Главная страница Бесценная копилка Самообразование и личностное самоопределение - 11

Самообразование и личностное самоопределение - 11

Специфика организации учебного процесса
Продолжение. В этой статье представлена технология организации учебного процесса по формированию культуры самообразования школьников, готовности к личностному и профессиональному самоопределению, реализующая содержание программы авторского учебно-практического курса «Самообразование и личностное самоопределение», ориентированного преимущественно на учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения.

Специфика организации учебного процесса и рекомендации по методике преподавания настоящего курса, основные требования к занятию


При планировании занятия и проведении его общедидактического и психологического анализа особое внимание необходимо обратить на его место в системе занятий в теме, разделе, курсе, в системе межпредметных связей.

Поскольку настоящий курс является учебно-практическим, его задачи и методика преподавания специфичны. Специфика прежде всего заключается в обязательной диагностике способностей, умений, навыков учащихся в начале изучения каждой учебной темы (см. оглавление) для установления примерного уровня развития учащихся. Необходимый материал можно найти в литературе для учителя с упражнениями к практическим занятиям (см. оглавление).

Для эффективности усвоения программного материала занятия в количестве двух учебных часов (учебной пары) необходимо проводить один раз в неделю на протяжении двух лет обучения (по возможности, гораздо чаще). Данный курс предполагается изучить в объеме не менее 136 учебных часов. Необходимо следить за тем, чтобы полученные знания «работали» в измененной ситуации, на других учебных дисциплинах, в повседневной жизни. Для этого предусмотрен разнообразный комплекс упражнений и тренингов, учебных и жизненных проблемных ситуаций.

Основными задачами занятия являются:
  • усвоение обучающимися законов и закономерностей процессов, явлений, знаний о способах деятельности;
  • овладение умениями (межпредметными и предметными);
  • развитие способностей;
  • воспитание личностных качеств;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач.

При планировании занятий (особенно чисто практических) следует помнить, что высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершится период «врабатываемости». Вначале, когда интеллектуальные механизмы еще не настроены, велика опасность ошибок. Помогает втягиванию в работу интеллектуальная разминка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчают переход к наиболее сложной и ответственной части работы.

При подготовке к занятиям по формированию познавательных и творческих способностей, культуры учебно-познавательной деятельности и во время их ведения основной акцент делается на развитие многих видов мышления, так как мышление – главный инструмент познания, высший познавательный процесс.

Следует помнить, что забота об упорядочении и логичности нашего мышления очень важна, но она должна разумно сочетаться с развитием фантазии, способности к свободному полету мысли и воображения.

Необходимо постоянно и целенаправленно способствовать развитию у школьников познавательной активности и познавательного интереса как условий формирования культуры самообразования. Так как высокая познавательная активность развивается только в эмоционально-благоприятной деятельности, то занятия необходимо проводить в доброжелательной обстановке, в атмосфере творческого сотрудничества на основе постоянной стимуляции инициативы, взаимопомощи, создания «ситуации успеха».

Целесообразно начинать каждое занятие с упражнения на концентрацию внимания. Это может быть упражнение, которое подвело бы учащихся к конкретной теме данного занятия.

На каждом занятии необходимо развивать целенаправленность, критичность, самостоятельность, нестандартность, раскованность мышления. Иногда учащиеся на практических занятиях должны пересаживаться, группироваться и т.п. Заранее усвоив правила групповой и коллективной форм работы, они этими действиями не создадут неудобств.

Необходимо планировать каждое занятие таким образом, чтобы учащиеся могли наблюдать, анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезы, моделировать, переводить  информацию из одной знаковой системы в другую и т.д. Объяснять учебный материал следует с опорой на жизненный опыт. На каждом занятии необходимо организовывать настрой группы путем сообщения целей, плана занятия, ожидаемых результатов, объяснения значимости изучаемого материала, постановкой проблемы и др.

