Главная страница Бесценная копилка Несчастные «зубрилки»

Несчастные «зубрилки»

Проблемы учащихся с активным познавательным уровнем


Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно.

Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях (открытые уроки и т.п.). Главный плюс этих учащихся — в стабильности и постоянстве: они не берут наскоком, но знания их, тем не менее, прочные и основательные.

Однако и у этих учащихся есть свои проблемы. Прежде всего, их называют «зубрилками» – за усидчивость, за врожденное прилежание. Многим со стороны кажется, что детям с активным познавательным уровнем все в учебе дается легко. В этом есть доля истины. Но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость — результат более ранних усилий ученика: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно ознакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку.

Именно такой подход позволяет учащимся активно включаться в учебную работу на уровне своих учебных возможностей.
К тому же было бы ошибкой пытаться охарактеризовать вышеприведенными качествами всех детей с активным познавательным уровнем деятельности. В эту же группу входят и те, кто мыслит «инсайтами» – озарениями. В иное время такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень высокий уровень собственных знаний, умение наблюдать, сопоставлять, делать обобщения и т.д.

Возможно, возникает некоторое сходство между учащимися исполнительного активного уровня и относительно активного уровня. Но, все-таки, существует и принципиальное отличие: деятельность учащихся относительно активного уровня вызвана внешними мотивами (приемы преподавания, тема урока и т.п.), в то время как активность учащихся исполнительного уровня обусловлена внутренней мотивацией — работой мысли.

Просто внешне это проявляется не так часто, как этого хотелось бы родителям и педагогам.
Как ни странно, литературы с психолого-педагогическими рекомендациями для работы с данной группой учащихся не так уж много. Причина такого положения, видимо, заключается в самом подходе к этим учащимся: они же и так хорошо учатся; зачем, в таком случае, писать научные труды, посвященные активным ученикам, в то время, когда в школе масса слабоуспевающих и неуспевающих детей?!
Возможно, именно подобная точка зрения и делает из потенциально нестандартных учеников послушных и безынициативных взрослых исполнителей.

Учащиеся с активным уровнем познавательной деятельности так же, как и все, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.

Можно ли этого не допустить?
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100