимулом для изучения всех последующих дисциплин в результате выработки у обучающихся учебно-познавательной мотивации, овладения ими способами научной организации учебно-познавательной деятельности, приемами самоорганизации, методами познания, самообразования, формирования активной жизненной позиции.

Практическая значимость курса обусловлена тем, что его объектами являются предметы, понятия, процессы, явления, отношения действительного мира.

Слово «практический» в словосочетании учебно-практический курс    употреблено не случайно. Оно уместно здесь сразу по трем причинам:
  • очень краткое изложение теоретического материала сопровождается «практикумом» — наборами конкретных упражнений и задач, выполнение и решение которых способствует образованию умений и навыков, усвоению различных способов действий;
  • по замыслу в содержание программы вошел только тот теоретический материал, который может быть непосредственно полезен для усвоения закономерностей явлений, конкретных способов действий, формирования умений и навыков;
  • любая теоретическая часть содержания обязательно сопровождается занятиями практического характера.
Важная роль в содержании курса отводится технологии формирования бережного отношения к здоровью, воспитания культуры здоровья на основе выработки устойчивого интереса и грамотности в вопросах здоровья, усвоения учащимися приемов сохранения здоровья, здоровьесберегающих принципов учебной работы, методов ведения здорового образа жизни. Огромное внимание уделяется формированию когнитивных (познавательных) качеств личности, отвечающих за обработку информации. т.е. умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и т.п. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (убеждений, желаний и намерений).

Важная роль отводится формированию стратегии выбора и воспитанию чувства ответственности за этот выбор, выработке ценностного отношения к себе и окружающему миру, овладению знаниями основ логики и эффективному применению этих знаний на практике с целью выработки у школьников умений продуктивного усвоения информации и системы навыков правильного, критического, стратегического и других видов мышления. Знания логики призваны помочь учащимся создать особую организацию учебно-познавательной, а также научной и профессиональной деятельности, благодаря которой можно воспроизводить в собственной учебе и работе логику научного познания.

Настоящий учебно-практический курс призван обеспечить необходимые психолого-педагогические условия для подготовки учащихся к подлинному самообразованию и личностному самоопределению на основе
  • формирования
    • учебно-познавательной мотивации,
    • умений саморегуляции личности,
    • культуры умственного труда, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;
    • навыка самостоятельной учебной работы;
  • вооружения знаниями приемов самопознания, основ логики, многими универсальными методами познания и самообразования;
  • развития познавательных и творческих способностей, способности к рефлексии и других интеллектуальных способностей;
  • воспитания целеустремленности, самостоятельности, ответственности, силы воли, трудолюбия и многих других личностных качеств, способствующими  успеху в самообразовательной деятельности и являющимися характерными для гармонично развитой личности.
В результате развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей, усвоения знаний основ логики, совершенствования операций мышления вырабатываются умения определения и классификации понятий, правильной постановки вопроса, обстоятельного ответа, доказательного рассуждения, решения проблемных ситуаций, контроля и самоконтроля умственных действий и поведения и др., – умения, которые призваны помочь учащимся осуществлять критический анализ, творческое усвоение и умелое использование на практике разного учебного материала.

Навык самообразования вырабатывается в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся на занятиях по разным предметам пользуются справочной литературой, словарями; в процессе практической и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления и т.д. На практических занятиях данного курса этой работе уделяется большое внимание, поэтому появляется возможность проводить ее более тщательно, мотивированно и целенаправленно, отслеживая каждый шаг.

Поскольку самообразование и личностное самоопределение связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свой выбор, саморазвитие и самоопределение, выработке этих качеств личности отводится время на каждом занятии.

Знания и умения, сформированные на практических занятиях настоящего курса, помогают учащимся анализировать свои возможности и способности,  выявлять имеющиеся недостатки, недоработки, составлять план самообразования и личностного самоопределения – план дальнейшей работы по саморазвитию, совершенствованию умений учиться, познанию окружающего мира, выработке жизненной позиции. Эти знания призваны наметить индивидуальный образовательный маршрут, помочь в профессиональном самоопределении и дальнейшем профессиональном росте.

В предложенную к изучению дисциплину включены важные в образовательном отношении общенаучные знания о знаниях: определение понятия, классификация понятия, научный факт, проблема, теория, гипотеза, метод исследования и др.

В содержании курса четко разведены понятия «самообучение», «навык самообучения», «самообразование», «готовность к самообразованию», «компоненты готовности к самообразованию», «культура самообразования», «содержание самообразования», «компоненты самообразования», «этапы самообразования», «формы самообразования», «методы самообразования», «средства самообразования», «методы руководства самообразованием», «личностное самоопределение», «готовность к личностному самоопределению». Содержание этих понятий предлагается обучающимся в очень доступной форме с многочисленными примерами, делая материал личностно значимым, что ведет к его качественному усвоению.

Знания на занятиях даются учащимся не в готовом виде, что, очень ценно, а в виде вопросов, гипотез, проблем и т.д. Специфика занятий предлагаемого курса такова, что они в значительной степени выстраиваются на мотивации и самодеятельности учащихся. Непременным условием обучения содержанию настоящего курса является проведение на каждом этапе овладения учебным материалом диагностики степени сформированности способностей, умений и навыков учащихся.

Предлагаемая программа представляет собой целостную систему, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, реализует принципы гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества, принципы развивающего обучения, опирается на концепции компетентностного и деятельностного подхода к обучению, основывается на личностно-возвышающих и здоровьесберегающих принципах воздействия на личность.

Методическим обеспечением курса являются различные учебные пособия, представленные в каждом разделе содержания обучения. Практикум с упражнениями составлен на основе многочисленных конкретных (предметных) упражнений и задач, заимствованных из разных учебников и учебных пособий по математике, экономике, логике, педагогике, философии, психологии, истории, праву и другим учебным дисциплинам. Например, для формирования умений классифицировать понятия взяты понятия из математики (см. приложение 1), понятия из логики (см. приложение 2), понятия из психологии (см. приложение 3) и т.д. А для выработки умений устанавливать отношения между понятиями – понятия из экономики (см. приложение 4), понятия из географии и астрономии (см. приложение 5), понятия из обществознания (см. приложение 6) и т.д. (Все приложения будут выложены в конце программы).

Результаты обучения содержанию настоящего учебно-практического курса, выраженные сформированными способностями, знаниями, умениями и навыками самостоятельного, критичного освоения социального опыта и окружающей действительности, способны оказать непосредственное положительное влияние на взаимодействие выпускников с внешним и своим внутренним миром.
 
Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100