Очень важно с целью повышения качества усвоения научить учащихся выявлять свои просчёты и устанавливать их причины, фиксировать «пробелы» в знаниях и организовывать работу по их ликвидации. Большое влияние на эффективность усвоения небольшого лекционного материала оказывает установка учащимся задавать учителю в конце занятия один-два неглупых вопроса.

Основные требования к упражнениям. Обучению школьников знаниям, различным умениям, способам деятельности и развитию многих способностей в той или иной степени способствует выполнение разнообразных учебных заданий. Однако из общего огромного количества упражнений следует выделять такие, при выполнении которых развитие способностей и формирование умений и навыков происходит не попутно, а является особой, заранее запланированной педагогической задачей. Особенное внимание следует уделять совершенствованию общеучебных (междисциплинарных) умений и навыков, эффективных способов действий.

Каковы же основные дидактические требования к разработке и проведению системы упражнений по формированию общих приемов и принципов учебно-познавательной деятельности, общеучебных (междисциплинарных) умений?

1. Для таких упражнений выбирается не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
2. Система упражнений должна соответствовать возрастному уровню умственных сил учащихся и вместе с тем стимулировать их развитие.
3. Необходимо, чтобы упражнения охватывали все составные элементы сложных интеллектуальных умений, все способы учебно-познавательной деятельности.

Основные требования к самостоятельной работе учащихся.  Внеаудиторная самостоятельная работа учащегося не менее важна, чем обязательные учебные занятия. Необходимо полученную на занятиях информацию тщательно анализировать. Для этого предусмотрены домашние задания, составлены вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы, темы рефератов (см. в оглавлении).

Известно, что самостоятельная внеаудиторная работа – средство формирования положительных мотивов учения, познавательного интереса и ответственного отношения к учебному труду, если она содержит в себе элемент новизны, если понятна и доступна, если большей частью систематически проверяется преподавателем и не вызывает перегрузки учащегося. Поэтому выбор задания для этой работы необходимо серьезно продумывать. Следует учитывать, что индивидуальный стиль умственной деятельности обучающегося особенно прочно складывается в самостоятельном труде.

Самостоятельная учебная работа как на аудиторных учебных занятиях, так и на внеаудиторных у старшеклассников начинается очень рано. Ее успешность во многом определяется тем, насколько умело, рационально сам учащийся сможет организовать свои индивидуальные занятия, насколько регулярными и своевременными они будут. Поэтому в самом начале обучения необходимо провести серьезный инструктаж такого индивидуального занятия и помочь учащимся в выработке умений самостоятельной учебной работы.

Оценка знаний, умений и навыков, виды и формы контроля. При оценивании успеваемости учащихся следует ориентироваться на принципы гуманизации оценочной деятельности, при этом необходимо учитывать:
  • физическое и психическое состояние учащегося, его готовность к ответу;
  • степень самостоятельности, инициативы и творческого подхода к работе;
  • принцип педагогического оптимизма;
  • оценивание школьниками своих собственных достижений (эта процедура является очень важным стимулом их дальнейшего развития).

Поскольку учитель формирует мотивацию, создает необходимые условия для выполнения учащимися заданий творческого характера (при этом деятельность школьников следует всегда поощрять, чтобы выработать у них достаточно высокую самооценку и веру в свои силы), неудовлетворительные оценки (в широком смысле этого понятия) вообще не должны иметь место.

Целесообразно на занятиях создавать необходимые условия для реализации принципа самоанализа в обучении, т.е. приучать учащихся анализировать свою деятельность, обучать их индивидуальному и коллективному самоанализу.

При изучении старшеклассниками настоящей учебной дисциплины используются все основные виды контроля (текущий, периодический и итоговый)  и формы контроля (наблюдение; устные, письменные и практические формы контроля) за учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Текущий контроль необходимо осуществлять в ходе учебной работы на всех занятиях без исключения. Этот вид контроля имеет большое значение, так как стимулирует учащихся к систематической работе, регулярному выполнению заданий. Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения учителя за работой группы в целом и каждого учащегося в отдельности, с использованием других форм текущего контроля.

