Главная страница Бесценная копилка Самообразование и личностное самоопределение - 12

Самообразование и личностное самоопределение - 12

Основные требования к уровню подготовки преподавателя
Продолжение. В этой статье представлены основные требования к уровню подготовки преподавателя учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения, а также основные требования к результатам освоения содержания курса обучающимися.


Основные требования к уровню подготовки преподавателя данного курса, к результатам освоения содержания курса обучающимися


Демократизация и гуманизация образования неизбежно привели к необходимости переориентации обучения и воспитания на личность учащегося, переходу от авторитарного стиля общения к демократическому. Основная задача современного учителя – воспринимать учащегося как самоизменяющийся субъект учения, воспитывать в нем потребность в самопознании и самосовершенствовании, правильное восприятие меры свободы и ответственности, формировать у него общие приемы и методы интеллектуальной и практической деятельности.

Перестройка образования, ориентированная на достижение нового качества образования, тесно связана с перестройкой подготовки учителя, определением  нового качества педагога. Модернизация образования диктует современному  учителю необходимость обладать глубокими знаниями в области психологии личности учащегося, уметь в процессе построения занятия опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс развития, который во многом сводится к развитию этих способностей.

В системе подготовки учителя ведущее место должно отводиться психологии, валеологии и логике. Чтобы, например, управлять вниманием, надо знать его особенности, помнить, что обязательное условие устойчивости внимания –  чередование напряжения и расслабления. Чтобы обучать здоровьесберегающим приемам учебной работы, необходимы общие знания валеологии. Чтобы учить грамотно формулировать определения понятий, необходимо знать правила дефиниции и иметь представление об ошибках, возможных при определении понятий. Знания логики помогут, например, и при осмысленном запоминании, усвоении, при выработке интеллектуальных и практических умений.

Задача современного педагога – создать необходимые условия для самостоятельного приобретения знаний, для формирования у школьников приемов  умственной работы, навыков продуктивного мышления и многие компетенции, необходимые учащимся для личностного и профессионального самоопределения. Руководитель Департамента образования О.Н.Ларионова в своем выступлении на августовском городском педагогической совете, намечая задачи на новый 2009-2010 учебный год, подчеркнула: «Современный педагог – это педагог, который, используя принципиально иные средства организации учебно-воспитательного процесса и постоянно повышая свой профессионализм, способен обеспечить гибкое индивидуально ориентированное обучение и воспитание, сформировать у учащегося совершенно новые компетенции».

Задача современного педагога по развитию мышления учащихся и организации усвоения ими учебного материала состоит в том, чтобы
  • дать общее и доступное представление о процессе учения, о проблемах, связанных с усвоением учебного материала и его применением, о законах развития психических процессов и способностей (в особенности, мышления) и о науках, изучающих их;
  • показать логический анализ в действии, в применении к содержательно-интересным проблемам, встречающимся в повседневной практике;
  • научить интерпретации материала, предположениям о дальнейшем ходе явлений, событий, предсказаниям последствий и результатов;
  • развить навыки использования изученного ранее материала в новых   конкретных условиях и ситуациях;
  • развить способность комбинировать элементы теории для получения более цельного результата, обладающего новизной;
  • научить пониманию материала на новом уровне обобщения, путем преобразования, трансляции материала из одной формы выражения в другую, используя законы и символы логики (к примеру, круги Эйлера).
Критериями и показателями готовности педагога к формированию культуры самообразования учащихся, воспитанию их личностного и профессионального самоопределения являются следующие:
  • профессиональная компетентность в вопросах самоопределения, самопознания, самосовершенствования;
  • владение теми качествами, которые он воспитывает у школьников;
  • стремление к собственному развитию и совершенствованию;
  • владение приемами, обеспечивающими включение учащихся в личностное и профессиональное самоопределение.
Позиция такого педагога предполагает ориентацию на успех, здоровье,  творческую созидательную деятельность, высокие результаты труда. Она побуждает педагога к объективной самооценке и рефлексии, постоянному поиску новых развивающих технологий, к освоению новых способов преподавания, к отходу от стереотипов в профессиональной деятельности.

Поскольку непременным условием развития творческого мышления и стимулирования творческой деятельности учащихся является предоставление им возможности как можно чаще высказывать свои мысли, идеи, то учителю при этом необходимо быть очень восприимчивым слушателем. На каждого воспитанника следует смотреть как на индивида с особыми возможностями, дарованиями.

