Главная страница Бесценная копилка Логика в помощь усвоению и правописанию

Логика в помощь усвоению и правописанию

Логика в помощь усвоению и правописанию
Очень часто работа по усвоению понятий и правописания словарных слов бывает неэффективной. Это происходит потому, что не задействуются многие мыслительные операции, приемы мышления (анализ, сравнение и др.), логические операции с понятиями (обобщение, классификация и др.).

В большинстве случаев работа по усвоению понятий ограничивается формулировкой определений понятий, а работа по усвоению правописания словарных слов сводится к следующему: обращается внимание учащихся на особенности написания слов, затем множество раз эти словарные слова прописываются и запоминаются. Иногда выписываются в собственный словарик. Учащемуся в этом случае отводится, как правило, пассивная роль. Его утомляет механическое заучивание слов. Такая работа по результатам многочисленных исследований очень неэффективна. Она не формирует мотивацию к учению и не способствует повышению уровня грамотности.

Основа учебного процесса – собственная учебная деятельность школьника, и, чтобы она была успешной, необходимо развивать мыследеятельностные способности, среди которых - способность к пониманию и осмыслению. Понимание и осмысление являются важнейшими этапами процесса усвоения и функциями мышления. Они построены на последовательной работе логических приемов и логических операций. К сожалению, обычно школьникам не показываются логические приемы формирования понятий, способы продуктивного усвоения правописания словарных слов, приемы осмысленного запоминания учебного материала на основе выявления закономерностей явлений, установления всевозможных связей и отношений между понятиями и т.п. Творчески работающие учителя, старающиеся разнообразить учебный процесс (честь им и хвала), не всегда владеют грамотным с точки зрения логики подходом к обучению. И трудности в усвоении и правописании остаются. А между тем есть немало методов, которые способны помочь справиться с данной проблемой.

Существуют разные методики организации работы по усвоению понятий, профилактики и преодоления трудностей в правописании словарных слов. Очень эффективны методики, основанные на использовании ярких ассоциаций.
Разработанная же методика усвоения понятий и правописания словарных слов на основе знаний логики давно апробирована и дает положительные результаты. Суть ее сводится к следующему: задействовать как можно больше логических приемов и операций. Приведем конкретные примеры.

Допустим, школьнику 9 класса на уроке русского языка нужно усвоить смысл приведенных ниже слов, да еще научиться их правильно писать. Это программные слова, трудные в правописании, из раздела учебника 9 класса «Пиши правильно!».

Аккомпанемент
Амфитеатр
Аналитический
Восточнославянский
Гигантский
Гостиная
Диафрагма
Иллюстрация
Индоевропейский
Инициатива
Интеллигентность
Интенсивный
Клише
Колоссальный
Комментарий
Компрессия
Конспектировать
Мировоззрение
Миропонимание
Мозаика
Оппозиция
Оранжерея
Пессимист
Референдум
Терроризм

После проведения работы по прояснению смысла понятий можно с этими словами «поиграть», составляя словосочетания и включая их во всевозможные связи и отношения, как было показано на примере в статье Помощь в обучении - 1

1) век – столетие; 2) молоток – гвоздь; 3) болезнь – выздоровление;
4) яблоко – фрукт; 5) голова – умный человек; 6) палец – рука;
7) работа – труд; 8) присутствие – отсутствие; 9) старость – молодость

В свободные колонки таблицы напротив каждой пары слов или словосочетаний необходимо вписать номера связей из девяти приведенных, предварительно выбрав соответствующие.

оранжерея – выращивание цветов гостиная – дом
мозаика – узор компрессия – сжатие
аккомпанемент – сопровождение ненависть – терроризм
диафрагма – мышечная перегородка между грудной полостью и брюшной мозаика – пестрая смесь абсолютно разных элементов, событий
иллюстрация – изображение референдум – всенародный опрос
пессимист – не пессимист клише – избитая фраза
клише – печать растение – оранжерея
оппозиция – сопротивление интеллигентность – свойство личности
оптимист – пессимист комментарий – пояснение
инициатива – действие научное мировоззрение – мировоззрение
диафрагма – непрозрачная перегородка с отверстием для света (в оптике) миропонимание – понимание действительности
интеллигентность – неинтеллигентность амфитеатр – представление

В следующем упражнении по определенному признаку необходимо исключить лишнее понятие.

Оппозиция
Аккомпанемент
Оранжерея
Оптимист
Иллюстративный
Гигантский
Колоссальный
Интеллигентный
Компрессия
Комментарий
Конспектировать
Колоссальный
Комментарий
Аккомпанемент
Иллюстрация
Оппозиция
Пессимист
Интеллигентность
Компрессия
Мировоззрение
Терроризм
Гостиная
Оранжерея
Референдум
Терроризм
Инертный
Интенсивный
Аналитический
Инициативный
Мировоззренческий
Восточнославянский
Террористический
Индоевропейский

Далее приводится упражнение на решение анаграмм – слов, в которых буквы меняются местами. В некоторых анаграммах допущены ошибки, чтобы у ребят была возможность проверить каждую букву. В правой колонке напротив каждой анаграммы ставится номер того слова, которому она соответствует.

1 аккомпанемент ликеш
2 амфитеатр салонькослый
3 аналитический цизяпоипо
4 восточнославянский смитиспес
5 гигантский козаима
6 гостиная рожанерея
7 диафрагма древнийспойокие
8 иллюстрация стогияна
9 индоевропейский дрефунемер
10 инициатива токемпекнанам
11 интеллигентность сктайнигиг
12 интенсивный минаоримепони
13 клише гаридафам
14 колоссальный рискпосмея
15 комментарий гельилистоннетнт
16 компрессия авицитиниа
17 конспектировать зимарвениероз
18 мировоззрение траимфеат
19 миропонимание трозример
20 мозаика ночнойсоксливасвят
21 оппозиция читалекасиний
22 оранжерея юстицияралли
23 пессимист менткомарий
24 референдум внесинийтын
25 терроризм воспетьнотакрик


Стоит попробовать? Успехов!
 

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

© 2008-2016 Занимательная педагогика.
Условия использования материалов сайта
Rambler's Top100