Периодический контроль (промежуточная аттестация) проводится после изучения логически законченного раздела дисциплины с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной деятельности учащихся по освоению сравнительно большого объема материала. При осуществлении периодического контроля используются формы текущего контроля.

Итоговый контроль (если в этом возникнет необходимость) осуществляется после изучения учебной дисциплины с обязательным учетом результатов текущего и периодического контроля и проводится либо в форме зачета, либо в форме экзамена (по усмотрению образовательного учреждения). Учителю предоставляется право поставить «зачет-автомат» тем учащимся, которые проявляли высокую активность и подготовленность на протяжении всего обучения.

Организация учебного процесса.
Под организацией учебно-воспитательного процесса, ориентированного на  формирование у школьников культуры самообразования, понимается не просто ознакомление учащихся с психическими процессами, обучение их логике и  вооружение интеллектуальными и практическими способами учебно-познавательной деятельности, а обеспечение стройной системы совместной с учителем работы, состоящей из ряда компонентов:
  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности;
  • выработка способности к рефлексии, умений саморегуляции:
  • воспитание многих личностных качеств;
  • организация работы по самообучению;
  • создание в процессе обучения необходимых условий, начиная с оборудования удобного рабочего места и заканчивая формированием добрых и деловых взаимоотношений между учащимися, учителями и учащимися.
Организация учебного процесса и обучение школьников данной дисциплине  производится с учетом двух основных принципов воздействия на личность: здоровьесберегающего и личностно-возвышающего, с учетом классической системы принципов обучения, принципов педагогики сотрудничества, принципа положительного эмоционального фона и многих других, основными из которых являются:
  • принцип самодеятельности, ориентирующий учителя и учащихся на проявление инициативы и творчества;
  • принцип ответственности, требующий от участников процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности;
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется в соответствии с инвариантными подходами к организации обучения, основными из которых являются:
  • личностный, предполагающий в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешного обучения не только знания, умения и навыки, но и развитие познавательных, творческих и рефлексивных способностей, умений и т.д.;
  • деятельностный, направляющий все педагогические меры на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности учащегося (только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества и т.п.);
  • творческий, требующий постоянной диагностики, исследований достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, совместного поиска с ними наиболее эффективных методов и форм деятельности, творческого сотрудничества, неустанного педагогического экспериментирования;
  • коллективистский, нацеливающий педагогический процесс на формирование общественно ценных отношений в коллективе (внешние отношения, в которые личность вступает в процессе деятельности и общения, формируют внутренние отношения человека к общественным ценностям, к людям, к делу, к самому себе).
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения решаются комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с учетом знаний:
  • психологии подросткового и юношеского возраста, психологии человека вообще,
  • основных положений педагогической психологии, психологии деятельности,
  • принципов НОТ (научной организации труда),
  • основных принципов и законов логики,
  • принципов и методов обучения, сущности процесса обучения, различных подходов к нему в современных образовательных учреждениях,
  • основных положений теории воспитания отношений,
  • специфики данной учебной дисциплины.
Принципиальным положением в организации учебно-воспитательного  процесса является дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни обучающиеся в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями достигают более высоких рубежей.

Последним предоставляется более сложный комплекс заданий. При желании каждый учащийся имеет возможность получить эти задания. Нежелание выполнять школьниками заданий такого рода ни в коем случае не должно расцениваться негативно. Дифференциация требований к учащимся призвана обеспечить их посильной работой и сформировать положительное отношение к учебе и познанию.

Важную роль в обучении играют тренинги и упражнения на развитие всех способностей, умений и навыков, формирующих культуру самообразования. Учебный процесс во время занятий необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, простых и сложных.

Продолжение...

Автор программы Попова Татьяна Аркадьевна Занимательная педагогика
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100