Известно, что учение – творческое усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Также известно, что весь акт усвоения состоит из процессов восприятия, понимания, осмысления, обобщения, закрепления и применения. Поэтому из занятия в занятие на отдельных примерах следует вырабатывать у школьников умения последовательно «проходить» все этапы процесса усвоения. В этом учащимся призваны помочь операции мышления, правила эффективного восприятия информации, приемы смыслового запоминания и т.п.

Целесообразно использовать в процессе преподавания психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии (изложение и объяснение учебного материала путем его преобразования из одной формы выражения в другую, посредством его эмоциональной окраски и др.).

Очень важно постоянно внушать учащимся, что
  • недостатки нашего характера и поведения — это результат недостаточного самообучения, саморазвития и самовоспитания;
  • плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра, всё можно исправить, стоит только сильно захотеть;
  • все наши успехи и неудачи в делах зависят от нас самих и, чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и полезно, а не то, что вздумается;
  • сколько бы мы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет пределов. Никогда не стоит прекращать самообразовательную работу.

Учащиеся в результате качественного изучения учебного материала настоящей дисциплины должны научиться:
  • руководствоваться в любой учебной ситуации здоровьесберегающими принципами учебной работы;
  • осознанию задачи (в частности, учебной);
  •  постановке целей и выбору оптимальных путей и средств их достижения;
  • определению объекта и выбору (созданию) необходимых средств деятельности;
  • определению последовательности и продолжительности этапов деятельности;
  • построению модели (алгоритма) деятельности;
  • умению ценить, рассчитывать и эффективно использовать свое время;
  • организации режима работы, своего рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение);
  • умению рассчитать свои силы и составить план работы;
  • организации многих видов самостоятельной работы;
  • определению порядка и способов умственных действий;
  • самоконтролю и самоанализу действий и поступков;
  • практическому применению правил самоорганизации и саморегуляции личности;
  • осмыслению, пониманию, усвоению учебного материала;
  • умению соотносить известный материал с неизвестным;
  • усвоению практической значимости материала;
  • ответственному отношению к своим словам, построению вопроса, ответа;
  • умению активно слушать окружающих, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения, работать в группе и коллективе;
  • основным видам публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
  • грамотной подготовке к аудиторным и внеаудиторным занятиям, зачетам,  экзаменам и эффективной работе во время их проведения;
  • практическому использованию приемов рационального чтения, эффективных  способов умственной деятельности;
  • библиографическому поиску информации;
  • составлению конспектов, докладов, рефератов;
  • планированию и осуществлению самообучения;
  • практическому использованию методов самообразования, универсальных методов познания;
а также
  • объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность;
  • выделять существенные свойства предметов, явлений;
  • обнаруживать и понимать закономерности событий, явлений;
  • устанавливать все возможные связи и отношения объектов окружающего мира, выявлять причинные связи между явлениями, событиями;
  • самостоятельно и мотивированно планировать и организовывать свою познавательную деятельность;
  • использовать имеющиеся знания с максимальной эффективностью, создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний, для их сообщения;
  • находить и решать противоречия;
  • осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую (в измененную ситуацию);
  • прогнозировать развитие явлений, событий, делать обоснованные выводы;
  • критически и творчески подходить к решению задачи, проблемы,  определять собственное отношение к явлениям жизни;
  • приобретать необходимые знания для решения проблемы;
  • строить, анализировать и решать непростые проблемные ситуации;
  • ставить вопросы, формулировать гипотезы;
  • сравнивать, обобщать, делить и классифицировать понятия; устанавливать связи и отношения между понятиями;
  • образовывать понятия формулировать определения понятий;
  • четко, последовательно, непротиворечиво, обоснованно рассуждать;
  • грамотно формировать мысль и выражать ее в ясной отчетливой форме;
  • доказывать истинность своих суждений, умозаключений и опровергать ложные при помощи стройной системы аргументов;  
  • вовремя распознавать разные уловки в спорах, избегать парадоксальных суждений и суждений с «двойным смыслом»;
  • «переходить» от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на диалектической логике;
  • интерпретировать информацию (подвергать логической обработке);
  • находить закономерности и ассоциации для лучшего запоминания;
  • подавлять непроизвольные переключения внимания на посторонние объекты;
  • учитывать особенности своих психических процессов в жизни и обучении;
  • использовать свое воображение в направлении прогрессивного саморазвития, не зацикливаясь на пассивной мечтательности;
  • бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • понимать значение самообразования в личностном и профессиональном самоопределении и в жизни человека;
  • создавать проект;
  • выполнять миниисследования по выявлению свойств личности, способствующих самообразованию.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100